Беседы с батюшкой. Период празднования Пасхи

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Праздник Светлого Христова Воскресения празднуется 40 дней, в течении которых христиане приветствуют друг друга радостными возгласами, возвещающими о том, что Христос Воскрес!

Как проводить верующим эти святые дни? Какой смысл вкладывает Святая Церковь в Воскресные пасхальные дни, когда вспоминает Евангельские события из жизни Господа нашего Иисуса Христа?

В ниже прилагаемом выпуске передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, Вы можете узнать ответы на данные вопросы, а также и духовные советы протоиерея Сергия Рыбчака, настоятеля храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской, на тему информационной безопасности:

Заглавие, Пасха

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Нина Кирсанова

– Пользуясь Вашим приглашением, хочу поздравить всех телезрителей телеканала «Союз» со светлым праздником Христова Воскресения. Христос воскресе!

– В церковной среде услышать приветствие «Христос воскресе!» вплоть до Вознесения Господня, до отдания Пасхи, привычно. Недавно был свидетелем такого уникального, можно сказать, явления, когда в обычном продуктовом магазине мужчина радостно, торжественно сказал женщине-кассиру: «Христос воскресе!» Она радостно отреагировала, но не сразу поняла, в чем дело. Иногда, когда приветствуешь такими словами людей нецерковных, они спрашивают: «Опять, снова? Вроде бы Пасха уже прошла?!» Давайте в первой части программы поговорим о том, сколько длится празднование Пасхи. Почему такой достаточно длительный срок?

– Действительно, празднование Пасхи длится более всех остальных известных главных великих праздников. Если у главных праздников имеется попразднство не более семи дней, то у Пасхи оно идет сорок дней. Воскресение Христово, праздник Пасхи, – это особый праздник, который ставят вообще выше всех и всего, потому что это действительно является сутью нашей веры – великая радость и о воскресшем Господе, и о даровании нам вечной жизни. Безусловно, как апостол Павел говорит, если бы Христос не воскрес, то и вера наша была бы тщетна. Поэтому, конечно, смысл нашей христианской веры именно в воскресении Христовом в первую очередь.

Протоиерей Сергий Рыбчак

И с самых первых апостольских веков о чем проповедовали апостолы? Главная суть их проповеди была о воскресении Христовом, о том, что пришел в мир Богочеловек, что Он через Свои страдания искупил человеческий род от греха и всякий последующий за Ним, по вере в Него, приобщается к воскресению. Мы все чаем этого воскресения. Мы знаем, что хотя по смерти каждого человека душа его живет вечно, тем не менее ожидаем и чаем (как мы ежедневно читаем в Символе веры) жизни будущего века и воскресения из мертвых, когда Господь в конце истории человеческой каждого воскресит и каждому даст новое тело – не только для того, чтобы судить, но и для того, чтобы приобщить к вечной жизни, когда уже не будет ни болезни, ни воздыхания, ни смерти, ни страданий.

– Празднование Пасхи длится до Вознесения Господня, точнее до отдания, что бывает за день до Вознесения. Почему именно такой временной промежуток?

– Число «сорок» всегда было символично, это особое число. Мы знаем, что после смерти человека мы по-особенному относимся к этим дням, молимся все сорок дней. Но плюс ко всему в течение сорока дней Сам Господь по воскресении все время являлся Своим ученикам и давал им наставления. На сороковой день Он вознесся на небо, а перед вознесением дал им последние наставления: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поэтому это то, что соответствует и историческим, и духовным событиям, которые имеют уже более древнюю преемственность в традиции.

– В минувшие воскресные дни после Пасхи мы вспоминали и чудо уверения апостола Фомы, и Жен Мироносиц. Наверное, о прошедших Неделях мы говорить уже не будем, а хотелось бы поговорить о грядущем воскресенье – Неделе о расслабленном. Расскажите подробнее о том, что мы будем вспоминать.

– Каждое воскресенье имеет свой определенный смысл. Второе воскресенье после Пасхи – апостола Фомы, третье – Жен Мироносиц, ближайший воскресный день – Неделя о расслабленном, следующее воскресенье – Неделя о самарянке, затем воскресный день будет посвящен слепому (исцелению слепорожденного), и последнее воскресенье посвящено святым отцам Вселенских Соборов.

То, что касается Недели о расслабленном, наверное, очень актуально для нашего современного мира. Я сейчас не буду углубляться в то, как живет современный мир, а в самой притче о расслабленном повествуется, как Господь исцелил человека расслабленного (мы называем так красиво, по-евангельски, а на самом деле это парализованный человек), который лежал возле Овчей купели (по- еврейски – Вифезда). Это место, куда приводили поить скот. Но именно в этой купели, в этом водоемчике происходило чудо, когда по вере людей раз в год ангел возмущал воду, а кто первый в нее входил, исцелялся от любого недуга. Можно представить, что происходило там в ожидании этого чуда. Мы знаем по нашим современным храмам, что происходит, когда, например, мы освящаем воду в праздник Крещения Господня. А уж там, где происходит явное исцеление…

И вот этот бедный, расслабленный человек тридцать восемь лет ожидал, будет ли у него шанс, столкнет ли кто-нибудь его в купель первым. Так он этого шанса и не дождался, но дождался самого главного, когда Сам Христос подошел к нему и исцелил его. «Хочешь ли ты быть здравым?» – «Да, но нет того человека, который бы меня первым опустил в купель». И Господь его исцеляет.

Неделя о расслабленном, конечно, посвящена всем нам. Мы зачастую ждем чудес не там, где реально присутствует Сам Господь. А Господь всегда рядом. И Он может любого парализованного не только физически, но даже духовно исцелить, если в нас есть хоть немного веры и упования на Христа Спасителя. Я обращаюсь уже к современным христианам. А расслабленность, конечно, проявляется во всем, в первую очередь в нашей духовной и физической, умственной лени. К сожалению, несмотря на то что очень много современных людей суетятся, много тратят энергии, по сути получается так, что иногда все впустую: растрачивается все, и жизнь проходит мгновенно.

Как старики говорят: «Работа, семья, заботы и так далее, оглянулся – а где вся жизнь, где то, что я приобрел для души?» То, что мы приобрели для своей души, войдет с нами в вечность. Изменилось качество нашей души – с этим мы и входим в вечность. А то, что мы приобрели в материальном благополучии, останется здесь, мы ничего с собой не возьмем. К сожалению, расслабленность заключается в том, что многие не понимают важного: нужно заботиться об изменении качества своей души. А люди больше заботятся о материальном благополучии, хотя действительно суетятся много.

– Перейдя от темы о расслабленном и о том, что мы, современные люди, в большинстве своем находимся в этом расслабленном состоянии, хотелось бы поговорить еще на одну тему, тоже весьма актуальную и интересную, которую можно обозначить как «информационная безопасность». В современном мире множество средств массовой информации: книги, газеты, журналы, проспекты, интернет-издания, печатные издания, множество телеканалов, и православные телеканалы существуют.

Как в этом обилии информации не потерять то, что действительно ценно, действительно важно? Мы говорили о расслабленности, может быть, наша леность проявляется в том, что мы не включаем главный духовный критерий и не фильтруем то, что имеется? Как нам не потеряться в обилии информации, научиться ее фильтровать?

– Очень актуальный вопрос для современности. Проблема заключается в том, что человек находится в этом огромном потоке информации, который действительно стал очень доступен. Если раньше мы одной весточки ждали месяцами, то сейчас информация передается мгновенно: в Нью-Йорке что-то произошло или в Москве «чихнули», через час это знают уже по всему миру. Интернет, телевидение очень способствуют этому. В таком потоке информации очень легко не только заблудиться, но самое страшное, человек сбивается с истинного пути. Прежде всего я обращаюсь к тем людям, которые имеют христианскую веру, к православным людям, особенно к молодым. Как уметь лавировать в информации? Надо поставить себе главный вопрос: как я могу проверить ту информацию, которая на меня оказывает влияние? На самом деле проверка информации (интернетовской или какой-то телевизионной новости) – очень сложный процесс. Человеку нужно потратить время и усилия для того, чтобы дойти до источника, откуда эта информация пришла.

Чаще всего любая информация искажается именно таким образом, чтобы это было «жареным», более интересным, чтобы завладеть вниманием человека. Ведь главная задача – борьба за внимание человека. И в этом плане именно настоящая, искренняя, честная духовная жизнь (только она единственная) помогает человеку вырваться из этого потока информации и, по крайней мере, хоть немножечко трезво оценить свое состояние пребывания в окружающем мире и вообще во взаимоотношениях с людьми. Надо поставить себе вопрос: что для меня главное, а что второстепенное? И исходить именно из этого. Если человек умеет хотя бы немного искренне молиться (утром, вечером; если у него хватает возможности и веры, то и в течение всего дня), то, безусловно, это ему помогает вернуть внимание к себе и посмотреть: а кто я сам на самом деле?

Второй и очень важный момент: как от потока этой информации меняются мои взаимоотношения с близкими людьми? Стал ли я более внимательным, более отзывчивым, более заботливым, более терпеливым? Если нет, значит, этот поток информации меня уничтожает, делает холодным, черствым, эгоистичным… Это второй критерий, на который нужно обращать внимание.

И, безусловно, надо понимать, какую пользу я сам получаю от того, что постоянно погружаюсь в это бесконечное море информации. Проведи эксперимент, посиди так два-три часа, а потом задай себе вопросы: что полезного от этого я получил, как у меня улучшились взаимоотношения с близкими, стал ли я немного духовнее? Потому что пообщался с Богом… Или с кем я пообщался, в принципе? А мог бы потратить это время на чтение прекрасной книги. Люди перестали читать книги – это самое страшное. Поэтому они теряют внимание, перестают думать, рассуждать, вникать в самих себя.

– Люди, думая и рассуждая правильно, решают вообще ограничить себя от этой информации: прячут телевизор куда-то на полочку или его не покупают, не читают каких-то новостных сводок, статей журналов только потому, что понимают: для них в этом больше вреда, чем пользы. Нужна ли такая крайность? Или какая-то, скажем так, доза новостей, статей допустима и, может быть, даже необходима?

– Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Все крайности – от бесов». Поэтому одна крайность – вообще лишать себя какой-либо информации, в то же время другая крайность – в этой информации постоянно купаться, постоянно ее поглощать, и, самое главное, так никогда не насытишься. Знаете, наверное, что полезное есть в социальных сетях: можно сформировать определенный круг единомышленников или тех подписок, которые ты действительно уже проверил, они тебе интересны, полезны. И, ограничившись определенным кругом подписчиков, можно хоть как-то контролировать ту же информацию или, по крайней мере, общаться с теми людьми, которые не только интересны, но и полезны. Вот это, наверное, самое положительное, что можно найти.

Что касается телевидения, положительно только одно: можно настроить два-три полезных канала, а остальные не смотреть. Я думаю, самая большая ловушка, когда человек покупает «тарелку» или подключается к кабельному телевидению и пытается настроить на своем телевизоре все 150 или 300 каналов, а потом, бедный, не знает, на каком канале ему остановиться.

– Потом не знает, когда поесть…

– Да. В этом плане я бы посоветовал два-три канала (есть действительно очень интересные, хорошие познавательные каналы) – и достаточно. Тогда и тебе легче будет, и пользы будет больше.

– Как правило, новость или статья нацелены на формирование у человека какого-то определенного представления; можно выразиться, идет передача заложенного посыла в какой-то новости. Мы соглашаемся с убеждениями автора, который это рассказывает, и порой даже не думаем о том, что что-то здесь не так. Там могут быть использованы какие-то специальные техники, например нейролингвистическое программирование, или просто у человека есть доверие этому автору. Как не отключать голову, скажем так, и пытаться на все это смотреть, может быть, критически? Стоит ли вообще смотреть на это критически?

– Если мы говорим о христианине, если у него есть хоть какая-то подготовка (допустим, он регулярно и внимательно читает Священное Писание, наставления святых отцов и, по крайней мере, знает хотя бы основные положения своей веры, вникает в ее суть), это дает ему возможность хоть в какой-то степени понимать, с чем он сталкивается, когда вдруг его вниманием завладела та или иная статья или информация. Мы сейчас не можем дать общий алгоритм поведения во всех ситуациях, но тем не менее… Например, если я читаю статью и вижу, что идет голимое осуждение кого-либо без каких-то серьезных доказательств, то я, несмотря даже на авторитет человека, который написал эту статью, могу ее просто закрыть, мне это становится уже неинтересным (или вижу, что там призыв к ненависти, попустительство какому-либо греху, прославление какого-либо греха). Понятно, что определенное духовно-нравственное устроение человека должно помогать ему хоть как-то анализировать информацию. Опять же, могу сказать однозначно, что на сегодняшний день это не все могут делать.

Более того, к сожалению, есть много людей (я знаю это по нашим прихожанам), которые еще не имеют достаточной духовно-нравственной подготовки, чтобы просто-напросто анализировать и делать соответствующие выводы. Каждое воскресенье мы проводим беседы с прихожанами: после литургии идем в актовый зал нашего духовного центра, пьем чай, и прихожане задают вопросы священнику (мне или другому). Мы просто общаемся пару часов. У нас такой принцип: сначала они задают вопросы по Священному Писанию, богослужению, творениям святых отцов, а потом все остальные вопросы, которые они накопили за неделю, или делятся какой-то информацией.

Собирается двадцать, сорок, шестьдесят человек, кто-то поддерживает, кто-то вступает в беседу, и всегда это проходит в доброжелательной обстановке, а мы, священники, помогаем им в чем-то разобраться. Это не значит, что мы во всем специалисты, но хотя бы понимаем, что если дело касается политики, то сразу эту тему отодвигаем и говорим: зачем вам это? Внимайте себе! Что вы можете в ней изменить? Ничего не можете, и проверить не можете. А вот изменить отношение к своей жене (мужу), детям или соседям ты можешь. Для этого тебе не надо читать все политические новости. Хотя бы на этом уровне бесед прихожан со священником вырабатываются какие-то определенные критерии отношения к информации и новостям.

– Помимо того что у человека должен быть духовный стержень, с помощью которого фильтруется информация, нужны и знания. Если не знаешь, о чем идет речь, если не знаешь ту же политику, взаимоотношения политиков, историю политических партий, течений, наверное, проблематично судить о том, кто прав, кто виноват?

– Я думаю, очень многие не знают. Специалисты очень высокого уровня, политологи, зная всю подноготную всех политических движений, в том числе подноготную формирования всех партий и так далее, и те до конца не смогут адекватно ответить, почему так, а не иначе. Дело в том, что у меня тоже есть друзья, которые занимались политикой, кто-то ушел из нее, кто-то остался. Но, оставшись в ней и будучи христианином, человек пытается по-настоящему внести что-то полезное даже в политические процессы. Будем надеяться, если это будет возможно.

– Чуть ранее мы говорили о книгах и о том, что, к сожалению, сегодня люди перестают их читать. Раз мы говорим об обилии информации, об умении ее фильтровать, то сегодня и на книжных прилавках огромное количество различных материалов, как христианских, православных, так и светских. Честное слово, не знаешь, какую книгу взять, чтобы себе не навредить. А как поймешь, что она тебе не навредит, если ты ее еще не прочитал? Книга одного может подлечить, другого – покалечить. Тем более что в Интернете сейчас огромное количество оцифрованных книг, электронные версии. В принципе, огромные возможности у современных людей.

– Да, такое обилие литературы, с одной стороны, радует. Но всеядность в нашей повседневной жизни приводит к несварению желудка, это понятно. Точно так же можно выразиться и в духовном плане. Если человек еще не освоил объем знаний за первый класс, а пытается уже изучать высшую математику, то понятно, что может произойти все что угодно и с головой, и с душой. И мы знаем много трагических примеров. Поэтому каждый уровень духовного возрастания предполагает и соответствующий объем литературы, знаний. Я бы в этом плане порекомендовал советоваться с тем духовником, к которому вы ходите на исповедь. Если он не сможет что-то посоветовать, это не запрещает общаться с другими священнослужителями, которые в состоянии дать добрый совет.

Более того, существует определенный объем литературы новоначального уровня. Человеку, который уже что-то освоил, давно ходит в храм, можно посоветовать что-то поглубже, посерьезнее. Человек, который имеет духовное образование или стремится к нему, должен уже читать соответствующую литературу или, по крайней мере, иметь знания по этой литературе. Информации об этом очень много, и священнослужители могут помочь своими добрыми советами.

Если читать все подряд, что привлекло, это приведет к не очень хорошим последствиям. Преподобный Серафим так и говорил: в духовной жизни не бывает ничего вдруг и сразу, должна быть постепенность. И апостол Павел говорил, что есть уровень младенчества, а потом уже постепенное возрастание до состояния, когда ты можешь переваривать твердую пищу. В этом плане сейчас нельзя дать одного совета на все случаи жизни. Но самое главное, нужно, чтобы человек понимал: если он еще не прочитал Священное Писание, ни одного толкования святых отцов на Священное Писание, не прочитал самые элементарные катехизические наставления в своей вере, то хвататься сразу за богословов или учителей Церкви и пытаться вдуматься, о чем они говорят, неразумно. Например, почитай «Триады» святителя Григория Паламы! Да человек с ума сойдет, ничего не поймет и скажет, что это вообще никто не может понимать. Кому-то нужно элементарно почитать Катехизис или самые простые проповеди священнослужителей. Вот это будет действительно постепенность – разумная и полезная.

– Вы сейчас говорите о духовной литературе, о ней хотя бы есть у кого спросить. Как быть с художественной литературой, научной?

– По поводу научной литературы ничего не могу советовать. Если вы занимаетесь наукой, есть научный консультант, наставник, спрашивайте у него. Что касается вообще всей литературы, тем более художественной, здесь надо быть предельно осторожным. Я бы посоветовал только одно: можно получить хоть какую-то пользу, читая классику – русскую, известную зарубежную. Очень многие люди не понимают, почему это называется «классикой». Потому что все те проблемы, которые их волнуют, уже давным-давно в такой доступной художественной форме разрешены. Пожалуйста, приобщайся. Почитайте Достоевского, Чехова, Гоголя, Пушкина, Салтыкова-Щедрина – и вы найдете все то, что касается нашей современной жизни и тех же политических, семейных, общественных проблем.

Почему-то у людей после школы, когда их заставляли читать классиков, возникло стойкое отвращение именно к той, как они ее называют «школьной», художественной литературе. Иногда мне приходится общаться с подростками, молодыми людьми, которые просят: «Посоветуйте что-нибудь, батюшка…» Я им говорю: «Почитайте рассказы Чехова». – «Чехова? Я думал, Вы мне что-то посерьезнее посоветуете…» Я говорю: «Разве может быть что-то серьезнее Достоевского, Чехова и так далее?» В этом проблема: преодолеть какие-то предрассудки, которые формируются в отношении классической литературы.

Все, что касается нового, модного, популярного, поверьте: это обязательно принесет какой-то ветер в голову и посеет сорняки в душе. Например, был моден Коэльо. Сколько оккультной шелухи в людях зародилось после чтения его художественных произведений! Но он был очень моден. Поэтому единственное, что могу посоветовать, – обратитесь к классике.

– Вы упомянули, что у школьников иногда случается отвращение к той литературе, которую они проходили в школе. Наверное, это касается не только школьников. Мы говорили о том, что чтение перестало быть модным. Как возродить любовь к чтению?

– Чтобы человек согрелся, он должен выходить на солнышко. Если человек хочет полюбить чтение, он должен хотя бы одну книгу прочитать, – интересную книгу, что действительно затронет те тайные струнки души, на которые отзовутся и душа, и ум. Как еще? Заставлять читать, так же как в школе заставляли, – хуже некуда. Насилие никогда ничему не учит, учит только противиться этому насилию.

Например, мой младший сын очень любит, когда ему рассказывают. Потом ему говоришь: «Вот я тебе рассказал, теперь прочитай это». Он отвечает: «Да-да». Берется, но потом опять: «Лучше ты расскажи». Читать ему уже не так интересно. А другие дети наоборот: «Не рассказывай, я лучше сам прочитаю». Это тоже склад характера. Одного правила для всех не существует. Но если человек хочет полюбить литературу, он должен хотя бы одну интересную книгу прочитать. В этом задача родителей, друзей, близких, знакомых – посоветовать ту книгу, которая тебя поразила…

Я помню, когда был молодым, прочитал книгу Генрика Сенкевича «Камо грядеши», и она меня очень сильно поразила. В те советские времена вообще не было литературы, это редкость была неимоверная, я вообще не знаю, как эта книга попала ко мне таким удачным образом. С тех пор, несмотря на то что у меня изменились взгляды и что там, я бы сказал, очень много моментов, которые, скажем так, стоит покритиковать, факт остается фактом: одна книга может породить интерес ко всей художественной литературе, связанной с христианством.

Вот что-то такое, может быть, стоит посоветовать своим близким, родным. Есть определенный набор уже проверенных интересных книг, можно их советовать, если ты сам их прочитал и знаешь. А общего правила, как заставить всех читать, нет. Сегодня все читают: не оторвешь от телефонов. Вопрос в том, что читают и зачем это им нужно.

– Вы затронули хорошую тему. Многое в нашей современной жизни делается урывками: мы быстренько прочитали новости на телефоне, пока ехали на работу, или какую-то статью может быть, даже интересную, но коротенькую. Быстрая смена информации, быстрая смена действий… В какой-то степени, может быть, это похоже на комиксы, такой жанр существует…

– Клиповое мышление.

– Да, клиповое мышление. У нас, насколько я знаю, этот жанр не так уж и популярен, а в Соединенных Штатах Америки это целый тренд. Вообще как к этому явлению относиться?

– Не очень хорошо я к этому отношусь, это однозначно. Тем не менее факт остается фактом: что нам кивать на Америку, у нас то же самое происходит. Я помню, лет семнадцать тому назад первый раз оказался в Германии (ездил к своей сестре), и меня очень сильно поразили люди: и внешним видом, и суетой, и какой-то даже безликостью. Я на вокзале долго ждал, когда за мной приедут, и мне интересно было смотреть на людей. И то, что меня очень сильно удивляло и даже вызывало какую-то неприязнь, это же, по сути дела, есть сегодня у нас в России, в нашей современной жизни – почти стопроцентно то, что я видел семнадцать лет назад в Германии.

То же самое касается и чтения, и социальных сетей, и всего остального. Если бы человек хотел получать от этого хоть какую-то пользу… Он должен всегда честно себя спрашивать: о чем прочитал, для чего? Ответь сам себе честно на поставленный вопрос, не кому-то другому. В свое время митрополит Антоний Сурожский говорил, что человек только тогда научится по-настоящему молиться, когда будет честен перед Богом и своей совестью. Бог и так тебя видит. Будь честен, ответь сам себе на вопросы: что ты сделал, как сделал, как провел свой день, как общался? Когда человек научится честно отвечать на вопросы самому себе, то вернет внимание и рассуждение. Просмотрев все эти клиповые новости и все остальное, пусть каждый ответит: что я прочитал и для чего? И все будет понятно.

– Чуть ранее мы говорили о некоторых подписках, которые все-таки могут быть для человека полезными. Бывают интересные и полезные небольшие научно-популярные статьи, рассказывающие, к примеру, о Вселенной, планетах, о растениях, животных. Как Вы думаете, такие поверхностные знания вообще человеку нужны или нет? Или если Вселенная интересует человека, тогда нужно заниматься изучением уже серьезной литературы?

– Опять же вопрос: для чего? Если тебе это просто любопытно, тогда ты не «выпендривайся» и не показывай свои знания, что ты как бы чего-то там знаешь о Вселенной и так далее и тому подобное. Если это для тебя просто любопытная информация, пусть она и остается любопытной информацией. А если человек, нахватавшись таких верхушек, без фундаментальных знаний начинает об этом рассуждать – вот это самое глупое его положение, в том числе это типичное проявление страсти тщеславия. Поэтому если тебя действительно интересует какая-то тема, попробуй разобраться в ней серьезно, почитать серьезные книги. А если нет, тогда прочитал – и забудь, как жвачку – пожевал и выплюнул. И не пытайся всем навязывать свои знания. Это будет более честно.

– Раз уж мы говорим об информационной безопасности, сейчас средства массовой информации (газеты, радио, журналы, телевидение) имеют, как правило, свой интернет-сайт, где также можно просмотреть новости, прочитать статьи. Есть даже некоторые издания, существующие исключительно в Интернете, но зарегистрированные также как средства массовой информации. Уже сегодня существует практика, когда некоторые из сайтов, содержащие призывы к экстремизму, ненависти, религиозной вражде, блокируются и доступ к ним, в принципе, невозможен. Как Вы считаете, нужна ли такая блокировка, или человек все-таки свободен выбирать, что ему читать? И нужна ли еще более жесткая цензура, когда то, что цензорам не понравится, может быть беспрекословно закрыто?

– Здесь однозначного ответа не может быть по одной простой причине: все люди разные – есть люди больные, есть люди с еще несформировавшимся мировоззрением. Поэтому если они (это касается и подростков, и болящих) будут иметь свободный доступ к развратным и экстремистским сайтам или к сайтам, призывающим к насилию, мы получим огромные проблемы не только в обществе, но и в самой стране. И это факт. Поэтому государство должно регулировать формирование в том числе своего гражданина, а с духовной и нравственной точки зрения тем более. Мы же прекрасно знаем, что человека очень легко соблазнить. Сам Господь говорит, что должно прийти соблазнам, но горе, через кого этот соблазн приходит. То есть Господь однозначно дает оценку: горе тому человеку, который соблазняет другого. Но если ты, видя, как один соблазняет другого, будешь стоять в стороне и ничего не делать, тебе тоже это будет вменено в грех и в беззаконие. Поэтому я именно за обязательное цензурирование свободного Интернета и сайтов в том числе.

Что касается свободы выбора человека, мы прекрасно знаем, особенно благодаря нашей христианской аскетике, что если человек перестает себя контролировать, то вседозволенность ни к чему хорошему не приводит. Только тогда, когда человек прилагает усилия, он преодолевает свои духовно-нравственные несовершенства, изменяет их, доводит до определенного правильного состояния. Это то, что мы называем качеством души. Никто не восхищается злодеем, насильником, обманщиком и так далее, но все восхищаются и ищут хорошего, доброго, разумного, умного наставника или друга. Тем не менее мы понимаем, что человеческое существо и душа формируются. Если мы будем просто спокойно смотреть на то, как этот соблазн сеется и как он развращает и расслабляет человека, то это будет и нашим грехом; и не только тех людей, которые носят рясы и кресты, но и тех, кто облечен властью в государстве.

– Вопрос телезрителя: «Почему в Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои»? Почему Он не молится о всем мире, хотя говорят, что Иисус умер за весь народ и молится о всех людях, живущих на земле?»

– Господь действительно пришел в этот мир для того, чтобы весь мир был спасен (под миром имеются в виду в том числе и все люди). Но важнейшим условием является вера и следование за Христом. А для того, чтобы иметь веру во Христа и следовать за Ним, человек должен сначала быть этому научен. Поэтому Господь формирует первую общину – общину Своих учеников, Он их учит в первую очередь, дает им все, чтобы они стали апостолами, то есть посланниками, которые могли бы возвестить главную весть – о пришествии в мир Сына Божьего, о страданиях Его и воскресении.

Если они будут научены, они потом разойдутся по всему миру, как мы читаем в Евангелии от Матфея: «Всему, чему Я вас научил, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». То есть здесь речь идет не о том, что Господь, скажем, отвергается от всего мира, а о последовательности: сначала формируются и учатся ученики, становятся апостолами, а апостолы уже расходятся по всему миру учить мир, для того чтобы мир уверовал (вера от слышания, а слышание от слова Божия), пришел ко Христу и через Христа имел спасение и жизнь вечную.

– Телезрительница рассказывает о такой ситуации: у нее маленький ребенок, она водит его в церковь на Причастие, но самой исповедоваться и причаститься не получается, потому что сын всю службу не выдерживает, а помочь некому. Как лучше поступить?

– Конечно, если мама – одиночка, то ей в этом плане достаточно сложно. Хорошо, если при храме есть так называемый детский садик, когда молодые мамы, папы приводят туда детей, а сами находятся на службе, молятся, исповедуются и причащаются, потом приходят за детьми и приносят их ко Святому Причастию. Конечно же, ребенок не может выдержать всю службу, в удивительно редких случаях мы наблюдаем детей, которым действительно интересно, они пытаются сосредоточиться на всей службе. И взрослые не все выдерживают, только постепенно, с опытом приходит понимание смысла службы и желание участвовать в ней.

А ребенок многого не понимает. Сначала его восхищает красота, пение, ему это интересно, а потом интерес пропадает. Поэтому здесь очень важно понять, что соответствует состоянию ребенка. И здесь надо найти либо такой храм, при котором есть садик, либо договориться со своими родственниками, что женщина какой-то один день (субботу или воскресенье) будет выделять для себя. Пусть с ребенком посидят близкие, родные, а она спокойно сходит в храм Божий помолиться, исповедоваться, причаститься. А потом будет водить своего ребеночка, но желательно не на всю службу, а так, чтобы он вмещал сколько может, допустим на двадцать–тридцать минут, в зависимости от возраста ребенка в том числе.

– Я надеюсь, наша программа и те вопросы, которые мы сегодня с Вами обсудили, оказались для наших зрителей полезными. В завершение программы, если у Вас есть желание, можно дать нам какое-то духовное наставление, совет…

– Если говорить о духовном наставлении, то, безусловно, самое главное в эти пасхальные дни для каждого христианина – помнить о том, что весть о воскресшем Христе есть суть всей проповеди Церкви, это суть нашей веры, нашего чаяния. Как Вы в самом начале передачи говорили, что мужчина пришел в магазин, поздравил кассира с Воскресением Христовым и она опешила. Не надо бояться. Чем больше в нашем обществе будет людей, которые действительно свидетельствуют о своей вере и не стыдятся этого (тем более если они делают это искренне, с радостью), тем больше будет добрых людей, больше будет верующих. И многие могут даже просто задуматься: а почему у этого человека такая радость о Христе? Он знает больше, чем знаю я? И вообще почему он до сих пор еще радуется, хотя Пасха уже закончилась?

Поэтому хочу пожелать всем не бояться свидетельствовать о Воскресении Христовом, чтобы эта радость была действительно искренней, наполняла вашу жизнь, вашу душу, утверждала вашу веру. Делитесь этой радостью с ближними и со всеми, кто вас окружает. Помоги вам Господь! Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Отец Сергий, сердечно благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. И благодарю наших зрителей.

Окончание, пасхально, 25

26-й день Святой Пасхи. Духовное чтение

Беседы с батюшкой. Церковная десятина

Беседы с Батюшкой. О Священном Предании

Беседы с батюшкой. Период празднования Пасхи

На главную страницу сайта - Семья и Вера