Способствует ли экономический кризис нашему спасению?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Нынешний 2016 год не предвещает Российской экономике, а также и мировой в целом, ничего хорошего… Инфляция растет, ведущие мировые валюты (по отношении к российскому рублю) также выросли вдвое. Растут и финансовые сложности многих россиян. Одним словом, материальная жизнь становиться труднее и труднее.
Отсюда возникает вопрос: Способствует ли экономический кризис нашему спасению, или эти сложности никак не относятся к нашей духовной жизни?
Протоиерей Сергий Николаев в своей книге: “На все воля Божия”, об экономическом кризисе пишет следующее:
“Объявился мировой кризис, и народ заметно приуныл. Кто из-за разрушенных планов, кто от газетных и теленовостей, а кто от общего настроения. Еще бы! Только собрался прикупить дачку или машину, а может, просто сделать ремонт, сменить холодильник… А здесь: «Тук-тук, здравствуйте, это я, экономический кризис!» И жизнь сразу сделалась скучной. Ну что это за жизнь со старой машиной! Оно, конечно, — как бы и не главного лишились, все вроде живы пока, но все-таки обидно. Мы рассчитывали пожить иначе. Зачем он пришел? Кому это нужно?
Кризисы, как и войны, безусловно, имеют свою экономическую и политическую подоплеку, но попускает Господь столь масштабные народные бедствия не ради политики и экономики, а для врачевания общественных болезней. Вроде горького, но необходимого лекарства. Ведь всякое бедствие, даже война, имеет не только страдательную, но и очищающую, и отрезвляющую составляющую. Нынешняя общественная болезнь — это настроенность на личное благополучие в этом мире. Личное благополучие и успешность сделались для многих целью жизни. Причем «личные» они настолько, что многие избегают даже семейных союзов. Чтобы не делиться «своим». А уж Богу, если о Нем помнят, отведено второе, а то и третье место.
Люди стали особенно корыстолюбивы. С каждого своего действия хотят получать материальную выгоду, или по-старому — корысть. Получать со всего, с чего можно и с чего нельзя. Рабочие и служебные места занимаются исключительно ради корысти, независимо от способностей, призвания и моральных принципов. Так же выбираются образование и род деятельности. Поменьше вложить и побольше получить — таков жизненный идеал нашего времени.
Есть Евангельская притча о безумном богаче. Некий богатый человек собрал хороший урожай, который даже не вмещался в его житницы, и тогда он сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (Лк. 12, 18-19). Вот, ведь и богат был, не нуждался человек, а не было ему полного счастья. Только тогда он ощутил себя счастливым, когда обильный урожай дал ему возможность беззаботно есть, пить и веселиться. А разве среди нас мало таких, для кого беззаботно есть, пить и веселиться — предел мечтаний? “Безумным” называет Господь такое устроение. “Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лк. 12, 20-21).
Богатство, прибыль, обеспеченная жизнь сами по себе не грех, если они не являются единственной нашей целью. Но если мы ищем и добиваемся их лишь для того, чтобы беззаботно есть, пить и веселиться — это безумие.
Бессмертная человеческая душа не может насытиться временными благами. Это видно хотя бы из того, что люди не останавливаются в стяжании богатства. Имея гораздо более, чем необходимо для жизни, они стремятся иметь еще более, в тысячи раз более того, чем они смогли бы воспользоваться. А душа, которую «накормили» миллиардом, так же «голодна», как и та, которую «накормили» пятью тысячами. Земные сокровища — не ее пища. “Ибо жизнь человека не зависит от его имения” (Лк. 12, 15).
Мы стали слишком многого желать для себя в этом мире и слишком мало богатеем в Бога. То есть, услаждая и украшая свою жизнь (а возможности для этого сегодня колоссальные), мало заботимся о душе. Митрополит Московский Платон учил различать «корысть» и «пользу»: «Под именем корысти разумеется приращение к богатству; а польза все то заключает, что каким-либо образом служит к совершенству нашему».
Если бы мы, приступая ко всякому делу, испытывали его не на материальную выгоду, вернее, не только на нее, но и на пользу, и, при этом, всякое дело, не приносящее пользу душе, считали истинно бесполезным и отвергали, то, глядишь, обошлось бы и без кризиса.
Однажды к старцу пришел юноша и с великой радостью сообщил ему, что успешно сдал экзамены и может приступить к изучению правоведения. Старец ответил ему вопросом:
— А потом?
— Потом я стану усердно заниматься, чтобы получить ученую степень, — сказал юноша.
— А потом?
— Потом я выступлю в суде и постараюсь приобрести имя как адвокат.
— А потом?
— Потом я женюсь и сделаюсь счастливым отцом семейства.
— А потом?
— Потом я стану вести приятную жизнь среди богатства и почестей.
— А потом?
— Потом… потом, — промолвил, запинаясь, юноша, — я состарюсь и умру.
— А потом? — еще раз спросил старец.
На этот раз юноша промолчал, потому что, наконец, понял…
В жизни все должно быть целесообразно. А единственная наша цель — в Боге. Только приближаясь к Богу, человек обретает счастье. Все остальное в этой жизни можно рассматривать, лишь как средство.
Да, средство. И образование, и морская прогулка, и должность, и семейная жизнь — все может приблизить нас к Богу, если совершается с мыслью о Боге, по Божиим законам и с благодарностью к Богу. А когда мы забываем Бога, то приходит кризис или другое бедствие и сообщает нам о том, что хоть мы Бога и забыли, а Он о нас помнит. И не дает окончательно пропасть.
Святые отцы учат, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям. Ведь человеческую душу формируют не покой и благополучие, а лишения и страдания. Кстати, мы все получаем их в своей жизни с избытком даже и безо всякого кризиса, и как-то справляемся с ними. Беспечное существование расслабляет дух в человеке. Не будем также забывать, как учит нас архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), что для христианина и «мирное время есть тоже время борьбы» с грехом. Потому наша земная Церковь и носит название Церкви воинствующей, где все мы — воины Христовы. Может быть, кризис, отняв у нас некоторые выгоды и излишние удовольствия, вернет нас на тропу войны с грехом? Может, он умерит наши материальные аппетиты? Научит нас, что “лучше уповать на Господа, чем надеяться на человека” (Пс. 117, 9). Ведь, как говорит народный опыт, «Не конь везет, а Бог несет».
Не стоит отчаиваться. Все мы, и имеющие, и не имеющие достаток, не лишены возможности спасения. Никакие кризисы не отнимут у нас этой возможности, если мы живем по-Божии. «Любящим Бога… все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Неприятности и скорби необходимы всем, даже любящим Бога, но переживание их смягчено той пользой, которую они приносят душе.
И еще несколько слов святителя в утешение тем, кто особо страшится будущего: «Хотя бы восстала на нас вся вселенная, восстание это премудрость Божия обратит в наше спасение и славу». Господь не оставит нас ни в каких обстоятельствах, как и обещал Своим ученикам: “Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 20).
Беседы с батюшкой. Оскудение духа любви
Кризисы способствуют укреплению семей, здесь вопрос не в деньгах даже. Когда все благополучно, супруги могут сильно отдалиться друг от друга, так как из-за наличия времени и денег у них появляются не всегда полезные интересы и увлечения, оттуда новые знакомые и опять новые занятия … В общем, испытание благополучием семья может и не пройти.
А в трудные минуты человек чаще обращается к Богу, который в режиме “скорой помощи” направляет его мысли в более правильное русло . При этом человек начинает видеть своих близких, держаться за них. А потом, когда все встаёт на свои места , о кризисе нередко вспоминают как о лучшем времени для семьи.