Купола, храм, небо

Как Православие рассматривает тему веры и спасения?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему веры и душевного спасения в следующих вопросах-ответах:

Может ли человек быть уверен, что он спасен?

Как Бог любит людей? Какая любовь является истинной, настоящей?

Как Православие же рассматривает тему веры и спасения?

В чем протестанты расходятся с нами, православными?

С какими явлениями сталкиваются идущие по пути преображения своей жизни?

Что является духовной болезнью?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Надежду на спасение человек иметь может и даже должен ее иметь. Чего не скажешь об уверенности. В этом вопросе, кстати, протестанты расходятся с нами, православными. Они считают, что спасается человек верой, и только верой. Поэтому, как только он внутренне согласился с тем, что Христос есть Бог и что Он Своими страданиями покрыл грехи людские, так сразу следует вывод о том, что и ему наказание за грехи не грозит. Если, конечно, он веру свою сохранит.

Вроде все верно, но на практике такого рода самоощущение вводит человека в состояние хорошо замаскированной гордости. Заметьте, большая часть сектантов протестантского толка озабочены исключительно спасением других, отсюда их необычная миссионерская активность. А чем еще, грубо говоря, заниматься, если сам, считай, уже спасен?!

Но если вспомнить слова Христа: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3 – 5), то станет понятно, что сектантская однобокая озабоченность спасением других, свидетельствует о не вполне благополучном состоянии собственной души, чаще всего даже неосознаваемом.

протоиерей Александр ЛебедевПравославие же рассматривает тему веры и спасения несколько глубже. Дело в том, что человек – это не только мозг, но и сердце, и душа, и тело. Если человек умом понимает спасительность воплощения, страданий, смерти и воскресения Христа, то это далеко еще не значит, что весь остальной его (человека) состав откликнется на это понимание. Чаще всего получается иначе.

Допустим, уверовал человек. Это хорошо, но время от времени он ловит себя на неправославных или неблагочестивых мыслях, на нехороших движениях сердца (осуждении, зависти, раздражительности), да и если на жизнь его посмотреть, то далеко не всегда можно сказать, что она (жизнь) вере соответствует – грешить-то не перестал.

Можно, конечно, утешаться, что уже меньше грешу, но утешает это мало: ведь с нас, верующих, Господь спросит строже. Вот и получается, что, уверовав в Бога, человек только начал свой путь к Нему, и на этом пути он должен все свои мысли, все чувства, все поступки, всю жизнь верой пропитать и преобразить. И можно представить, что путь этот нелегок и нескор, что на нем могут быть взлеты и падения, что вера, если не прилагать усилий и не развивать ее, принесет не спасение, а осуждение. Ведь в притче о талантах (см. Мф. 25, 14 – 30) наказан был человек не за то, что он свой талант растратил или погубил, а зато, что лишь сохранил его, не приумножив.

Идущий, по пути преображения своей жизни, человек, сталкивается с удивительным явлением. Казалось бы, чем более человек проникается верой, чем меньше он грешит, чем более чистыми становятся его мысли и чувства, тем больше должна становиться его уверенность в спасении.

На деле же наоборот. Святые – люди, достигшие высот нравственного совершенства, – искренне переживали чувство собственного недостоинства. Объясняется это тем, что чем больше человек очищает душу, тем более острым становится его духовное зрение и тем больше он видит в себе грехов, которых раньше просто не замечал. Подобным образом, чем ближе к источнику света мы приближаемся, тем более заметной становится грязь на испачканной одежде. Поэтому и существует такая святоотеческая поговорка: «Держи ум во аде и не отчаивайся».

«Держи ум во аде», потому что все мы грешники и недостойны Рая. «Не отчаивайся», потому что нет греха, превышающего милосердие Бога. Бог сотворил человека настолько разносторонним, что ему (человеку) возможно сочетать в себе и то, и другое. Только такое состояние души правильно.

Потеря надежды на свое спасение, как и, наоборот, полная в нем (спасении) уверенность – это духовные болезни.

 – Как Бог любит людей?

– Бог любит людей больше жизни. Мало того, что Он нас сотворил, даровал все необходимое, терпит все наши прегрешения и готов их прощать, Он еще и жизнь Свою отдал за нас, причем добровольно пошел на предельные страдания – умер самым мучительным образом.

Настоящая любовь жертвенна, и ее можно попытаться измерить величиной жертвы. Разница между Богом и человеком бесконечно больше, чем, скажем, между человеком и червяком. Кто из нас ради блага червяка влезет в его шкуру и отдаст свою жизнь? А Бог ради нас и человеком стал, и жизнь отдал».

Окончание, конец

Что такое спасение? Духовное чтение

ПОЧЕМУ ТЫ НЕ В ЦЕРКВИ?”. Глава 1-я. О посещении храма

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>