Есть ли благодать над неверующими?
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы:
• Есть ли благодать над неверующими?
• Какие существуют основные виды благодати?
• К чему нас призывает Бог?
• Для чего нам дана земная жизнь?
Отвечает протоиерей Олег Стеняев:
“Есть в богословии представление о двух основных видах благодати. Это — благодать предваряющая и благодать оправдывающая, или освящающая.
Благодать предваряющая — распространяется на весь род человеческий независимо от религиозной принадлежности людей. Бог заботится и промышляет о всем роде человеческом. Его Промышление о нас следующее: сказано, что Бог«…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,4).
Через заботу о каждом человеческом существе Бог проявляет Свое качество Любви (человеколюбия). Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех… » (Исх.34,6-7).
Такая предваряющая, т. е. призывающая ко спасению благодать Божия действует над каждым человеком. Предваряющая благодать — именно и есть божественный призыв к совести каждого человека.
Но! Как мы сказали выше, есть и оправдывающая и освящающая благодать, которая действует только в жизни верующих людей. В жизни тех, которые ответили на божественный призыв.
Такая благодать (освящающая и оправдывающая) действует только в жизни уверовавших во Христа Спасителя. Она, такая благодать, имеет не временное (как благодать призывающая, предваряющая) но вечное значение.
Бог в настоящее время смиренно предваряет (призывает) души всех людей ко спасению. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3,20). Но не все готовы ответить на этот призыв! Есть люди, которые так и не ответят согласием на призыв веры. Свв. Отцы учат, что для таковых, и именно из за любви к ним, Господь попустил ад. Как можно прочитать у св. Исаака Сирина, «что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучения, исходящие от любви, то есть, мучения тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем».
Не надо забывать, что по учению Церкви, свободная воля будет сохраняться у людей даже в аду. Познав бытие Бога в загробной жизни, но по своим преступлениям попав в ад, грешники возжаждут рая, и эта жажда причинит им невыносимые страдания. Они испытают такие угрызения совести, которые несравнимы ни с какими чувственными (телесными) страданиями. Не надо думать, что Бог виновник их страданий. Льюис писал: «Те, что в аду, сами выбирают его. Без этого собственного выбора ада бы не было… Врата ада заперты изнутри». Человек поселяется в аду уже в этой жизни, погружая свою душу в мир греха, страстей и искушений.
Равно и находящиеся в раю осознают, что рай начался для них еще на земле, когда они ответили на божественный призыв предваряющей благодати. В этом смысле в этой земной жизни Господь заботится о всем Своем творении, а в будущей жизни сугубо будет заботиться только об уверовавших в Него.
Впрочем, и попавшие в ад не будут полностью лишены промыслительной заботы о них со стороны Создателя. Они не захотели жить с Богом, отвергли Его во дни своей земной жизни, и Бог разрешил им жить в аду. Бог не ограничивает свободной воли человека, посему и сказано: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.2,11-12). Человек получит ровно то, что заслужил! Не больше и не меньше. Для этого нам и дана земная жизнь, чтобы мы сделали свой выбор или в добре, или во зле. Святитель Иоанн Златоуст говорит:«Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».
Дух Святой в настоящее время сослужит и праведным, и грешным. В праведных Дух Святой усиливает стремление к праведности, а на грешников воздействует обличением их совести (если хотите, тормозит их жизнь во грехе).
Но никто не существует, и не существовал, и не будет существовать совершенно без Божией благодати. Если бы Бог отнял свою благодать от кого-нибудь, то его жизнь моментально прекратилась бы. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17,28).
Что такое Святой Дух и Божественная благодать?
Как Богородица оставляет Свою благодать на иконах
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
“Свв. Отцы учат, что для таковых, и именно из за любви к ним, Господь попустил ад”.
Добрый день. Как правильно понять эти слова о попущении ада? Ад сам собой создался, а Бог это попустил? Или Бог сам создал ад? Что значит “попустил ад”?
В Евангелие от Никодима ад фигурирует как живое существо. Кто же его создал? Лишь Бог является Творцом живых существ. Как тогда это понимать?
И что означает “попустил ад”?
Спасибо.
Здравствуйте, Наталья!
Действительно, Бог попустил ад по своей милости. Бог не творил зло, но попустил его, так как дал свободу ангелам, чтобы они проявили свою Любовь к Богу, но не все ангелы выбрали быть с Богом. Один ангел, Деница, возгордился и захотел сам стать Богом, его поддержали часть ангелов, и согрешил против Бога, пошли войной против Него. Архангел Михаил победил их и низверг с неба в преисподнюю. Так появилось зло и бесы. Бесы – это падшие ангелы. Человек был тоже создан свободным, и, тоже выбрал зло, последовал совету бесовскому.
Почему Господь дал свободу ангелом и людям?
Господь знал, что только свободный человек может проявить настоящую любовь и совершенствовался в ней. Если схематично, то это будет выглядеть примерно так. Нарисуем линию, по середине поставим точку. Слева напишем зло, а справа добро. Рядом с точкой нарисуем вектор, направленный к добру. Господь создал таким образом человека, что ему было естественно делать добро, он был направлен к добру, это путь духовного совершенствования. Человек когда согрешил, то он развернул вектор в обратном направлении и человеку естественнее стало делать зло. Наша задача опять развернуть своё направление к Богу, к добру.
Почему же Господь попустил ад?
Приведу Вам пример. Когда человек сделает что-то очень плохое, очень позорное, то он рвёт на себе волосы, готов провалиться сквозь землю. Таким образом человеку легче, так как он приглушает телесными страданиями свою совесть. Мучение совести гораздо больнее, чем телесные страдания. В той жизни у человека совесть за содеянные грехи будет в полной мере мучить, поэтому человеку будет легче, когда он будет испытывать страдания, приглушая немного свою совесть. Человек больше всего будет мучиться тем, что мог бы выбрать добро, и быть с Богом в вечной жизни, но не сделал этого. Поэтому, пока не поздно, давайте выберем добро и, с Божией помощью, будем стремиться к добру.
Ад – это место, где Бог ограничил своё присутствие. Грешный, нераскаянный во грехах человек, не сможет быть с Богом, так как он сам не захочет быть с Ним. Пример. Один человек сделал своему другу большое зло взамен за добро и ему не захочется встретиться с ним на каком нибудь праздничном застолье, если только он не намерен покаяться, просить у него прощение, примириться с ним.
С Богом!
Спасибо за развернутый ответ. Хотя пока мне не все понятно, надо перечитать и осмыслить. Спаси Господи вас, батюшка.
Во славу Божию!
С Богом!