Все святые, икона

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

1-я Неделя по Пятидесятнице посвящена празднованию Всех Святых. К Евангельскому прочтению Святая Церковь предлагает следующий отрывок:

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30).

Иеромонах Симеон (Томачинский) произнес замечательную по своем содержанию проповедь на праздник Всех Святых, которую мы ниже и прилагаем для духовного и праздничного прочтения:

Окончание

Иеромонах Симеон (Томачинский)

“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресенье мы праздновали день Пятидесятницы, день схождения Святого Духа, день рождения Церкви Христовой. А сегодня мы созерцаем результаты действия Святого Духа в человеческой истории, видим те плоды, которые принесла Церковь в людских душах. Мы отмечаем день Всех святых.

Святых так много, как звезд на небе, есть среди них известные по именам и подвигам, и неизвестные, ведомые только Богу. Совсем недавно мы издали книгу «Синаксарь», шеститомник, в котором по возможности рассказано о каждом из святых, которые на сегодняшний день открыты и прославлены Церковью. Иногда это только имя и всего лишь несколько строк о жизни человека. Но в совокупности это дает впечатляющую картину духовного звездного неба, многообразной святости. Здесь есть святые императоры и домохозяйки, полководцы и земледельцы, монахи-аскеты и благочестивые праведники. Звезда от звезды разнится в славе. Есть великие святые, подвигам которых мы можем только удивляться, но подражать – только на малую часть. Таковы, например, преподобный Антоний Великий или преподобный Сергий Радонежский. Мы можем ими восхищаться, можем усвоить дух и настроение их подвижнической жизни, но повторить их труды и подвиги было бы желанием весьма самонадеянным.Однако есть и такие святые, жизнь которых, казалось бы, не так уж сильно отличается от нашей, просто они в определенный момент всего себя вверили Богу, и «сокровенный сердца человек» стал подлинным христианином, в полном значении этого слова.Например, сегодня празднуется святого мученика Захарии Прусского, прославленного Греческой Церковью. Вот что повествует о нем Синаскарь.

Святой Захария родился в 1764 г. Он служил приходским священником в гор. Пруссе, в Вифинии, – сейчас это турецкий город Бурса. Для него стало обычным неумеренное употребление вина. Однажды в состоянии сильного опьянения он дошел до того, что отрекся от христианской веры и принял ислам. Как-то раз, выпив много вина, он поссорился с бедной вдовой, которая не могла вернуть ему долг. Он отправился в суд подать на нее жалобу, но турецкие чиновники сказали, что не примут к рассмотрению жалобу человека, своим пьянством нарушающего законы ислама. И тут, парадоксальным образом, Захария осознал свое заблуждение и ответил, что отрекается от мусульманской веры и исповедует Христа Творцом и Господом. Он бросил на землю османский головной убор и стал топтать его ногами. Его заключили в тюрьму.

В темнице Захария плакал горючими слезами над своими грехами и просил, чтобы за него молились во всех городских церквях. На следующий день он предстал перед судом, но остался непреклонен и на все льстивые предложения чиновников отвечал, что ничто не может более поколебать его веру.

Его снова отправили в тюрьму, где он почувствовал, что к нему вернулась утраченная во время отступничества благодать Божия, наполнившая его несказанной радостью и желанием пролить кровь за Христа. Его подвергли страшным пыткам, о которых рассказывается в Синаксаре, однако его радость только возрастала. Единственной печалью было опасение умереть без покаяния и святого Причастия. По Промыслу Божию почтенные христиане города нашли способ тайно отправить к нему священника, который после исповеди причастил мученика.

Во время нового допроса Захария на все угрозы судьи казнить его громко возвещал о своей вере в Святую Троицу и призывал турок принять истинную веру. После вынесения смертного приговора его снова отправили в тюрьму, полагая, что страх заставит его изменить решение. Но и на следующий день, явившись в суд, христианин проявил еще большую готовность и радость — лицо мученика сияло, когда его вели к его собственному дому, выбранному местом казни.

Святому Захарии отсекли голову 28 мая 1802 года. Ему было тридцать восемь лет.

Как мы видим, очень непростая жизнь была у этого святого и даже тяжкие грехи, но однажды он сумел сказать себе: «Хватит! С сегодняшнего дня я христианин» – и засвидетельствовал это пред всеми, даже до мученической смерти…

Святость – это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость – это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия.

В жизни каждого есть место ошибкам и заблуждениям, большинство из нас не избежало и тяжелых согрешений, но если мы хотим быть христианами, то мы призваны к святости, это практически синонимы. Об этом постоянно говорит в своих посланиях апостол Павел. Например, так: Бог «избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4). То же самое утверждает апостол Петр: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петра, 1, 15).

С нынешнего дня, с настоящего часа для нас открыта эта дверь – подлинно стать христианами. Блж. Августин сравнивал наше постоянное откладывание своего исправления – завтра! завтра! – с карканьем ворона. Долго мы еще будем каркать? Почему бы нам не исправиться?

Почему не сегодня? Почему не сейчас?..

Святость – это наше призвание, это наш категорический императив, без выполнения которого мы не можем называться христианами”.

Окончание, конец

Слово Патриарха Кирилла в 7-ю Неделю по Пасхе

Для чего мы просим святых молиться вместе с нами?

Окончание для стихов

Духовное чтение >

На главную страницу сайта - Семья и Вера