Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Для поднятия Пасхального настроения предлагаем к прочтению отрывок из “Книги Пасхальной радости”, посвященный 24-дню Святой Пасхи Христовой, состоящий из Стихиры воскресной на «Господи воззвах», глас 3 и поучительных размышлений М. Н. Эпштейна.
Стихира воскресная на «Господи воззвах», глас 3
Недостойно стояще в пречистом дому Твоем, вечернюю песнь возсылаем, из глубины взывающе, Христе Боже: просветивый мир тридневным Воскресением Твоим, изми люди Твоя от руки врагов Твоих, Человеколюбче.
(Мы, недостойно стоящие в Твоем пречистом храме, вечернюю песнь воспеваем, из глубины сердца возглашая: «Христе Боже, просветивший мир Воскресением Своим на третий день! Избавь народ Твой от рук врагов Твоих, Человеколюбец!)
(Эпштейн М. Н. Отцовство)
“Почему, родив ребенка, начинаешь иначе, более умиротворенно, думать о собственной смерти и посмертной жизни? Ведь остается все то, что страшило и раньше, – ад бесприютности для души, выброшенной из обители тела. И однако – все другое, как будто уже чем-то знакомое, пережитое.
В ребенке словно бы видишь заранее весь ход собственного воскресения: в нем – ты, но обновленный, готовый жить дальше.
Рождение ребенка и любовь к нему – не есть ли это упражнение для души, обучающейся жить за пределами своей плоти? Если философия есть одинокая мудрость умирания, отрешения от тела, то педагогика есть наука воскресения, обретения своей души – в теле ином.
Правда, педагогику нужно тогда истолковать не как «вождение детей», а как «вождение детьми» – не только мы их, но и они нас ведут вперед, по тому таинственному пути, какой всем нам предстоит по скончании дней.
Насколько педагогика стала бы глубже, если бы ей, наряду с прежней задачей воспитания детей, была придана обратная задача: воспитывать родителей на опыте детства. И тем самым подготавливать их духовно к воскресению, к обретению нового, неименованного мира, в который с младенческой робостью войдет возродившаяся душа.
В детях нам с достоверностью раскрыто почти все, что мы имеем право знать о своей грядущей жизни. Нам вручается карта, на которой пунктиром обозначены маршруты передвижения души, способы ее вживания в телесность и пространственность иного мира, области запретные и опасные. От этого урока, быть может, зависит наше личное спасение.
Ведь нелепо же предполагать, что наш интерес к детям имеет чисто утилитарную и рекреационную ценность: отдых, забава, отвлечение от забот. Нет, дети поучительны нам так же, как и мы – им: для того главного, что еще нам предстоит и перед чем все наши заботы кажутся игрой, так же как их заботы – игра по сравнению с нашими.
То, что нам предстоит при вступлении в жизнь после смерти, наше рождение «туда», легче всего представить по собственным детям, опыту их вхождения в эту жизнь. Мы, как родители, вводим их в эту жизнь, а они вводят нас в другую, посмертную. Вот это взаимное вождение родителей и детей из жизни в жизнь и есть педагогика в высшем смысле”.
21-й день Святой Пасхи. Духовное чтение
22-й день Святой Пасхи. Духовное чтение
23-й день Святой Пасхи. Духовное чтение