Как могут радоваться в Раю праведники, зная, что их близкие – в аду?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы:
• Если после смерти нас ожидает Рай или ад, то как могут праведники благоденствовать в Раю в то время, когда другие (и может, даже близкие люди) мучаются в аду?
• Почему самоубийц в Церкви не отпевают и не поминают, а по отношению к убийцам, например, что-то такого не слышно? А человек, между прочим, никому вреда не принес?
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Действительно, картина получается малоприемлемая. Но, во-первых, мы должны уяснить, что реалии будущей жизни, тем более Рая, нам трудно, и даже невозможно, понять и осознать. Апостол Павел, который «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4), подтверждает эту мысль: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Значит, мы при всем желании можем иметь лишь отдаленное представление, намек на то, что ожидает праведников в Раю.
А во-вторых, все же попытаемся разобраться.
Поскольку опыт райской жизни и праведности знаком очень немногим из нас, попробуем пойти от противного. Представим ситуацию с противоположной стороны: не «эгоистический Рай», а требующий сострадания ад.
Широко известно и знакомо, наверное, каждому из нас, явление, которое я бы назвал «синдром жертвы». Некий человек (допустим, «афганец», чернобылец, инвалид) болезненно переживает свое несчастье и делает все для того, чтобы окружающие его люди чувствовали неудобство от своего благополучия. Он, как говорится, доводит своих близких: говорит им гадости, иногда просто морально измывается над ними, требует к себе особого отношения и находит какое-то успокоение лишь тогда, когда его близкие расстроены и в слезах. Это можно, наверное, назвать, своего рода, нравственным шантажом. Лишением других права на радость.
Возможно ли, что такое положение дел будет существовать в будущей жизни? Возможно ли, чтобы праведники в Раю стали заложниками неблагополучия (причем не случайного, а сознательно избранного) жителей ада? Возможно ли, чтобы чужие грехи лишили их радости вечной жизни?
Если сейчас, на земле, мы подобное положение дел не считаем нормальным, то тем более в Раю такого быть не должно. Стало быть, этого и не будет. Стало быть, праведники будут в Раю радоваться, и эта радость будет не бессердечной, а какой-то особой, другой. Какой? Нам вряд ли возможно это представить, но, думаю, Бог достаточно мудр для того, чтобы дать особое наполнение этой радости.
– Почему самоубийц в Церкви не отпевают и не поминают, а по отношению к убийцам, например, что-то такого не слышно? А человек, между прочим, никому вреда не принес.
– Церковь отказывает в отпевании не только самоубийц, а вообще людей, к ней (Церкви) не принадлежащих или от нее отпавших. Отпадение от Церкви может совершиться либо уклонением в ересь, либо совершением греха и отказом от покаяния. Таким образом, Церковь не отпевает нераскаянных и упорных грешников.
Если человек перед смертью имел возможность принести покаяние в своих грехах, но сознательно отверг эту возможность, его отпевать не должны. Он определился: Церковь ему не нужна. И Церковь в ответ не навязывает ему свои молитвы. Близким такого умершего нужно смириться с положением дел. Нельзя стать или сделать кого-либо православным посмертно, точно так же, как нельзя стать посмертно, к примеру, мусульманином или коммунистом.
Если же человек явным образом не обозначил свою антицерковность, то его обычно отпевают, памятуя о том, что, подобно благоразумному разбойнику, он мог принести Богу покаяние за считанные секунды до смерти.
Но о самоубийцах такого не скажешь: последнее, что они совершают в жизни, – грех, и что особенно страшно, после совершения этого греха покаяние становится невозможным. Человек умирает в состоянии нераскаянного греха, поэтому его и не отпевают.
В древней Руси по этой причине не отпевали тех, кто погиб, сознательно и бесцельно рискуя жизнью (совершая какие-либо «подвиги» на спор), а также тех, кто погиб на разбое (не потерпевший, а разбойник)».
“Райская пирамида”. Первый этаж
Возможна ли радость в раю, если родственники в аду?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Кажется, я читала у Паисия Святогорца, что устроена всё будет так, что праведники в раю не будут видеть мучающихся в аду грешников, а последние, наоборот, будут видеть праведников, что усилит их мучения. И еще читала у Иоанна Златоуста, что праведники после смерти и воскресения наоборот, будут гневно взирать на своих родственников, оказавшихся в аду, за то, что они не выполняли заповеди Божии, не хотели исправляться и каяться. Примерно так. Жёстко, конечно, но других вариантов вроде нет.