Зачем было убито много детей при выселении евреев из Египта?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Десятая казнь для египтян была самой бедственной. Ангел Господень поразил всех первенцев египетских как среди людей, так и среди скота. Отсюда возникает следующий вопрос:
Неужели Бог не мог как-то иначе решить вопрос о выселении евреев из Египта? Зачем детей-то убивать? Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие – люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно пояснить, о чем идет речь. Когда Господь Бог «вспомнил» о бедствиях Своего народа, находящегося в египетском рабстве, Он избрал из этого народа пророка Моисея и поручил ему вместе с братом – Аароном – возглавить некую освободительную миссию.
Моисей передал фараону повеление Божие об освобождении еврейского народа, но фараон не хотел ему подчиниться. Тогда Моисей сначала угрожал фараону карами за непослушание, а затем, по прямому повелению Божию, эти кары осуществил. Точнее будет сказать, что Моисей лишь предупреждал фараона о карах и пытался уговорить его, а бедствия на фараона и всю землю египетскую (так называемые десять египетских казней) посылались Богом.
Последняя казнь, сломившая, наконец, сопротивление фараона, – это умерщвление первенцев египетских. После соответствующего предупреждения «…в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (по всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы» (Исх.12, 29-31). Без преувеличения – душераздирающее повествование. Так неужели Бог не мог как-то иначе поступить?
Ответ очевиден, хотя его сложно понять и принять, – да, не мог. Бог избрал наименее болезненный вариант решения задачи из всех возможных. Но все же: почему такой кровавый? Попытаюсь хоть в какой-то степени пояснить.
Бог обращается через Моисея к фараону с повелением отпустить Его народ. Если мы к кому-либо обращаемся, то, чтобы нас поняли, нужно говорить на языке, понятном собеседнику, использовать знакомые ему категории мышления. Вот и Бог, говоря с фараоном, приспосабливается к его мировоззрению. Каково же было мировоззрение фараона? Очень своеобразное и категоричное: я – бог! Я все могу!
Да, в Древнем Египте обожествляли фараонов, которые, я подозреваю, сами охотно разделяли мнение своих подданных о своем божественном происхождении. Чтобы фараон, этот божок, поступил по воле Божией, его было необходимо убедить, что он имеет дело с более могущественным богом, чем он сам.
В те времена сознание людей было политеистично, в их представлении боги могли обладать разной степенью могущества. Степени эти выяснялись, как правило, в личной схватке. Вот и Бог Авраама, Исаака и Иакова вынужден был меряться силами с богом-фараоном. Конечно, для наибольшей убедительности, победа должна быть одержана на территории противника и тем оружием, которое противник выбирает. Наверное, поэтому и вынужден был Бог убеждать фараона теми способами, которые для него были более доходчивы.
Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие – люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?
Как я уже говорил, отношение народа к фараону было религиозно: люди ощущали себя не отдельными индивидуумами, а частичками народа, всецело принадлежащего богу-фараону, который имел все права на их имущество и жизни. Эти люди вверяли свои жизни фараону – подобно тому, как мы это делаем по отношению к Богу: «Да будет воля Твоя».
Ну и кто виноват, что они поставили не на того? Их доверие было обмануто, подобно тому, как, например, могут обмануться незадачливые туристы, поверившие ложной карте местности и забредшие в болото. Кто в этом виноват? Можно говорить, что виноваты сами: куда смотрели, о чем думали? Пожалуй, можно назвать произошедшее роковой ошибкой, но сваливать всю вину на Бога, на мой взгляд, все же нельзя».
К ответу отца Александра хотим добавить, следующий веский аргумент, который, быть может, и породил десятую египетскую казнь.
За несколько десятков лет до наступления десятой казни по приказу фараона стали убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. (Младенец-Моисей лишь чудом избежал умерщвления). Делалось это для того, чтобы численность еврейского народа не увеличивалась. Таким образом было убито великое множество безвинных младенцев, кровь которых легла на весь египетский народ. Посему десятая казнь была неким возвращением той жестокости, которую посеяли сами египтяне во главе со своим правителем – фараоном.
Пасха и исход евреев из Египта. Миша Романов
Существует ли Божественное предопределение?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Огромное спасибо за такой подробный ответ, батюшка, за то, что уделили время для него. Всегда смущали эти места из Писания об ожесточении сердца фараона: ведь не стал бы благий Господь попирать его свободную волю. Но своих размышлений, естественно, не хватало, а в интернете не находила такого ясного ответа. Спаси Господи Вас!
Во славу Божию!
С Богом!
Здравствуйте. В Книге “Исход” сказано: “Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых” (10:20), “И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их” (10:27), “Моисей и Аарон сделали все сии чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей” (11:10),”А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.”(14:4). Это не единственные примеры, где ясно написано, что Господь ожесточает сердце фараона, после чего фараон не отпускает египтян или пускается за ними в погоню. Как нужно воспринимать этот текст об ожесточении Господом сердца фараона: буквально или иносказательно? Если иносказательно, то по какой причине?
Объясните, пожалуйста, следует ли из этого понимать, что Господь насильно и против свободной воли фараона ожесточил его сердце? Если нет, то почему? И если бы Господь не ожесточил сердце фараона, то он бы отпустил египтян из плена? Спасибо.
Здравствуйте, Наталья!
Преподобный Ефрем Сирин толкует эту книгу Исход и эти слова. Я приведу это толкование ниже. Я призываю Вас внимательно прочитать эти слова и в конце я выделил фразу, которая и есть ответ на Ваш вопрос. Очень радостно, что Вы изучаете Священное Писание. Я призываю Вас прибегать к толкованию святых отцов.
Мир Вам и Божие благословение!
Навел Моисей пругов, истребили они траву и все, что осталось после града. И сказал фараон: «Согреших пред Господем… и к вам: простите убо мой грех еще ныне» (Исх.10:16—17). Если бы фараон был ожесточен, то не сказал бы этого, ибо ожесточенному сердцу чуждо покаяние. Но если поражаемый умоляет, а избавляемый упорствует, то значит, что он свободен. То и другое свидетельствует, что он властен над самим собой.
По слову Моисееву пруги исчезли, как скоро фараон начал раскаиваться. Но поскольку колебался он в своем намерении, то Моисей наводит на весь Египет тьму, продолжающуюся три дня и три ночи. Евреям же «бяше свет» (Исх.10:23), чтобы получили они успокоение от трудов и собрали все свое имущество, готовясь к исходу. И сказал фараон Моисею: `«Идите с женами и детьми, и послужите Господу» (Исх.10:24); оставьте только имущество свое в удостоверение, что возвратитесь`. Моисей отвечал: `Не многочисленны стада наши для великих жертв, какие должны мы принести Богу нашему. Поэтому и ты должен на жертву Богу нашему дать (Исх.10:25) нам своего скота, если только остался у тебя; «мы же не вемы» (Исх.10:26), что будем приносить в жертву Богу, пока Сам Бог не отделит угодного Ему из стад наших`. «Ожесточи же Господь сердце фараоново, и не восхоте отпустити народ» (Исх.10:27). Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: `Отпущу`, а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение, попирает законы”.