Копмьютерные игры

О компьютерных играх

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня мы с Вами поговорим об острой проблеме, или, если сказать более точно – о страшной и заразительной болезни детей и взрослых. О компьютерных играх…

Компьютерные игры основаны на возникающей у людей зависимости, как и табакокурение, употребление алкогольных напитков, прием других наркотических средств, основным в которой является желание человека отрешиться от действительности с ее проблемами, расслабиться. Индустрия компьютерных игр, как и производство всех видов наркотических средств, “паразитирует” на этой зависимости и получает большие прибыли.

Расслабление и удовольствие от компьютерной игры достигается путем возбуждения подкорковых структур, отвечающих за эмоции. Человек после работы или учебы говорит: «Мне нужно расслабиться» и садится за компьютерную игру получить свою дозу. Причем, врачи-психиатры установили, что наиболее интенсивно зависимость развивают ролевые компьютерные игры, когда несколько человек по сети интернет объединяются и сражаются с другой, так же объединившейся группой людей. По аналогии – в компании людей тоже быстрее спиваются и приучаются к наркотикам, чем в одиночку.

Многие говорят: «Главное – играть в меру». Но это как в “теории культурного пития” – часть людей, начавших «культурно» употреблять алкоголь, переходит в разряд пьяниц и алкоголиков. Так и в компьютерных играх: никто не даст гарантию, что, начав играть чуть-чуть, человек не «затянется» в регулярную и длительную игру.

Копмьютерные игры, дети, ребенокДети играют в различные игры. Причем, играли они всегда, у всех народов, во все времена. Игры характерны и для зверят. Любые подвижные игры, безусловно, полезны всем детям, развивают их физически, помогают им освоиться в окружающей действительности, повышают выносливость, тренируют глазомер, смекалку, вестибулярный аппарат, учат быть настойчивыми. Не приходится сомневаться в целесообразности таких игр, заложенной Творцом в биологическую программу развития любого высокоразвитого существа. Кроме того, подвижные игры помогают детям выработать правильное отношение к соучастникам игры, узнавать их реакцию на тот или другой поступок, то есть помогают в адаптации к социальной среде. Так, например, подлый, но выгодный в определенный момент игры поступок будет осмеян или даже наказан хорошей затрещиной. Все это закрепляет в сознании ребенка отрицательную значимость такого поступка. Жестокость или нерассчитанное применение товарищем по игре физической силы может привести к болевым ощущениям, зато благодаря испытанной боли он начинает понимать, что аналогичные его действия по отношению к окружающим тоже будут для них неприятны и болезненны.

Теперь перейдем к сравнению этой реальной, подвижной игры с игрой компьютерной.

Нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Все другое второстепенно и несущественно.

Ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника (экшен) или распоряжаясь армией и проч. (стратегия), можно чувствовать себя вполне комфортно и защищенно. Жалости и сострадания не возникает, наоборот – они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества. Хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, а потому накрепко отпечатываются в сознании человека, формируют личность гордой и себялюбивой, мало сочувствующей другим людям в их скорбях.

Виртуальная жизнь компьютерной игры намного динамичнее, напряженнее и, в каком-то смысле, интереснее действительной жизни. Там, на мониторе, ты управляешь обстоятельствами, а здесь – обстоятельства управляют тобой. Там ты управляешь виртуальными людьми, а здесь реальные люди (родители, учителя, начальники) управляют тобой. Там ты – бог, властелин, который не зависит ни от кого, здесь ты – человек, зависимый от окружающих тебя людей. В результате, утрачиваются правильные социальные ориентиры в обществе и навыки общения с другими людьми.

Копмьютерные игры, игромания, одержимостьФиктивное чувство независимости в игре порождает реальную зависимость от игры. Особенно это касается еще несформировавшейся личности – ребенка, подростка, молодого человека. Вот почему так часты случаи проявления агрессии у играющих в компьютерные игры при попытке близких оторвать их от этой игры. Ощущение бессмертия в игре («даже если меня убили, я ведь все равно живой») рождает легкое отношение к своим поступкам, к своей жизни, к жизни других людей («все можно переиграть»). И такое отношение игрок переносит в реальную жизнь. Такой человек перестает чувствовать ответственность за свои поступки, за своих близких, за свою учебу, работу, Родину, а в случае верующиго – еще и за свою душу. Все это для него теряет значимость, а главным становится игровое пространство, где он – всесильный владыка, по сути – бог.

Во многих играх присутствуют оккультные элементы (колдовство, магия) – в оформлении, в определенных действиях, которые нужно совершить игроку для достижения какой-то цели, в персонажах; есть персонажи, издавна олицетворяющие темную силу, – драконы, монстры, скелеты, привидения. Или нужно, например, для успеха дела строить храмы языческим богам, что-нибудь украсть, избить какого-нибудь глупого досаждающего бота (робота), дать взятку и т.п. Или: «Уже прошли игру за спецназ (или за “наших”)? Теперь попробуйте за террористов (или за фашистов)» и т.д. Причем в некоторых случаях вы не вольны выбирать между вариантами, если хотите играть дальше. В большинстве популярных игр основным действием игрока является убийство (уничтожение) кого-либо. Согласие с этим и совершение подобных действий даже в игровой форме приводит к стиранию границ между добром и злом, к постепенной демонизации человека.

В некоторых играх за прохождение определенных уровней или одержание побед игроку присваиваются звания, которые могут составлять предмет гордости в среде играющих в данную игру – тем самым подпитывается страсть тщеславия.

Во многих играх нужно собирать монеты, деньги, или они даются как награда за достижение какого-то результата, проходя миссии – делать опреленные покупки, или продавать и покупать разные виды виртуального оружия, военной техники – от этого растут тяга к стяжанию, страсть сребролюбия.

Компьютерные игры из-за жесткой программной заданности (игрок может принять только те решения, которые предусмотрены для него) неизбежно сужают и схематизируют жизненные ситуации, упрощают способы их решения, тем самым содействуя примитивизации мышления, утрате творческого подхода к решению задач. Они оглупляют человека.

Из-за обездвижения перед компьютером компьютерные игры приводят к физическому ослаблению и болезненности. Особенно это касается растущего организма, которому необходима мышечная нагрузка для нормального роста и развития. Простым нажатием кнопки ребенок может уничтожить десяток врагов. В действительности он не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике. Но ему это уже становится не нужно. Зачем, когда есть гораздо более легкий способ ощутить себя суперменом?

Какая бы хорошая и “чистая” компьютерная игра ни была, она отнимает время, которое суммируется в часы, месяцы, годы, и относится к времени, проведенному в праздности, взамен времени на мирские дела (учеба, работа, домашние дела), не говоря уже о богоугодных делах (молитва, покаяние, дела милосердия). “Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (Ефесянам 5:15-16). “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2:26). “Спешите делать добро“, – наставляли многие подвижники благочестия.

Копмьютерные игры, игромания, раздражениеКомпьютерные игры сильнее влияют на человека, чем книги или фильмы, потому что в игре происходит почти полное отождествление игрока с игровым персонажем (этому способствует реалистичность современных игр из-за хорошей графики и совершенных технологий). А книгу или фильм, даже дурные, мы воспринимаем со стороны, мы не являемся участниками этой вымышленной жизни.

Нет таких компьютерных игр, польза от которых перевешивала бы вред. Не нужно оценивать игру однобоко. Например, игра развивает логическое мышление или реакцию. Но попутно она развивает и раздражительность, и чувство зависимости, и переутомление.

Любая зависимость (страсть) порабощает человека, лишает его свободы, дарованной Богом. Грех всех зависимостей не обязательно в том, что человек делает что-то плохое, но в том, что человек не делает хорошего. Нам, живущим в миру, особенно нужно помнить слова апостола “Блюдите убо, како опасно ходите” (Еф. 5:15) и слова Спасителя нашего Иисуса Христа: “Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин.” (Матф. X:37), тем более это касается привязанности к вещам мира сего.

Окончание, конец

О матерных словах

Интернет, как отражение традиционных ценностей

Как научиться правильно использовать данное нам Богом время?

Сайт - Семья и Вера