Смирение

Что выше: смирение или послушание?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, разберем вопросы, касающийся послушания и смирения.

• Что выше: смирение или послушание?

• Что такое послушание – слушаться всех или только духовника и начальствующих?

• Я – послушница, мне не нравится мое послушание. Как быть?

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

“Если у человека нет послушания, то это означает, что у него нет и смирения. Смирение рождает послушание. Приходилось видеть смиренных людей – такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: «Подойди ко мне». И человек не идет, а бегом бежит: «Батюшка, слушаю Вас». Ему благословляешь какое-то послушание, а он: «Хорошо, сейчас все сделаю». А когда гордому человеку что-то скажешь, он еще подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: “Чего хотел?” – “Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил”. – “Еще чего не хватало! Я – и чтоб картошку чистил!” – “Ну, хорошо, иди подежурь”. – “Не пойду дежурить”. – “Ну, идем чаю попьем”. – “А – чаю? Чаю можно”…

Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека раздраженным или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека не послал, он везде доволен, всем рад. Любое послушание выполнит, потому что он смиренный. И таким людям Господь дает здоровья, а самое главное – душевный мир, радость, покой.

 – Что такое послушание – слушаться всех или только духовника и начальствующих?

– Когда человек послушный, то он слушается с рассуждением: не только духовника, начальствующих, но и всех, кто рядом с ним находится. Послушный – послушный везде, а непослушный знает только себя, он никого слушаться не будет. Знаете, двое таких упрямых захотели внести бревно в храм. Один говорит:

«Я первым пойду», а другой: «Нет, я пойду». Бревно поперек двери поставили, и все спорили. Так они в храм и не вошли…

В Царство Божие непослушные, твердолобые не входят, а только кроткие и смиренные. Почему? Да потому, что в обителях рая тоже послушание должно быть. Мы ведь имеем свободную волю и по смерти ее не лишаемся, как не лишены ее Ангелы. Вот, допустим, вошел человек в обители рая, что-то ему там не понравилось, не на то место его посадили, не так ублажили, как бы он хотел, он и взбунтуется, потому что всю жизнь жил по своей воле… Но таким в Царство Небесное доступа нет, такие с демоном остаются, потому что только демоны по своей, а не по Божией воле живут.

 – Я – послушница, мне не нравится мое послушание. Как быть?

Архимандрит Амвросий (Фонтрие)– В монастыре у послушников своей воли нет – какое послушание дадут, его надо принимать как от руки Господней. Это послушание нужно исполнять с радостью, потому что оно тебе дано от начальствующих, а значит и от Господа. Святые отцы говорят: «Если послушник трудится на послушании до пота, то капли пота Ангелы Господни приносят пред Престол Господа и требуют помилования этому человеку».

Помню, когда меня рукоположили во иеродиакона, дали послушание, которое было для меня тяжело. На этом послушании прежде трудилось 2 человека, но второго только что рукоположили, он служил каждый день, и мне одному приходилось нести послушание в трапезной. Встаешь в 5 утра, сначала – полунощница, потом – литургия. После службы приходишь в столовую и начинаешь накрывать на столы. Надо было поставить посуду, порезать хлеб, накормить рабочих, убрать грязную посуду, помыть трапезную и снова накрыть столы для братии. Каждому поднести второе (первое ставили на каждый стол в кастрюле). После обеда все убираешь, посуду сдаешь. Потом шли опоздавшие – занятые на послушании, их надо было накормить. Потом приходили студенты-семинаристы… Только все уберешь – пора на службу идти. Когда служба заканчивалась – снова столы накрывать, братию кормить, со стола все убрать. В это время в трапезной читались каноны, вечерние молитвы – приходилось ждать до 23 часов, пока все разойдутся. Так было изо дня в день. А еще надо было утром хлеб получить, через день квас делать – бочку литров на 200…

Придешь поздно в келию – ног под собой не чуешь, а в 5 утра опять встаешь. Как-то Господь давал, что я не роптал, а с радостью все делал. Думаю: «Ну, слава Богу! Господь дал мне такое испытание». У меня после того, как я перестал работать в столовой, появилось чувство понимания тяжести этого труда. Я знал, как это трудно, потому, когда вставали из-за стола, собирал посуду, помогал убирать все со столов. В монастыре человек должен все послушания пройти, чтобы знать тяжесть труда на любом месте. Всякое послушание надо со страхом Божиим делать, во славу Божию.

Самым тяжелым послушанием было исповедовать людей. Исповедовали даже ночью. Провел общую исповедь, народу не так и много. Начинаю исповедовать, смотрю: 2 часа ночи, а народ не кончается, 3 часа.., 5 часов утра – и все 10 человек стоят. Оказывается, 10 стоят – ждут исповеди, а другие спят. Кто поисповедовался – будит другого на исповедь. Пять утра, меня ноги уже не держат, спать хочется, думаю: «Слава Богу, мне больше достанется. За это Господь дает благодать еще здесь на земле». И действительно: тело устало, изнемогло – еле стоишь, а в душе – мир, тишина и покой.

Однажды, помню, за ночь прошло много людей на исповеди. Попались такие «мясистые» рыбки, у которых очень много тяжелых грехов, смертных. Они никогда не исповедовались. С ними поговоришь, дашь возможность покаяться, смотришь – они радостные уходят… Хоть на часок, но отдыхать ходил. Лягу – злой дух меня берет и в постели подбрасывает. Лечу, переворачиваюсь в воздухе, и… в это время просыпаюсь. Закрываю глаза, засыпаю – он опять берет и подбрасывает. И так несколько раз, сон и проходит. А мой духовник присылает за мной, зовет на исповедь под Успенский собор. Не спавши ни часа, снова иду исповедовать. Духовник прекрасно знает, что я всю ночь был на исповеди, но при всех говорит с укором: «Отец Амвросий! Как тебе не стыдно… Посмотри, сколько людей – сотни стоят, ждут духовника. Час простояли – это сотни часов пустого времени! А ты все спишь! Давай, помогай исповедовать! « Я ему: «Благословите». И опять стоишь целый день…

Иногда идешь дежурить в Троицкий собор у раки Преподобного Сергия. Там огромный поток людей (особенно по воскресеньям), целыми автобусами приезжают. Иностранцы, соотечественники подходят, вопросы задают, надо всем отвечать. Да еще следишь: вдруг кто-то из епископов приедет, надо вовремя святые мощи открыть. К 5 часам надо приготовить алтарь, все облачения – придут настоятель и служащие иеромонахи. Служат, поют акафист преподобному Сергию; после службы – проповедь, потом нужно все облачения отнести в ризницу, повесить, убрать алтарь, вымыть, проследить, чтобы весь храм был убран – с утра начнется полунощница. Особенно трудно было в дни празднования памяти преподобного Сергия. Всю неделю с 5 утра до 1 ночи – в Троицком соборе. Готовились к приезду Святейшего. Однажды после праздника, когда можно было спать больше 4-х часов, я в 12 ночи лег, а проснулся только в 1 дня. У меня был сильный будильник, но я его не слышал. Так я его специально стал ставить в пустую кастрюлю, чтобы громче звонил. Однажды встал раньше будильника и ушел. Отошел метров 100 – мой будильник зазвонил. Окна открыты – он звонил, как из пулемета строчил, за 100 метров было страшно его слышать. Слава Богу, я знал куда шел: это – монастырь, и – послушания надо принимать с любовью от Господа. А если сгоришь на послушании, Господь не лишит Царства Небесного.

Это касается не только монастырей. Это касается всех мирян. Все должны свою работу безропотно выполнять”.

Окончание, конец

В чем заключается настоящее смирение?

Великое смирение. Историческая притча

Возможно ли постичь Тайну Божьего промысла?

Сайт Семья и Вера