Почему среди людей существует неравенство?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Один человек задался следующим вопросом. “Вот говорят: всякая власть от Бога. Выходит, и Гитлер, и, допустим, Александр Невский – оба хороши? Как понять всеблагую волю Божию, управляющую миром с помощью таких сатрапов, как, например, Гитлер? Почему среди людей существует неравенство?”
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Если бы Бог хотел сотворить людей равными, Ему пришлось бы заселить землю совершенно одинаковыми клонами. Среди такого населения были бы невозможны никакие межличностные отношения: ведь что-бы строить отношения с человеком, нужно отличать его от других. Не связанные друг с другом никакими отношениями, такие люди не знали бы, что такое любовь и счастье.
Нетрудно догадаться, какие чувства они все же могли бы испытывать – вражду и рознь; для этого нет необходимости отличать людей друг от друга, вражда вполне может быть тотальной (один против всех).
Не думаю, что кто-либо из нас согласился бы жить в таком обществе, уверен, что не таковы и стремления нашего Творца. Поэтому и было сотворено человечество, не как набор одинаковых деталей конструктора, а как общество самобытных и своеобразных личностей, среди которых нельзя найти двух одинаковых.
Поэтому среди людей существует неравенство. А раз есть неравенство – значит, необходимо и подчинение одних другим, то, что принято называть властью, иерархией.
Каждый разумный человек согласится, что лучше власть кого-либо над другими, чем анархия. В этом смысле, действительно, всякая власть – от Бога, и всякая власть – благо, так как общество, наделенное властной структурой, в гораздо меньшей степени подвержено греховному произволу отдельных личностей.
Однако, нравственные качества носителя власти, как правильно заметил автор вопроса, могут быть различными, и между ними не может быть знака равенства.
Но как тогда понять всеблагую волю Божию, управляющую миром с помощью таких сатрапов, как, например, Гитлер?
Попытаюсь объяснить, обратившись к примеру врача, который одного больного отправляет в санаторий, а другого подвергает опасной и болезненной операции, не потому, что по-разному относится к своим пациентам, а потому, что их болезни требуют различного лечения.
Вот и носитель власти может быть проявлением благословения Божия, а может – наказания. Несмотря на явную противоположность действий благословения и наказания, и то, и другое, является проявлением заботы Бога о людях, подобно тому, как действия врача являются проявлением его заботы о пациентах.
Нужно набраться мужества и признать: видимо, состояние человеческого общества бывает настолько запущенным, что Бог попускает приход к власти жестокого правителя, как вариант меньшего из возможных зол.
Конечно, мысль эта недоказуема, она опирается лишь на непоколебимую уверенность в том, что цели Бога благи. Принять эту уверенность в сердце трудно, но еще более немыслимо ее отвергать, ведь в таком случае, мы будем вынуждены Самого Бога обвинить в геноциде по отношению к человечеству, признать Его этаким Гитлером вселенского масштаба, что и жутко, и лживо».
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Если я не ошибаюсь, Лука Крымский высказал такую мысль: когда у него спросили. что если вся власть от Бога, то почему тогда православные отрицательно относятся к советской власти, то Святитель ответил: эта власть дана нам по грехам.
И ещё: в Древней Руси была известна мудрость: всякий народ достоин своих правителей. Ну, да, Гитлер – сатрап, но как получилось, что к власти пришёл именно он?
Если можно, соображение от себя: Бог дал человеку свободу, но этой свободой можно распоряжаться по-разному. Если, допустим, лично я со своей свободой пойду мусорить на улице – то, простите, при чём тут Бог? Претензии должны быть ко мне, а не к Богу.