Кризис, семья, безработица, работа, поиск

Способствует ли экономический кризис нашему спасению?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Нынешний 2016 год не предвещает Российской экономике, а также и мировой в целом, ничего хорошего… Инфляция растет, ведущие мировые валюты (по отношении к российскому рублю) также выросли вдвое. Растут и финансовые сложности многих россиян. Одним словом, материальная жизнь становиться труднее и труднее.

Отсюда возникает вопрос: Способствует ли экономический кризис нашему спасению, или эти сложности никак не относятся к нашей духовной жизни?

Протоиерей Сергий Николаев в своей книге: “На все воля Божия”, об экономическом кризисе пишет следующее:

окончание

Объявился мировой кризис, и народ заметно приуныл. Кто из-за разрушенных планов, кто от газетных и теленовостей, а кто от общего настроения. Еще бы! Только собрался прикупить дачку или машину, а может, просто сделать ремонт, сменить холодильник… А здесь: «Тук-тук, здравствуйте, это я, экономический кризис!» И жизнь сразу сделалась скучной. Ну что это за жизнь со старой машиной! Оно, конечно, — как бы и не главного лишились, все вроде живы пока, но все-таки обидно. Мы рассчитывали пожить иначе. Зачем он пришел? Кому это нужно?

Кризисы, как и войны, безусловно, имеют свою экономическую и политическую подоплеку, но попускает Господь столь масштабные народные бедствия не ради политики и экономики, а для врачевания общественных болезней. Вроде горького, но необходимого лекарства. Ведь всякое бедствие, даже война, имеет не только страдательную, но и очищающую, и отрезвляющую составляющую. Нынешняя общественная болезнь — это настроенность на личное благополучие в этом мире. Личное благополучие и успешность сделались для многих целью жизни. Причем «личные» они настолько, что многие избегают даже семейных союзов. Чтобы не делиться «своим». А уж Богу, если о Нем помнят, отведено второе, а то и третье место.

Бригада, стройка, картина, мужикиЛюди стали особенно корыстолюбивы. С каждого своего действия хотят получать материальную выгоду, или по-старому — корысть. Получать со всего, с чего можно и с чего нельзя. Рабочие и служебные места занимаются исключительно ради корысти, независимо от способностей, призвания и моральных принципов. Так же выбираются образование и род деятельности. Поменьше вложить и побольше получить — таков жизненный идеал нашего времени.

Есть Евангельская притча о безумном богаче. Некий богатый человек собрал хороший урожай, который даже не вмещался в его житницы, и тогда он сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (Лк. 12, 18-19). Вот, ведь и богат был, не нуждался человек, а не было ему полного счастья. Только тогда он ощутил себя счастливым, когда обильный урожай дал ему возможность беззаботно есть, пить и веселиться. А разве среди нас мало таких, для кого беззаботно есть, пить и веселиться — предел мечтаний? “Безумным” называет Господь такое устроение. “Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лк. 12, 20-21).

Богатство, прибыль, обеспеченная жизнь сами по себе не грех, если они не являются единственной нашей целью. Но если мы ищем и добиваемся их лишь для того, чтобы беззаботно есть, пить и веселиться — это безумие.

Бессмертная человеческая душа не может насытиться временными благами. Это видно хотя бы из того, что люди не останавливаются в стяжании богатства. Имея гораздо более, чем необходимо для жизни, они стремятся иметь еще более, в тысячи раз более того, чем они смогли бы воспользоваться. А душа, которую «накормили» миллиардом, так же «голодна», как и та, которую «накормили» пятью тысячами. Земные сокровища — не ее пища. “Ибо жизнь человека не зависит от его имения” (Лк. 12, 15).

Мы стали слишком многого желать для себя в этом мире и слишком мало богатеем в Бога. То есть, услаждая и украшая свою жизнь (а возможности для этого сегодня колоссальные), мало заботимся о душе. Митрополит Московский Платон учил различать «корысть» и «пользу»: «Под именем корысти разумеется приращение к богатству; а польза все то заключает, что каким-либо образом служит к совершенству нашему».

Если бы мы, приступая ко всякому делу, испытывали его не на материальную выгоду, вернее, не только на нее, но и на пользу, и, при этом, всякое дело, не приносящее пользу душе, считали истинно бесполезным и отвергали, то, глядишь, обошлось бы и без кризиса.

Однажды к старцу пришел юноша и с великой радостью сообщил ему, что успешно сдал экзамены и может приступить к изучению правоведения. Старец ответил ему вопросом:

— А потом?

— Потом я стану усердно заниматься, чтобы получить ученую степень, — сказал юноша.

— А потом?

— Потом я выступлю в суде и постараюсь приобрести имя как адвокат.

— А потом?

— Потом я женюсь и сделаюсь счастливым отцом семейства.

Протоиерей Сергий Николаев— А потом?

— Потом я стану вести приятную жизнь среди богатства и почестей.

— А потом?

— Потом… потом, — промолвил, запинаясь, юноша, — я состарюсь и умру.

— А потом? — еще раз спросил старец.

На этот раз юноша промолчал, потому что, наконец, понял…

В жизни все должно быть целесообразно. А единственная наша цель — в Боге. Только приближаясь к Богу, человек обретает счастье. Все остальное в этой жизни можно рассматривать, лишь как средство.

Да, средство. И образование, и морская прогулка, и должность, и семейная жизнь — все может приблизить нас к Богу, если совершается с мыслью о Боге, по Божиим законам и с благодарностью к Богу. А когда мы забываем Бога, то приходит кризис или другое бедствие и сообщает нам о том, что хоть мы Бога и забыли, а Он о нас помнит. И не дает окончательно пропасть.

Святые отцы учат, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям. Ведь человеческую душу формируют не покой и благополучие, а лишения и страдания. Кстати, мы все получаем их в своей жизни с избытком даже и безо всякого кризиса, и как-то справляемся с ними. Беспечное существование расслабляет дух в человеке. Не будем также забывать, как учит нас архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), что для христианина и «мирное время есть тоже время борьбы» с грехом. Потому наша земная Церковь и носит название Церкви воинствующей, где все мы — воины Христовы. Может быть, кризис, отняв у нас некоторые выгоды и излишние удовольствия, вернет нас на тропу войны с грехом? Может, он умерит наши материальные аппетиты? Научит нас, что “лучше уповать на Господа, чем надеяться на человека” (Пс. 117, 9). Ведь, как говорит народный опыт, «Не конь везет, а Бог несет».

Не стоит отчаиваться. Все мы, и имеющие, и не имеющие достаток, не лишены возможности спасения. Никакие кризисы не отнимут у нас этой возможности, если мы живем по-Божии. «Любящим Бога… все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Неприятности и скорби необходимы всем, даже любящим Бога, но переживание их смягчено той пользой, которую они приносят душе.

И еще несколько слов святителя в утешение тем, кто особо страшится будущего: «Хотя бы восстала на нас вся вселенная, восстание это премудрость Божия обратит в наше спасение и славу». Господь не оставит нас ни в каких обстоятельствах, как и обещал Своим ученикам: “Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 20).

Окончание

О богатстве и бедности

Беседы с батюшкой. Оскудение духа любви

Сайт Семья и Вера