Беседы с батюшкой. Петров пост


Беседы с Батюшкой

Беседы с батюшкой. Петров пост

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Петров пост — продолжается. И мы, православные христиане, вкушаем благодатную тишину посреди суеты летних дней, и, по силе своих духовных подвигов, приобщаемся к духовному Небесному миру.

Ниже прилагаемый выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвящен сему летнему говению.

Гость телепередачи – наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников).

Православный сайт «Семья и Вера»

окончание

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Расскажите, пожалуйста, о посте: как он появился в нашей церковной жизни (мы знаем, что он появился несколько позже, чем другие посты), как был установлен Петров пост?

– Дело в том, что начало Петрова поста напрямую связано с теми праздниками, которые были нами сейчас перечислены. Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн, обетований, истин открыл им о том, что христианину необходим пост, необходимо воздержание. Надо сказать (святые отцы потом эту тему очень подробно раскрывают), что без воздержания в пище у нас вообще ничего не получится. То есть воздержание в пище – это та первая ступенька, может быть и небольшая, с которой мы вообще должны начать всякое благочестие, всякий подвиг в нашей жизни. Все святые отцы говорят, что надо начинать с воздержания в пище. Если этого не будет, то не будет воздержания языка, воздержания от гнева, ярости, от страстей. Поэтому святые апостолы постились после сошествия на них Святого Духа, прежде чем выйти на проповедь о воскресшем Христе. Мы тоже должны поститься, подражая святым апостолам. Мы молились, стоя на коленях в храме, чтобы Господь обновил в нас дары Святого Духа в день Святой Пятидесятницы.

Во-вторых, когда мы постимся, то как бы продолжаем дело, которое совершали апостолы. Мы ведь всегда твердо заявляем, что сегодняшние архиереи – это преемники святых апостолов, они тоже проповедуют. Но и священники проповедуют о Христе, они тоже изъясняют евангельские истины, тоже крестят, как это делали святые апостолы, и миряне также в этом должны участвовать. То есть Петров пост должен быть миссионерским поприщем для каждого христианина: и священнослужителя, и мирянина. Все в этот пост должны подражать святым апостолам. А в чем подражать? Мы должны вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Мы верим тому, что они говорят. Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим стать христианами», – и шли в храм принять веру Христову и креститься. Это, может быть, первое предназначение Петрова поста – быть подражателями святых апостолов.

Вы правы в той части, что этот пост не сразу называли Петровым постом (или даже постом святых апостолов). В самых первых апостольских посланиях этот пост обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста. Но далее мы видим, что буквально с IV века этот пост определился Церковью очень твердо и окончательно, о нем говорят святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Этому способствовало то, что император Константин Великий в обоих столицах Римской империи (Риме и Константинополе) построил два больших прекрасных собора, посвященных апостолам Петру и Павлу. И в Константинополе этот собор был освящен 12 июля по новому стилю, когда празднование святых первоверховных апостолов стало особенно распространяться в Римской империи и пост перед этим утвердился как необходимая и обязательная норма.

– Многие люди говорят, что раз постились в Великий пост, то в Петров пост необязательно поститься.

– Мы постились в Великий пост, но что было дальше? А дальше была Пасха, и была Пасхальная седмица, когда нам церковный устав позволял праздновать радостно, светло, снимались все ограничения в пище. Так было пятьдесят дней, даже после Пятидесятницы целую неделю у нас тоже не было ограничений в пище. И здесь возникает опасность. Если мы восемь недель подряд жили без поста, то очень важно, чтобы те дары, те таланты, которые мы получили от Господа (их можно сравнить с драгоценными зернами, упавшими в нашу душу), не были заглушены сорняками, вредной травой, и в этом нам помогает пост.

Нам уже достаточно праздновать, получив дары Святого Духа, надо уже попоститься и делать добрые дела. А мы помним, что в совершении добрых дел нам должны помогать пост и молитва, как два крыла, которые возносят нас от земли на небо. Вспомните слова Самого Господа, Он говорил: «Как могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? А вот когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься». И после Вознесения Господа Иисуса Христа, после Сошествия Святого Духа нам тоже подобает поститься, исполняя эти слова Господа Иисуса Христа, поэтому Петров пост необходим и очень важен.

– Как мы знаем, длительность этого поста зависит от Пасхи.

– Да, он начинается строго через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через восемь недель после Пасхи, и поскольку Пасха – переходящий праздник, его продолжительность бывает от шести недель до одной недели и одного дня.

– В этом году этот пост не очень длинный, чуть больше двух недель.

– Да, поэтому уж точно не стоит унывать.

– Этот пост не такой строгий, как Великий. Какие есть послабления в этом посту?

– Надо сказать, что любой пост – это, прежде всего, Божественное установление, и поэтому никакой пост никто в Церкви отменить не может. Вы правильно сказали, что могут быть послабления. Этот пост не самый строгий, в нем разрешается употребление рыбы в субботу, воскресенье и даже в другие дни, когда на них приходятся праздники. Обычно выбирается какая-то средняя мера этого поста, когда воздерживаются от употребления рыбы в среду и пятницу. Но в монастырях или отдельные, более строгие христиане могут поститься построже, ближе к церковному уставу, а кто-то выбирает более мягкую форму поста – это надо решать с духовником, порой просить совета врача. Но мы должны поститься по совести и в меру своих сил.

Когда говорят о посте и люди сразу начинают задавать вопрос о том, какие могут быть послабления, то хочется напомнить, что очень часто сами эти прихожане, наоборот, страдают от излишнего веса и активно борются с калориями, смотрят по телевизору все программы о том, как сбросить лишний вес, действительно хотят быть стройными, подтянутыми, читают статьи на эту тему, обращаются к врачам, чтобы им подобрали диету, при которой было бы как можно меньше калорий. И хочется задать вопрос: чем же тут может помешать пост? Конечно, пост не для того, чтобы мы только вес сбросили, но он как раз помогает нам иметь воздержание. Поэтому нам надо просто соединить в себе эти разные намерения, когда, с одной стороны, мы ищем послаблений в посте, а с другой –думаем, как бы похудеть.

– Мой знакомый – вегетарианец, он говорит: «Зачем мне пост? Я и так постоянно пощусь». Вегетарианство и пост как-то соотносятся?

– Не совсем. В каких-то точках есть соприкосновения, но не полностью. Дело в том, что вегетарианцы просто по каким-то мотивам (а мотивы бывают разные) не употребляют пищу животного происхождения и порой даже рыбу. Церковь на этом не настаивает, она, наоборот, создает правильный, нужный ритм, когда какую пищу употреблять. Я помню, нам в духовных школах говорили, что тот ритм, который задает церковный устав, наверное, самый идеальный и лучший, его вряд ли подберут для нас медики, доктора и профессора, лучше следовать этому ритму, и все будет благополучно. Поэтому мы больше следуем словам Бога, Который после всемирного потопа благословил вкушать и пищу животного происхождения. Но если у нас есть строгие подвижники, которые ограничивают себя, то они делают это ради добродетели воздержания и совершенствования.

Мы хотим через ограничения себя в том или ином роде или качестве пищи обуздать свой язык, гнев, ярость, раздражительность, справиться с собой, то есть мы видим, что из-за нарушения поста Адам и Ева потеряли рай. Поэтому нарушения поста – вещь опасная, и нам надо стараться пост соблюдать. Когда нарушается эта добродетель, то образуются тяжелые последствия, а когда пост заканчивается, люди могут вкушать и другую пищу. Вегетарианцы, в отличие от верующих, подходят к этому чисто гастрономически; может быть, с медицинской точки зрения или биологически. А у нас подход именно духовный, мы заботимся о состоянии души, то есть мы знаем, что от качества пищи очень зависит состояние нашей души. И это может почувствовать каждый. Если мы, например, выпьем стакан воды и съедим кусочек черного хлеба, то у нас будет одно настроение, а если человек съест шашлык и выпьет спиртного, тогда будет совсем другое состояние, даже комментировать не надо. Поэтому когда мы хотим обуздать себя, справиться с собой, когда хотим, чтобы дух господствовал над плотью, чтобы нам легче было молиться, идти в храм, чтобы было сподручнее делать добрые дела, то и соблюдаем пост.

– Вопрос телезрителя: «У нас на работе люди разного возраста, и перед тем, как человек идет кушать, говорят не “приятного аппетита”, а сокращенно: “приятного…” Мне не нравится, когда коверкают наш русский язык, и я в ответ на такое пожелание ничего не говорю. А когда говорят “приятного аппетита”, то я отвечаю: “Спасибо”. Не является ли это с моей стороны проявлением гордости, высокомерия?»

– У Вас вопрос больше лингвистический. Я был в Хорватии, ехал в автобусе и слышал по радио, как звонят во время эфира и говорят: «Добрый вечер!», а ведущий отвечает просто: «Добрый…», – тоже идет некоторое сокращение слов в обращениях, в разговорной речи. Для разговорной речи характерно сокращение, и это наблюдается в самых разных языках, не только в русском. Такое же я слышал про немецкий язык. Мне трудно прокомментировать, почему они какие-то слова начинают опускать, но я бы хотел, чтобы Вы все-таки в общении с ближними явили любовь к ним, снисхождение, может быть, не были бы так строги. Тем более что из того рассказа, который я сейчас услышал, чего-то крамольного не наблюдаю. Поэтому ради сохранения мира в Вашем коллективе лучше остаться на позициях вежливости, доброжелательности.

– Время поста – это не только время воздержания в пище, но и покаяния. Всегда задается вопрос: как исповедоваться и причащаться в пост?

– Вы правильно подметили, что пост – это время воздержания, причем во всех отношениях: воздержание в пище должно сопровождаться воздержанием языка, гнева, ярости; супруги в этот период должны по обоюдному согласию стараться иметь воздержание в супружеских отношениях, потому что время поста – это время усиленных молитв, чтения Священного Писания и говения, когда православные христиане (в период, как более удобный, который больше к этому располагает) должны посещать храмы Божии, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Я сразу хотел бы призвать всех наших зрителей разумно использовать этот период Петрова поста и обязательно причаститься Святых Христовых Таин (может, кто-то сможет это сделать и дважды), собраться с силами, найти время и возможность.

Что касается подготовки к причастию, то она зависит от персональных возможностей, но в целом, если мы постимся, это уже прекрасно. Если вне поста мы обсуждаем, сколько дней надо попоститься перед причастием (день, два или три), то во время поста в этом плане проще, уже один вопрос как бы снят. Также надо прийти в храм Божий исповедоваться в своих грехах. Вообще надо сказать, что покаяние – это процесс всей жизни, и та исповедь, которую приносит человек перед священником, а вернее перед крестом и Евангелием, перед невидимо стоящим Господом, это лишь завершающий момент. Этому нас научает апостол Петр: он отрекся от Христа, но когда запел петух, тут же раскаялся в своем грехе и заплакал. И даже когда Господь явился и простил его за это отречение, восстановил в апостольском достоинстве, он все равно до конца своих дней плакал каждую ночь, омывал слезами свое ложе, когда пел петух.

Так и мы: когда совершили какой-то грех, мы тут же, не дожидаясь исповеди, должны сокрушаться в своем сердце, молитвенно обращаться ко Господу, просить Его о прощении. То есть этот процесс должен в нас назревать, и поэтому к моменту исповеди, когда человек подходит к священнику, к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, это уже завершающий процесс, когда он исповедует свои грехи и священник читает молитвы, а Сам Господь прощает кающегося в его согрешениях. Причем Святая Церковь говорит, что человеку не только прощаются перечисленные им грехи, в которых он раскаялся, но и дается благодать Божия больше не впадать в эти грехи. Есть такие закоренелые грехи, как курение, пьянство, и порой люди говорят: «Как можно от них отойти, как их бросить?» Самый простой ответ: надо начинать каяться в этих грехах, регулярно приходить на исповедь, и благодать будет помогать человеку в эти грехи больше не впадать. Уж как человек использует эту помощь, насколько пожелает ее использовать – это другой разговор.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в коллективе такая проблема: примерно 80% женщин грязно матерятся, даже матушку поминают нехорошо. Причем женщины все очень приличные, матери, бабушки, а со смехом рассказывают, как их дети так же разговаривают с ними. Смешно им… Я уже пыталась проводить с ними беседу. Как вести себя, как до них донести, что так ругаться нельзя?»

– Ваш вопрос сложнее, потому что тот грех, который Вы обозначили, более страшный, чем у первого дозвонившегося, здесь уже чисто духовная проблема, потому что употребление матерных слов является определенной формой беснования. Против беснования у нас есть Иисусова молитва, поэтому когда Вы слышите в Вашем коллективе матерные слова, то должны про себя прежде всего творить Иисусову молитву. Надо понимать, что Иисусовой молитвой, чтением Псалтири и слова Божия отгоняется бес, он уходит от человека, которого мучает. Когда человек пленен бесом, он говорит матерные слова. В этот момент прежде всего надо внутри молиться, и, конечно, отвечать таким людям надо нормальным языком, как и подобает христианам.

Вы правы, что делаете замечания, особенно это хорошо тогда, когда люди принимают Ваши замечания. Но этот порок есть в нашей жизни, это определенная степень невоцерковленности нашего общества, такой критерий, показатель того, что у нас еще довольно большой процент людей, которые сами не читают Евангелие, мало молятся, редко ходят в церковь к причастию. Следствием такого обмирщения является факт использования матерных слов. Помоги Вам Господь это выдержать, стоять твердо, мужественно, спокойно и сохранять внутренний молитвенный настрой.

– Когда читаешь различную православную литературу относительно постов, воздержания и т.д., помимо всяких описаний изменений поста или послаблений обязательно любое наставление заканчивается простой фразой, что все послабления должны проводиться по благословению духовника. Какова роль духовника для православного христианина в пост?

– Роль духовника и вообще всякого священника важна не только в пост, а вообще всегда, потому что к нам подходят все люди, будь то наши духовные чада, которые приходят к нам постоянно на исповедь или для беседы, или случайный человек, зашедший в монастырь, в храм Божий, или просто встретившийся на улице. Батюшка везде остается таковым и всегда должен нести слово Божие, но именно духовник должен качественно определять и помогать человеку проходить его духовное поприще. В этом и сложность, потому что сколько людей, столько и путей в Царство Небесное, и в этом плане нет никаких шаблонов, в каждом человеке батюшка должен увидеть замысел Божий о нем, жизненный узор его. Священник должен помочь ему пройти жизненный путь добродетельно, благочестиво, в максимальном соответствии с Евангелием – в этом состоит его задача. И, конечно, обязанность священника распространяется на то, чтобы помочь христианину пройти поприще поста.

Когда наступает пост, у многих появляется некоторое малодушие или паника: «Как я смогу его пройти? Хватит ли у меня сил?» Сразу начинают вспоминать свои болезни, и здесь священнику приходится сказать, что ни Господь, ни Церковь, ни мы выше сил ничего не требуем, все надо делать в меру сил, и поститься тоже. А с другой стороны, мы ни в коем случае не должны потакать нерадению, когда человек может поститься, но не постится, а только ищет причины, чтобы получить у священника благословение и как щитом им закрыться, чтобы не соблюдать пост, используя некоторое лукавство.

Например, заметьте, что когда пост заканчивается, очень часто в душе бывает печаль, совесть обличает, что пост прошел, а ведь ты мог бы это поприще пройти лучше, мог бы поститься более строго, то есть ты сам к себе был чересчур снисходителен. Такие моменты надо запоминать, и когда начинается следующий пост, надо проявлять усердие, помнить слова Господа, что «Царство Божие нудится и только нуждницы восхищают его». Или надо вспомнить о том, как мы в жизни достигаем других целей. Недавно был выпускной вечер у школьников. Они старались успешно закончить школу, прилагают усилия, чтобы поступить в высшие учебные заведения и потом закончить их, хотя только 50% работают по своей специальности. А сколько усилий люди прилагают, чтобы заработать деньги или сделать карьеру?

– Вся жизнь уходит…

– Порой мы тратим огромные усилия даже ради ложных, обманчивых или ненужных целей. Надо быть перед собой честным и сказать: «Я ведь должен постараться, чтобы спасти свою душу». То есть подойти к понятию поста с этой стороны: «Если я стараюсь, чтобы заработать средства или сделать карьеру, почему же я не должен стараться, чтобы спасти свою душу, ведь это еще более важно?» Душа больше тела, проблемы души надо решать прежде проблем тела, наша душа наследует вечность, и мы тоже должны думать об этой вечности и строить свою жизнь соответствующим образом. Священник должен здесь уметь найти такие слова, чтобы успокоить людей, утешить их от такого панического настроения, особенно в первые дни поста, и показать им истинные цели того, зачем этот пост нужен. Никто не хочет поиздеваться над нами, мы сами сознательно вступаем на это очень важное благочестивое поприще и хотим его пройти достойным образом, чтобы получить духовную пользу.

Окончание

Беседы с батюшкой. Рождественский пост

Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту

Сайт - Семья и Вера

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: