Что происходит с человеком после его смерти?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Сегодня мы с Вами разберем следующие вопросы, ответы на которые важно знать каждому православному человеку:
• Что происходит с человеком после его смерти?
• В чем разница межу частным судом и Страшным?
• Почему так важны наши молитвы об усопших, чем они могут им помочь?
• И какое дело в жизни человека является для него самым главным?
Отвечает протоиерей Олег Стеняев:
“Над ним совершается Частный Суд. В Писании говорится о частном суде, который следует вскоре после физической смерти человека: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир.11,26–27).
В Новом Завете тоже говорится о том, что сразу после смерти вскоре следует частный суд. Сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9,27). Этот суд называется частным, потому что не всеобщий и не окончательный, так как по Воскресении тел будет всеобщий Страшный Суд.
В самый момент смерти душу окружают или ангелы или демоны, в зависимости от того, примирилась душа с Богом или нет. О бедном Лазаре сказано: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» (Лк.16,22). Про беспечного богача сказано: «… безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя… » (Лк.12,20). Дословный перевод с греческого: «душу твою требуют назад», т.е. требуют бесы назад, к прежним грехам, т.е. в ад. Для многих неверующих мир за гробом окажется ужасной неожиданностью. Их души будут объяты вечным ужасом! И это никогда не прекратится…
Частный суд определяет, где душе находиться до дня всеобщего Воскресения тел. Отцы учат: грешил человек в теле, и отвечать будет в теле. Т.е., частный суд определяет душу или в преддверие рая, или в преддверие ада, но эта учесть может быть и пересмотренной в день всеобщего Страшного Суда. Поэтому мы и молимся за усопших. Если бы их судьба решалось сразу и окончательно после смерти тела, то и молиться за них было бы бесполезно.
Да! Со своей стороны, умершие уже ничего изменить в своей судьбе не могут. Но мы призваны стремиться помочь им. Сказано об Иуде Маккавее: «ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак.12,44–45).
Церковь учит, что мертвый сам за себя молиться не может, ему нужны молитвы живых за него. Такие молитвы, как добрые дела, идут вслед за умершим. Ибо молятся только за таких умерших, которые оказали доброе (нравственное) влияние на оставшихся в живых.
Приведем такой пример. Представьте себе: человек (инженер) построил мост и вскоре умер. Через год после его смерти мост обрушился, и погибло много людей. Комиссия по расследованию установила, что мост обрушился в результате инженерной ошибки. Чей это грех? Конечно, инженера, который спроектировал этот мост. Это его ошибка и его грех! И этот грех идет вслед за ним, этим умершим человеком.
Но зададимся вопросом: какое главное дело в жизни человека? Главное дело нашей жизни — это наши дети, и то влияние, которое мы оказали на них или на других людей, продолжает действовать и после нашей смерти. Следовательно, многие наши дела, они только еще будут настигать нас в загробном мире. И если за нас будут молиться после нашей смерти, то это и будет означать, что наше доброе влияние на людей продолжает существовать в мире живых, хотя нас там уже и нет.
И горе человеку, если он будет лежать в могиле, как безродный, и никто за него лба не перекрестит и свечки не поставит. Это и будет означать, что все его добро, которое он делал, умерло вместе с ним, и ничто доброе уже не настигнет его из мира живых.
Частному суду над душой умершего предшествует его хождение по мытарствам. Такое хождение есть расследование о жизни человека. Здесь он сам сможет убедиться в правоте всех обвинений против него. Потом предварительный приговор. Но так как главный Страшный Суд и окончательный приговор впереди, мы и должны возносить за умерших молитвенные апелляции (если так только можно сказать).
Конечно, Бог не нуждается ни в каком расследовании относительно наших душ, Ему и так все ведомо. Но все это необходимо для самой души, чтобы она смогла бы осознать содеянное ею. Полное осознание придет только в день Страшного Суда. Ибо полнота бытия для нее (для души) начнется, когда она вновь вернется в тело в день всеобщего Воскресения. До этого момента она находится как бы в непроявленном состоянии, состоянии неполноты бытия.
В Послании Восточных Патриархов сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (чл. 18, «О мздовоздаянии после частного суда»)”.
Загробный мир. Первые дни после смерти
Жизнь после смерти! – Удивительный рассказ
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Как страшно! Как же мы беззащитны и слабы. А кто будет молиться за умерших, которые умрут сразу после конца мира?
Наталия, добрый вечер!
После конца мира уже никто не умрет, и умершие все оживут, и молится друг за друга будет уже поздно, ибо начнется Страшный Суд!
То есть, если люди доживут до конца мира, то им “не повезло”, так как за них никто уже не помолится?
Наша загробная участь зависит не от молитв о нас, как об усопших, а от нашей земной жизни, от того, как мы жили здесь, на земле, с Богом ли, или без Бога. Люди должны жить по Заповедям Господним, по Слову Евангельскому, приступать к Таинствам Церкви, и, как учат Святые Отцы, жить так, чтобы быть готовыми умереть в любой момент. Не стоит надеяться на то, что после нашей смерти о нас будут молиться. Это сродни тем, кто проживает жизнь в свое удовольствие, надеясь покаяться перед смертью. О них сказал Господь: “И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12, 16-20)
Вот и мы с Вами, должны жить в страхе Божием, и надеяться на Милость Божию, а не на молитвы о нас после нашей смерти, так как всяко бывает. Молитвы после смерти еще надо заслужить! Я ни в коем случае не умаляю значение молитв по усопшим, и любой христианин крайне нуждается в молитве о нем, как об усопшем, но было бы не правильно жить так, как нам хочется, в надежде, что после нашей смерти нас вымолят.
Добрый день, Татиана. Согласна с Вами. Молятся за разных людей. Я о том речь вела, что люди, дожившие до самого конца, в любом случае останутся без молитв за них – так выходит. Никто же ни записочки за них не подаст, ни слова доброго не замолвит. Я это имела в виду.) Спасибо за Ваш подробный ответ.
Наталия, во славу Божию!
Храни Вас Бог!