Вопросы священнику, ответ

Возможна ли месть “во имя справедливости”?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы рассмотрим непростые вопросы, касающийся так называемой мести во имя справедливости:

· Можно ли мстить?

· Месть «во имя справедливости», за нанесенный вред семье, детям?

· Как быть, если после ссоры я прошу прощения, а человек примирения не хочет?

· Когда Христос говорил: «Не противься злому», Он никак не ограничивал эту заповедь. Почему же Церковь это делает?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

 Отвечает протоиерей Александр Лебедев

«Месть. Относительно нее давным-давно закреплено авторское право, которое никак нельзя нарушать: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор. 32, 35), – говорит Господь.

Мы не имеем права мстить, потому что месть – выражение личной обиды. Даже если мы захотим в мести быть справедливыми, то не сможем этого сделать, так как нам никогда не выяснить и не принять во внимание все причины, подтолкнувшие человека к проступку. Размер вины полностью неизвестен – значит, и месть полностью равновесной быть не может. Так что мстительность, в любом случае, греховна.

Когда мы говорим о мести во имя справедливости, как именно о мести, то совершаем серьезную ошибку. Она только по внешним проявлениям похожа на месть, а по сути таковой не является.

протоиерей Александр ЛебедевПравильнее назвать это возмездием. Оно возможно. Его внутренняя отличительная черта – как раз отсутствие злобной мстительности, возмездие – проявление не самолюбия или личной обиды, а любви. Да-да, любви. Любви и к провинившемуся (возмездие призвано исправить его, сделать лучше), и к остальным людям (это средство защитить их).

Нужно иметь обостренное внутреннее чутье, чтобы балансировать на этом нравственном острие и не свалиться в ослепление мести. Потерпевшей стороне это почти всегда не под силу. Поэтому возмездие производит обычно (как и должно быть) третье лицо.

Однако, окончательный нравственный итог человеческим поступкам будет подведен и возмездие по отношению ко всему человечеству будет совершено в день Страшного Суда Самим Богом.

– Как быть, если после ссоры я прошу прощения, а человек примирения не хочет?

– В таких случаях нужно сделать все, что зависит от тебя: попросить прощения, предложить примирение, узнать, на каких условиях оно возможно, и – если это не помогло – отступиться от человека. Не хочет он примирения – не нужно по этому поводу терзаться, назойливо повторять свои извинения, докучая человеку телефонными звонками и неприятными для него встречами. Ничего, кроме усугубления обиды, этим не добьешься, каждое напоминание о ней будет бередить старую рану. К тому же, в таком случае, наше душевное спокойствие попадает в заложники чужого злопамятства, а такая зависимость совершенно ни к чему.

Как во многих других случаях, так и в этом, время работает на нас. Нужно лишь постараться его (время) использовать в наших интересах – молиться за обидчика, как это нам заповедано Христом, тогда, после зарубцевания ран, нанесенных обидой, вполне возможно примирение.

-Но ведь когда Христос говорил: «Не противься злому», Он никак не ограничивал эту заповедь. Почему же Церковь это делает?

– Призыв «не противься злому» святыми Отцами всегда воспринимался и толковался, как призыв к прощению именно личных обид. На это наталкивает одна любопытная деталь в словах Спасителя. Приведу их полностью. «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 38 – 41).

Замечательно, что пострадавшая щека – правая, в таком случае, ударивший должен наносить удар тыльной стороной ладони. То есть, это пощечина, оплеуха, не удар в драке, не побои, а скорее, знак презрения, нанесение оскорбления, обиды. Причем личной обиды, ведь кроме потерпевшего, никто в этой ситуации не пострадал.

Так что, в случае личных обид, уместнее не вставать в позу, а стремиться к прощению, примирению, сохранять открытость. Любой из нас, из своего обычного житейского опыта, сможет вспомнить множество ситуаций, подтверждающих это».

Окончание, конец

• Беседы с батюшкой. Христианин в современном мире

• Почему люди грешат и им за это ничего не бывает?

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>