Беседы с батюшкой. Духовная польза поста

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Рождественский пост – продолжается, подготавливая православных христиан к великому и светлому празднику – Рождеству Христову!

Тема духовной пользы поста освещена в очередном выпуске передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого ставропигиального Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба)..

Духовная польза поста

заглавие, линия

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Окончание, линия

– Сегодня тема нашей передачи – «Духовная польза поста». Отец Александр, что такое христианский православный пост?

– В православии пост всегда особенное благоприятное время , когда у православного человека есть возможность подготовиться к определенным, значимым в его жизни духовным действиям, которые позволяют ему правильно принять Христа, Господа и Спасителя нашего. В православии пост всегда имел и имеет некоторые составляющие. Это телесный пост, когда мы принимаем в пищу особые продукты, которые не содержат  жиры животного происхождения. То есть все, что содержит жир животного происхождения, отметается и в постные дни не употребляется. Эти продукты готовятся потом, когда уже постные дни проходят.

Душевный пост – это когда православные люди находятся в определенном душевном состоянии, то есть меньше уделяют времени просмотрам различных развлекательных передач, не ходят в театры. Раньше, в царской России, когда страна была православной по конституции, в это время закрывались театры, увеселительные заведения и люди находились в определенном состоянии души. И, конечно, в духовный пост люди борются со своими страстями, мыслями, похотями, с различным недержанием воли. Когда все это соединяется вместе, то называется христианским православным постом. Поэтому каждый из нас должен уметь отделять настоящее от ненастоящего, пшеницу от плевел. Мы вместе должны уметь находить самое главное в нашей жизни – духовное и путь ко Христу.

Архимандрит Александр (Глоба)

– А в чем особенность именно православного поста?

– Дело в том, что православная традиция имеет свои глубокие духовные корни, и мы являемся преемниками этой традиции. Все, кто крестился в Православной Церкви, являются преемниками. Следовательно, они должны уметь эти традиции использовать, выполнять то, что предписывается в этих традициях, а также, не нарушая, передавать их своим потомкам до Пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Почему православные? Это проистекает из самого слова «православный» – правильно славим Господа. Никуда не отходили, не вступали в различные советы и сборища, которые отводили бы нас от истинной православной веры и Церкви.

– Какие качества несут с собой православные посты?

– Они имеют под собой в основном духовные качества. Допустим, такое качество, когда в человеке рождается чувство покаяния. Это, можно сказать, духовное качество, которое имеет в своем составе и душевную составляющую – человек кается. Вот, допустим,  пророк Нафан обличил царя Давида в его грехе… Мы помним 50-й псалом. Конечно, сердечная боль, раскаяние, тоска, ожидание какого-то присутствия Бога или чуда от Него, но вместе с тем слезы, упадок сил, какая-то эмоциональная невоздержанность, которая присуща каждому человеку; стресс, естественно… Это чувство покаяния. Также идет речь о чувстве покаяния, когда, допустим, пророк Иона пришел в Ниневию и проповедовал о том, что она будет уничтожена Богом и что необходимо возложить на себя вретище, посыпать свою голову пеплом… И Господь помиловал этих людей и эту страну.

Такое же качество – пост крещаемых. Это был особенный пост. Когда люди крестились в первые века христианства, это не было бытовой требой, а было время особенной подготовки, когда крещения совершались перед Пасхой, перед Рождеством, перед особенными событиями и воспоминаниями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих, в основном мучеников. Это также особое качество поста.

Другое качество – подражание примеру Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сам Господь и Бог наш Иисус Христос постился, Он был безгрешен, а мы, люди грешные, должны следовать Спасителю, должны делать примерно то же самое, но учитывая нашу человеческую слабость. Если установлен сорокадневный пост (в Писании сказано, что Господь в это время ничего не ел и не пил и наконец взалкал, то есть пришел в крайнюю степень жажды и голода), то Церковь для нас определяет особенный постный стол, когда мы можем поесть каждый день, но определенные продукты, определенного состава и качества.

Также пост – это как прошение. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там буду Я посреди них», – сказал Христос. Но если будут просить двое или трое человек (или в молитве по соглашению), когда они начинают молиться и поститься и накладывают на себя пост по благословению духовника, то это также является духовным выражением поста.

Пост – это и аскетический духовный опыт. То есть, допустим, монахи, в отличие от мирян, даже в непостные периоды постятся и в понедельник. Это ангельский пост. Когда Господь создал силы небесные, считается, что это был понедельник. И монахи добровольно накладывают на себя такое духовное бремя и воздерживаются в эти особенные дни.

Также пост есть перед праздниками. Допустим, мы сейчас находимся в Рождественском посту и ожидаем Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Также были нарочитые посты, когда были какие-то события, например моровая язва. Святитель  Русской земли всегда призывал к посту, чтобы все князья, все православные постились, когда были набеги монголо-татар. Также, когда были какие-то торжества, празднества, явления иконы Божией Матери или святых, чудесные явления в каком-то месте, накладывались иногда нарочитые посты.

– Скажите, а может ли православный христианин взять пост лично, с благословения духовника, перед каким-то важным для него событием или перед принятием какого-то важного решения? Не по церковным канонам, а в индивидуальном порядке?

– Да, конечно. Дело в том, что посты также могут накладываться и самим духовником. Допустим, человек живет греховной жизнью и ему надо избавиться от какой-то страсти, зависимости. Духовник имеет право наложить на него определенное постное время даже в непостные дни, для того чтобы избавиться от какой-то зависимости; задает ему определенный духовный ритм и качество духовной жизни. Бывает также, человек хочет усилить личный пост, тогда, естественно, духовник сначала общается с таким человеком, смотрит его духовно-душевный статус. Если находит обоснованным и необходимым удовлетворить просьбу, то благословляет. Но если этот человек просто пустослов, в церковь не ходит, даже креститься правильно перед иконой не умеет, то какой ему еще пост нужен? Такому человеку надо, как особое благословение, дать книжечку «Закон Божий» (хотя бы Серафима Слободского или другие, более новые), чтобы он ознакомился за определенный промежуток времени с новоначальной жизнью Православной Церкви, а потом уже говорить о таких более серьезных вещах, как пост.

– А в чем, собственно, состоит духовная польза поста? Каковы ее критерии?

– Духовная польза поста состоит прежде всего в том, что человек, когда воздерживается от определенных продуктов, приходит в определенное состояние, – состояние негневливости, усидчивости на молитве, внимательности, когда сердце человека становится мягче. Он начинает понимать, слышать окружающих его людей. Физиологически под этим тоже есть особенное основание, потому что если рассматривать человека биохимически, то непостные продукты, которые содержат холестерин в составе животных жиров, позволяют вырабатываться в нашем организме многим гормонам, среди которых и половые гормоны: у мужчин тестостерон, у женщин – женские гормоны (прогестерон, эстрогены и другие). Эти гормоны при определенном количестве влияют на поведение человека, на его душевные качества, характер, умение общаться с окружающим миром. И уже древними было замечено, особенно первыми христианами (и даже в языческом мире): когда человек воздерживается от продуктов определенного состава и происхождения, то становится более мягким. Он может свои духовные качества проявить лучше в дни поста, чем если употребляет пищу, богатую жирами.

– Если пост так благотворно действует на человека, его характер, то почему бы не продлить пост?

– Дело в том, что мы живем в современном многогранном, многофункциональном, многонациональном обществе, в котором мы должны являть пример всему миру. Жизнь наша должна складываться таким образом, чтобы пост был и личным делом, и проповедью о Христе. Потому что мы живем не только как особая община, но община, на которую смотрят – как изнутри, так и извне.

Посты установлены Церковью для того, чтобы правильно, умело подготовить людей к определенным событиям, праздникам, торжествам или, наоборот, невзгодам. Поэтому они имеют особенное духовное, душевное и телесное значение. Представьте себе общество, которое полностью будет мягкое, душевно ранимое, ведь в дни поста люди на самом деле становятся душевно ранимее, потому что пост является неким стрессом для организма, который перестраивается, обновляется… И даже если смотреть в масштабах страны, то пост даже не все держат. Военные пост не держат, потому что им благословляется несение трудной военной службы: сторожить, охранять границы нашего государства. Люди, которые исполняют спасательные функции (МЧС). Какой же им пост? У них духовный пост, чтобы воздерживались от мата, воровства, блуда. Они несут душевный, духовный пост, а телесный пост им разрешается не нести. В монастырях же наоборот – усиливается пост и телесный, и духовный, и душевный. Общество сложное, «разноцветное», поэтому  необходимо к каждому (к каждой группе населения, к каждому человеку) подходить по мере нужности поста, по мере церковной необходимости.

– Вопрос телезрительницы: «Как проводить пост в болезни? Предстоят две операции, и, возможно, одна попадет на Великий пост. Не хватает эмоциональных сил, чтобы поблагодарить Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за болезнь: «Слава Богу за все».

– Здесь есть одна рекомендация: у каждого человека должен быть духовник – священник, у которого они могут получить благословение. Соответственно, есть разные люди, и кто-то действительно нуждается в подготовительном периоде к операциям. Таким людям послабляется пост телесный, им врач расписывает диету, которую они должны соблюдать перед операцией. Если в этой диете обязательно должно быть присутствие каких-то продуктов даже мясного происхождения, например печени, для того чтобы повысить гемоглобин, или какие-то другие мясные продукты, то и Церковь не идет в противовес предписаниям врача и необходимости человеку поправиться, набраться сил перед операцией. Потому что операция действительно большой стресс для организма, и не каждый человек может выжить после операции.

Поэтому Церковь благословляет через духовника таким людям жить определенным ритмом, не соблюдать, может быть, телесный пост, воздерживаться от переедания. Но если необходим «пестрый» стол, чтобы было много минералов, белков, то пожалуйста – пусть ест, но воздерживается вместе с тем от эмоциональных перегрузок,  чрезмерного веселья или уныния, а также соблюдает духовный пост. Может быть, немного больше времени уделять молитве, чтению Священного Писания, святых отцов, чтобы проанализировать свою жизнь,  уметь обращаться с сердечной молитвой к Богу. Вот такие рекомендации дает Церковь этим людям.

– Что мы можем прочитать о посте в Библии и у святых отцов?

– Дело в том, что в Библии и у святых отцов о посте написано очень много. Иоанн Златоуст говорил, что пост должен быть прежде всего таким, чтобы мы воздерживались от наших душевных и духовных перевесов в плохую сторону: от гневливости, раздражительности, обмана, блуда, воровства, убийства, осуждения, – всего, что делает нас недостойными того, чтобы мы вошли в Царствие Небесное и назывались христианами. Иоанн Златоуст говорит, повторяя слова апостола, что пост нас не удаляет от Бога и не приближает к Нему. Но какой пост? Еда, естественно. Если человеку больше нечего перекусить или съесть, а будет только непостная пища – ради Бога, пусть ест. Только пусть поблагодарит Бога; и чтобы не было крена в сторону разврата, какого-то нехристианского поведения или образа жизни.

Патриарх Иоанн Константинопольский  был действительно постник (это историческое лицо, можно проверить), он жил и постился настолько строго, что в неделю употреблял просфорку и воду, фрукты (дыню, фиги), еще какие-то такие продукты, которые в небольшом количестве позволяли ему сохранить свою жизнь, плодотворно трудиться, молиться и показывать пример постнического воздержания и неследования  похотям, желаниям, безнравственным поступкам. Он является примером постнической жизни.

Также Моисей, когда водил народ к Святой Земле, обещанной Богом, и когда получал Скрижали Завета, то на Синайской горе постился сорок дней и ночей. И в конце Господь ему дает эти Скрижали. Потом, когда он приходит и видит разврат общества, которое он ведет к Богу, он разбивает эти скрижали и опять уходит; еще раз постится и опять получает от Бога вторые Скрижали Завета.

Мы помним, что пророк Давид, Сам Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица также вели постнический образ жизни. Из Предания мы знаем, что Она молилась, воздерживалась от всего, читала Священное Писание, пела церковные гимны, находилась в богомыслии, боголюбии.

Также многие явления описаны в Библии: например, когда перед войной необходимо было наложить пост на израильский народ, чтобы одержать победу над филистимлянами. В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос нам показывает Своей жизнью, Своим служением, как надо поститься. И Он говорит: если хотите чего-то или хотите избавиться от бесов, плохих мыслей и желаний, то универсальное духовное лекарство, необходимое человеку, – поститься и молиться. Иоанн Златоуст называет пост и молитву крыльями одной птицы; молитва – матушка, пост – батюшка. Эти две составляющие помогают человеку и выживать, и жить в этом мире.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас в пост в среду и пятницу можно рыбу. А если причащаешься, то нужно в пятницу воздержаться от рыбы. Я правильно понимаю?»

– В среду и пятницу мы тоже стараемся воздерживаться от рыбы, потому что в остальные дни поста мы можем ее употреблять, если есть необходимость. Если человек находится в таком режиме и темпе жизни, когда ему нужно пойти на работу, на работе выполнить определенные функции, естественно, он не может жить по строгому уставу, который предписан прежде всего для тех, кто монашествует, несет пастырское послушание. И даже если пастырю нужно выполнять трудную работу, необходимо где-то брать силы, энергию (а продукты рассматриваются как донаторы энергии, которая нужна для того, чтобы наш организм работал), тогда, конечно, есть послабления.

Если человек хочет подготовиться к Причастию, то среда, пятница – особые дни-воспоминания, и хотя бы за день до Причастия надо, чтобы человек поговел, побыл в таком особом состоянии постнического делания. Не ради субботы, если этот день выпадает на субботу (потому что апостольские правила запрещают в субботу поститься, кроме одной Великой Субботы), а есть такое понятие, как говение ради Причастия. Если одно накладывается на другое, то мы постимся не ради субботы, а ради того, чтобы принять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому, конечно, здесь нужно спросить прежде всего у духовника.

Если женщина ведет образ жизни пенсионерки, то, естественно, она может дома и не поесть кусочек рыбы. Но если она очень сильно хочет и ей это необходимо, для того чтобы хорошо себя чувствовать (потому что у многих людей, которые не едят какие-то продукты, падает давление, у кого-то оно повышается, у кого-то меняется психоэмоциональная сфера, поэтому это тоже очень сложные вопросы), то здесь Церковь говорит: вы обязательно выполняйте в пост духовные и душевные предписания поста; не переедайте – это вам будет телесный пост; не смотрите телевизор и по телефону не «мойте косточки» соседям; молитесь, возьмите за правило, чтобы прочитывать утренние, вечерние молитвы, можно включить каноны. А очень хорошо сделать такое правило, чтобы за неделю, сколько идет пост, полностью прочитывать Псалтирь, то есть распределить это таким образом, чтобы псалмы выпадали на каждый день по определенному количеству. Так за неделю прочитывать Псалтирь на церковнославянском или на русском языке (есть Синодальный перевод), чтобы ум был занят именем Бога, чтобы ты все время памятовал о Боге, чтобы в голове рождались не греховные мысли, а именно образ Бога, образ покаяния, спасения. Тогда и пост будет иметь особенную пользу и благополучное действие.

– Как постились ранние христиане?

– Ранние христиане постились очень строго, потому что сама идея поста проистекала из того, что лучше человеку не съесть дорогого мяса (раньше мясо было очень дорогое), а поесть фруктов, более легкую пищу, рыбу. А деньги и излишки, которые остаются, направить на поддержание тех, кто имел особую нужду в том, чтобы им помогли. Поэтому сама идея поста рассматривалась еще с точки зрения братской любви. И у первых отцов христианских (у Тертуллиана, в Дидахе, у пастыря Эрма) даются такие описания и рассказывается о том, как постились. Постились, можно сказать, очень строго. Но еще нужно помнить, что там, где христианство зарождалось или распространялось впервые, климат был помягче, чем у нас сейчас, постных продуктов, которыми можно было бы насытиться, побольше; и сама культура питания этими продуктами прививалась таким людям с детства. А у нас, особенно в советское время, приучили к бутылке кефира и батону. Это самый простой завтрак, который можно назвать постным, потому что не всякий человек, даже с нынешней зарплатой, или не каждая бабушка может пойти в магазин и купить той же рыбы, которая разрешается в пост, или креветок и кальмаров, таким образом украсив свой стол постными продуктами. Конечно, здесь уже нужно благоразумие и советы со стороны духовника.

– Вопрос телезрителя: «Болит в области печени, советуют чистить печень. Я на эту тему советовался…»

– А Вы к врачу ходили?

– Телезритель: «К врачу не ходил».

– Надо перво-наперво Вам пойти к врачу, к терапевту, чтобы Вам сделали особые анализы, сдайте кровь, посмотрите по УЗИ. Может, томограмму сделать. То есть здесь надо начинать все именно с традиционных, проверенных врачебных манипуляций и действий. А потом уже все остальное.

– Телезритель: «Я, может быть, даже не с того начал. Все как бы начинается с раздражительности, то есть у меня сильная вспыльчивость. И немного болит в области печени. Это как бы связано, то есть желчь задерживается в организме – и возникает раздражительность…»

– Гиппократ об этом писал, но это было очень давно.

– Телезритель: «А недавно разговаривал с товарищем (он дьякон), что мне посоветовали пить яблочный сок, чистить печень. Он говорит, что главное – нужно побороть это духовно, особенно в пост. То есть стараться себя сдерживать. А я ему отвечаю, что мне очень тяжело бывает сдерживаться, но какие-то вспомогательные средства мне помогают. Как быть?»

– В такой ситуации человеку необходимо прежде всего, как я сказал, обратиться к врачу. Конечно, очень хорошо, что поговорили с дьяконом, что получили такую рекомендацию, но каждый человек уникальный, один в своем роде. Хрустальная ваза уникальная, а человек еще уникальнее. Жизнь и здоровье человека также имеют особую ценность, и эту ценность надо сохранить. Поэтому существуют определенные алгоритмы.

Сейчас мы живем в эпоху передовых технологий, медицина идет вперед большими шагами, и самые первые действия, которые должен такой человек сделать, – это обратиться к врачу, не слушать всех подряд и кто что скажет. Если есть боль, то это уже состояние болезни. Просто так человек не будет чувствовать боль. Если боль указывает ясно на печень, то, может быть, там даже и камни в желчном пузыре, которые действительно при психоэмоциональном напряжении вызывают рефлекторное раздражение желчного пузыря, а человек ощущает боль. Следовательно, здесь уже требуется лечение; может быть, даже оперативное. Поэтому запускать нельзя, а нужно идти к врачу и действовать, как я сказал.

– Какие есть духовные способы лечения таких болезней?

– Выполнение предписаний священника. Священник сказал идти к врачу, значит – иди к врачу.

– Как соотносятся пост и здоровье?

– Это действительно уникальная схема и система, потому что если пост без молитвы, без духовной составляющей, это будет просто диета, как уже было давно сказано умными людьми. А если так поститься, что не думать о здоровье, то это тоже не христианский образ жизни, потому что здоровье – дар Божий, от него не откажешься. Потому здесь должна быть золотая середина, что будет залогом нормальной, хорошей, правильной жизни человека в современном обществе и даже в христианском обществе.

Дело в том, что пост, если рассмотреть его с медицинской точки зрения, является стрессом для организма, особым состоянием перестройки, очищения, когда человек испытывает какие-то ощущения. Болезненных ощущений, как правило, быть не должно; если они есть, то здесь уже просто открывается состояние болезни; это надо лечить. Тогда будет душевный пост (воздержание от психоэмоциональных перегрузок) и духовный пост (молитва), сохранение своего духовного статуса под руководством  духовника. А телесное состояние, конечно, должно корректироваться со стороны медика, профессионального врача, чтобы человек, не дай Бог, не получил какую-нибудь инвалидность, потому что это очень серьезные вещи.

Смотрите, сколько существует человечество, столько существует и понятие самого поста. Сам пост был заповедан Богом Адаму еще в раю: «Не ешь, воздержись, ни в коем случае не нарушай заповедь». Это самая первая заповедь поста. Поэтому само состояние и его последствия имеют очень серьезные корни, состоят из серьезных критериев, которых надо придерживаться.

– Зависит ли духовное здоровье человека от его физического здоровья? Скажем, если человек болеет, если у него организм нездоров, зашлакован, то он испытывает уныние, раздражительность… И все это чисто физические причины.

– Это Вы говорите о душевных качествах.

– Допустим, если человек ест некачественную пищу или переедает, то у него на этом фоне возникают неблагоприятные состояния. То есть получается, что физическая составляющая очень важная.

– Тут надо различать тонкую грань. Дело в том, что сначала физическое, телесное, потом –  душевное, а потом – духовное. Когда человек ест некачественную пищу, у него выпадают волосы, его психоэмоциональный статус при этом – это все не духовное, это все может происходить у такого человека. Ведь доказательством тому являются первые христиане, когда их морили голодом или кормили такими помоями, что и свиньи не ели, а люди как-то пытались выжить; и волосы выпадали, и кожные болезни были, а дух-то был сильный. На смерть они шли с радостью, с горячим сердцем, с глазами, которые излучали любовь ко Христу и показывали веру, то есть духовное здоровье у них было прекрасное. А то, что они не питались хорошо, – Вы сами видите, что эти три составляющие (тело, душа, дух) как бы и вместе, но дух выше у таких людей.

А Ксения Петербургская? Святую Ксению разозлили, и она побежала за мальчишками, которые в нее грязью кидали, обзывали ее… Психоэмоциональный статус, конечно же, «зашкалил», и она проявила свое человеческое естество, но духовно она была здорова. Она же это делала любя, чтобы не преступники выросли, потому что, напугав их сейчас, она помолилась за каждого из них, чтобы из них выросли хотя бы нормальные люди.

А Матрона Московская? Она не имела физического здоровья, а какая была святая при жизни! А после смерти сколько людей к ней приходят! К пустому колодцу люди  не ходят. Значит, «живая вода» струится духовно от ее мощей. Поэтому здесь логически, казалось бы, должно было так и проистекать: плохо питаешься – плохое настроение. А дух независим от этого всего, он выше, потому что дух – особенная благодатная сила Божия; может быть, маленькая частичка Бога, которую Господь вдунул в человека. Дал человеку такой заряд, который помогает клетке существовать, ведь ни один ученый не может создать клетку (из подручных средств он ее не создаст, а если что-то похожее и сделает, она не будет жизнеспособной), потому что здесь поработал Бог. И у нас сделать работу Бога не получится, потому что Он все-таки Творец.

– Как поститься человеку в семье, в которой не все хотят поститься?

– Очень просто надо относиться к этому. Во-первых, своим примером показывать, что человек, который хочет проповедовать таким образом Христа, понимает, что здесь-то лукавый тоже ставит сети и будет действовать через близких (детей, жену, мужа, родственников) очень и очень сильно и очень эффективно. Поэтому православный человек не должен поддаваться на эти ловушки, должен жить, радуясь, благодаря Бога за все. Но если кто-то привык питаться борщом с мясом и хочет делать это в пост, пусть ест. Варит себе отдельно. А если захотят тебя угостить и скажут: «Ешь по послушанию», – перекрестись, да и съешь, если хочешь. А если не хочешь, скажи, что сейчас не хочешь. То есть чтобы не было насилия ни с одной стороны, ни с другой. Потому что есть чрезмерно праведные, которые, с одной стороны, насилуют тех, кто не приучен и не хотел бы поститься, и те могут сломаться. А есть насилие с другой стороны, когда человек хочет праведной жизнью жить, а его заставляют. Поэтому здесь должно быть взаимоуважение в семье, любовь.

Надо вспоминать первое христианское время, когда, допустим, супруга была христианка, муж – язычник, и как-то жили, существовали; муж долгое время не знал, что жена христианка, потом вдруг под подушкой видит крестик, образок или какой-то христианский символ… А так она и ела вместе с мужем, и выполняла все обязанности жены. Или если муж был христианин, а жена язычница – то же самое, случайно узнавали об этом. Задаешься вопросом: а как это? каким образом? Ведь человек был как на ладони – и долгое время не знали, что он христианин или христианка. Поэтому надо просить первых мучеников, первых святых, которые умели это делать, просить у Бога, у Божией Матери  вразумления, мудрости, особой силы Божией и даров Духа Святого, чтобы уметь пользоваться своим православием и своим христианством в семье; проповедовать о Христе даже в семье, заниматься такой евангелизацией.

– Вопрос телезрительницы: «Я каждую субботу хожу в храм и каждое воскресенье причащаюсь. Пощусь в среду и пятницу круглый год и все посты соблюдаю. Но когда нет поста, в среду и пятницу я пощусь, а в субботу  только до обеда (до двенадцати или до часу дня) ем скоромное, а после  уже иду в храм и больше не ем. Правильно я делаю или нет?»

– Очень приятно было услышать, что такие подвижники благочестия у нас есть. Человек живет, любит Бога, Церковь – и слава Богу. Поэтому как живете, так и живите. Дай Бог Вам сил, мудрости и поддержки!

– Где можно прочитать о предписаниях поста и об ответственности за их нарушения?

– Конечно, самый первый источник и документ – это сама святая Библия: Ветхий и Новый Заветы, Деяния апостольские, Послания апостола Павла к христианам Коринфа, Римлянам, потому что там говорится о посте не только телесном, но и душевном и духовном: «Непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Бога, поститесь». Потому что мы уже ожидаем Жениха, это при Женихе мы не постились; а Жених ушел, Он и среди нас, но мы ожидаем его Второго Пришествия, поэтому Он Сам предписал нам поститься, воздерживаться.

Потом, есть каноны Православной Церкви, апостольские правила, соборные постановления, есть мужи апостольские, святые отцы – они тоже являются  источниками, из которых формировался Типикон, основная книга, по которой строится и совершается наше нынешнее богослужение. На Руси был Номоканон, где расписаны все-все тонкости, как необходимо нам поститься. Также о постах мы можем найти и в Минеях, и в Часослове, и в Служебнике, где есть «Известие учительное для священников» о том, как необходимо готовиться к литургии. Это всё церковные документы; мы говорим о том, что надо поститься не просто так, а Господь нам сказал об этом, у нас есть Священное Писание, есть документы, которые мы поднимаем и показываем, когда надо поститься, а когда нет.

– Следует ли постящемуся человеку отмечать светские праздники, которые выпадают на время поста? Скажем, Новый год или день рождения…

– Это такая тема, перекликающаяся с первыми христианами, о которых я говорил, когда случайно узнавали о том, что они христиане. Каким образом люди сосуществовали вместе? Если на светском мероприятии не происходит блуда, разврата, нет какой-то антихристианской, антиправославной деятельности, нет хулы на Духа Святого, то можно отметить, побыть вместе с людьми. Христиане как выявлялись? Очень хитрым способом: надо было принести жертву идолам, поклониться императору как богу, сказать ему, что он истинный бог и нет другого бога, кроме императора. Естественно, никакой христианин такое не скажет.

А если эти мероприятия проводятся человечно, нравственно, нет  грехов против плоти, против Духа Святого, то, конечно, можно поучаствовать в этом мероприятии. Если и придется что-то съесть, то большого греха в этом нет, потому что надо поблагодарить Бога, Который нам ничего плохого не посылает. Поэтому если общество не готово принять то, что ты христианин, а ты можешь обидеть, если что-то не съешь из того, что готовилось именно для тебя, – можно разделить эту трапезу с кем-то или попросить какую-то альтернативу, найти какой-то консенсус и с радостью поговорить о Христе, о Церкви, показать свою высокую нравственность, духовность.

– Вопрос телезрительницы: «Я много лет соблюдаю пост, а сейчас мне за девяносто лет, у меня болит голова, падаю, у меня сильная слабость. Как мне сейчас соблюдать пост? Может, есть милость Божия таким, кому за девяносто?»

– Действительно, милость Божия есть, есть духовник, есть здравый смысл. Если человеку необходимо поддержать силы, поддерживать себя в нормальном состоянии, то, конечно же, разрешаются и благословляются Церковью молочные продукты, даже яйца можно употреблять таким людям. Но если даже необходимо будет поднять гемоглобин и надо будет поесть мясо, если врач предписал, то духовник благословит и это. Просто у нас на самом деле такое состояние, мы очень почему-то не хотим обращаться к врачу, к духовнику; кажется, что это стыдно, как-то непонятно. По большому счету к духовнику надо обращаться даже по многим мелочам, потому что из многих мелочей получаются очень серьезные вещи или, наоборот, не получаются. Поэтому свою жизнь нужно строить векторно. Если я должен поговорить о здоровье, должен быть семейный врач или терапевт, к которому можно обратиться, а если ты хочешь строить духовный вектор, значит – есть духовник, священник, у которого можно спросить и найти ответ на интересующий тебя вопрос. А так человек девяносто лет уже прожил. Конечно, если нужно что-то есть, пусть ест, благодарит Бога, молится, что столько живет.

– Скажите, какое настроение должно быть у человека во время поста?

– Действительно, вопрос очень интересный и серьезный, потому что очень часто бывает, что настроение во время поста и страдает, оно упадническое, депрессивное, и его необходимо в корне менять. С настроением приходится настолько серьезно работать, что его надо  переворачивать на сто восемьдесят градусов. Поэтому мы вместе с вами должны людям говорить о том, что пост – это время особенной работы  даже над своим настроением. Если у нас падает настроение, это является неким следствием изменения ритма жизни, ее качества, и мы должны знать о том, что в нашем организме, в нашем духовно-душевном статусе такое заложено. А если оно является естественным по происхождению, значит, мы должны брать Священное Писание, молитвы, поднимать это настроение духовно своим бодрым духом и через «не хочу» улыбаться, через «не могу» оказывать милосердие, давать милостыню. Ведь милостыню не каждому хочется давать, а Господь говорит: «Дай». Так и здесь: не хочешь молиться, но вопреки возьми и молись; клонит тебя в сон или бес нашептывает полежать – отомсти бесу, возьми молитвослов и лежа почитай, он сразу отлетает, а ты уже думаешь: «Нет, лежа не могу читать, надо хотя бы сидя». Сидя почитаешь, думаешь, что «Отче наш» уже надо стоя. И вот таким образом человек все время работает над самим собой. Также и во время поста надо применять духовную силу.

Окончание, линия

Беседы с батюшкой. Рождественский пост

Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие

Рождественский пост. С 28 ноября по 6 января. Рубрика

На главную страницу сайта - Семья и Вера