С чего начать свое воцерковление- ангелы

С ЧЕГО НАЧАТЬ СВОЕ ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ. 4 часть
Богослужения. Церковная жизнь христианина

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Одной, из немало важных ступеней нашего воцерковления, является наше знание о Таинствах Церкви. В публикуемой нами очередной главе книги протоиерея Александра Торика, под названием: “ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь”, подробно и максимально ясно описаны правила Богослужений и церковная жизнь христианина, правильное понимание которой поможет нам воцерковить нашу жизнь и станет нам опорой на пути нашего духовного возрастания.

Мы ознакомимся с Вами с ответами на следующие вопросы, наиболее часто возникающими у желающих воцерковить свой образ жизни, а именно: Что такое Богослужение? В чём же смысл общественных Уставных богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина? С чего должен христианин начинать свою церковную жизнь?

Окончание

Богослужения

“Вопрос: Что такое Богослужение?

Ответ: Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы: Уставные Богослужения и Таинства и обряды.

Уставные Богослужения – это общественные Богослужения, порядок совершения которых определён Типиконом – Уставом.

Уставом определены три «круга» богослужений: суточный, недельный и годовой.

В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы и литургия.

Литургия является самым важным богослужением дня.

На практике эти богослужения объединяются в две группы: вечернее богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются богослужения «вечерни», «утрени» и «первого часа». Утром совершаются богослужения «третьего и шестого часов» и Божественная Литургия.

Во время Великого Поста и в некоторые другие дни, порядок богослужений несколько изменяется.

Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому‑нибудь особому воспоминанию:

• воскресенье – Воскресению Христову;

• понедельник – Небесным Силам;

• вторник – Иоанну Крестителю и Пророкам;

• среда – Кресту, в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды;

• четверг – Апостолам и Святителям;

• пятница – Кресту, в связи с Распятием Господа Иисуса Христа;

• суббота – Божьей Матери, а также всем святым и усопшим.

Среда и Пятница, в течение всего года, являются днями постными.

Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых.

Главный христианский праздник года – Пасха, называемая Праздников Праздник, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери, которые называются «двунадесятыми».

Некоторые из этих праздников совершаются в определённые дни каждого месяца и называются «неподвижными». Например, Рождество Христово, Благовещение и другие.

Некоторые же праздники, «подвижные», празднуются каждый год в другой день. Таковы Пасха и все зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы – Пятидесятница.

Самые большие праздники предваряются Постами.

Вопрос: В чём же смысл общественных Уставных богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина?

Ответ: Господь наш Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», и ещё: «…если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного».

Эти слова Господа делают понятным, почему с самого основания Христовой Церкви христиане собираются на совместную молитву.

Ещё до Рождества Христова, в период действия Ветхого Завета, важнейшей частью духовной жизни Богоизбранного народа была общая молитва в Храме, участие в священнодействиях, совершаемых ветхозаветными священнослужителями, пение духовных песнопений.

Сам Господь Иисус и ученики Его в ночь, когда Он был взят на Страдания, «…воспевши, пошли на гору Елеонскую»

Ветхозаветные священные тексты легли в основу богослужения христианской Церкви, стали стержнем, на который нанизываются вот уже почти две тысячи лет, вновь создаваемые тексты христианских молитв и песнопений.

Среди ветхозаветных священных текстов в христианском богослужении используются Паремии и Псалтирь.

По мере того, как росла и расширялась Церковь Христова, увеличивалось количество составляющих Её славу святых, – происходили события, в честь которых устанавливались Праздники, росло и количество составлявшихся в честь этих святых, или праздников, Новозаветных молитв и песнопений, которые вместе с Ветхозаветными текстами, составляют современное христианское Богослужение.

В течение истории, в разные века, создавлись различные редакции Устава Богослужений, которые, по месту создания, получали названия: Иерусалимский, Студийский, Устав Великой Церкви и другие. В настоящее время в Русской Православной Церкви действует, принятый в редакции 1695 года, Иерусалимский Устав.

Кроме общественных Уставных Богослужений, в Церкви совершаются богослужения частные – Требы, совершаемые по потребностям прихожан. Требами являются: Таинства Крещения, Брака, чинопоследования Погребения, освящения жилищ и др. Все жизненные потребности христианина, обеспечиваются молитвенной поддержкой Церкви, Её Благодатной помощью и благословением.

Окончание 3

Церковная жизнь христианина

Вопрос: С чего должен христианин начинать свою церковную жизнь?

Ответ: С выполнения четвёртой заповеди Божьей, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему;… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Нельзя путать Субботу – День Покоя, с днём, который в современном календаре называется субботой, так как, календарная суббота является шестым от понедельника днём недели.

Благословленный же Богом седьмой день недели – Воскресенье, названный так потому, что в этот святой день совершилось величайшее событие – Воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа.

Воскресный день и является для христиан Субботой, днём Покоя, который освящен Богом и в который христианин не должен делать никаких мирских дел. Это относится и к зарабатыванию денег, и к домашней работе. Только люди, работающие на производстве с «непрерывным циклом» по «скользящему графику», например сталевары, военные, врачи «скорой помощи» и др., не несут на себе греха нарушения заповеди о Субботе. Также не является грехом в этот день необходимая помощь ближним, уход за больными или престарелыми, посещение заключенных в тюрьмах. Все же остальные должны так рассчитывать свои дела, чтобы управляться с ними за шесть дней.

Однако, нельзя понимать «покой Господу Богу твоему», как “ничегонеделание”, праздность или возможность предаваться развлечениям.

Воскресный день христианин должен посвящать общению с Богом через посещение храма, молитву, чтение духовной литературы, творение дел милосердия. Особенно важно в этот день посещение храма, участие в общей церковной молитве, присутствие при совершении главного церковного Таинства – Божественной Литургии. Именно с этого, с воскресного посещения храма Божия, и начинается церковная жизнь христианина. Причём, если посещение храма в воскресеный день является непременной обязанностью христианина, то это не значит, что в остальные дни посещать храм не нужно.

Напротив, нужно стараться использовать каждую возможность посещения храма, участия в общей церковной молитве, научения проповедью священника, так как, именно в храме, христианин обретает полноту церковной жизни, наилучшую возможность стяжания Благодати Святого Духа.

Невозможно научиться водить автомобиль не садясь за руль, также невозможно жить церковной жизнью, не посещая храм Божий. Нельзя также думать, что одно только посещение храма и молитва в нём являются достаточными для полноты духовной жизни. Необходимо участие в таинствах церкви.

Мы уже говорили о том, что «не родившийся от воды и Святого Духа» и не причащающийся Тела и Крови Христовых, не имеет возможности войти в Царствие Божие. Поэтому, предполагая, что начинающий свою церковную жизнь уже принял Святое Крещение, поговорим подробней о необходимости Святого Причащения.

Как мы уже говорили в разделе о Таинствах, Посредством Таинства Причащения христианин реально соединяется со Христом, получает Благодать Святого Духа, которая очищает, освящает всё естество человека, укрепляет его душевные и телесные силы, ограждает его от воздействия демонических «чёрных» сил.

В наше время влияние этих сатанинских сил умножается с катастрофической скоростью, за счёт отступления от Бога всё большего количества людей, развращаемых пропагандой вседозволенности, призывами к обогащению, как к главной Цели жизни, одурманенных воздействием, как на сознание, так и на подсознание, оккультной информации, активно распространяемой посредством телевидения, печати и радио.

Всё большее количество людей приобщается к непосредственному общению с демонами, начиная заниматься колдовством, магией, оккультным целительством, гаданиями, обращаясь к называемым Священным Писанием «человекоубийцами»: колдунам, экстрасенсам, астрологам и прочим, явным или замаскированным, слугам сатаны.

Растет число приверженцев скрыто‑демонических восточных религий, явно или тайно сатанинских сект, типа кришнаитов, аумсинрикёвцев, виссарнионитов, да и просто вышедшей из подполья Церкви Сатаны. Современная музыка, фильмы, реклама, в большинстве своём, оказывают массированное разрушительное воздействие на человеческие души.

Единственным препятствием на пути распространения оккультной эпидемии, спасительным убежищем души является Церковь Христова, вооружённая непобедимой Силой – Благодатью Святого Духа.

Поэтому, современному христианину, необходимо чаще укреплять свою душу Благодатью через Причащение Святых Христовых Тайн.

По православной традиции, перед причащением христианин обязан приготовить свою душу к соединению с Господом, очистив её от грехов в Таинстве Покаяния.

Эти три действия: посещение храма, участие в таинствах Покаяния и Причащения – и являются началом и основой церковной жизни православного христианина.

Итак, если вы решили начать свою церковную жизнь, вам необходимо:

• Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать вам чистую, глубокую Веру, без которой нет спасения души.

• Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Причём, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть его сначала и каждый день читать по одной – две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Современному человеку можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием. Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», книгу, в которой объясняются основы вероучения. Заповеди Божьи, основные молитвы, правила по ведения в храме.

• Приобрести и начинать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.

Подбор святоотеческой литературы для чтения – есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, безусловно, понятны и полезны всем. Это: епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кроиштадский, священник Григорий Дьяченко.

Из современных авторов можно рекомендовать книги иеромонаха Серафима Роуза, архимандрита Иоанна Крестьянкина, архимандрита Амвросия Юрасова. И, конечно же, бесспорно душеполезное для всех чтение – Жития Святых.

• Для того, чтобы начать обучение молитве, а молитва – это отнюдь не простое дело, необходимо приобрести «Православный Молитвослов» – сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения.

Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь, впоследствии, включила в сборник для всеобщего употребления.

• Необходимо молить Бога о даровании вам духовного руководителя – священника, которому вы смогли бы доверить свою душу для духовного руководства, «окормления». Проблема духовного руководства – это одна из важнейших проблем в духовной жизни христианина”.

Окончание

С чего начать воцерковление. 1 часть

С чего начать воцерковление. 2 часть

С чего начать воцерковление. 3 часть

Сайт Семья и Вера