Беседы с батюшкой. Пост для семейного человека

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В преддверии Великого поста предлагаем Вам к просмотру (и прочтению) передачу телеканала “Союз”, посвященную тому, как провести пост семейному человеку.

На многие актуальные вопросы отвечает настоятель храма Преображения Господня в поселке Тярлево Ленинградской области протоиерей Александр Покрамович.

заглавие, линия

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Наталья Коваль
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Окончание, линия

– Через несколько дней мы вступим в дни Великого поста. Это дни подготовки к радостной встрече воскресшего Господа; это время покаяния, время, в которое мы можем что-то в себе изменить. Сегодня хотелось бы поговорить о том, как нужно поститься людям разных возрастов – супругам, детям, людям пожилого возраста, потому что этот вопрос всегда очень животрепещущий и актуальный, беседа по этому поводу всегда необходима. Но прежде, отец Александр, расскажите немного о себе.

– Я служил в Карелии, сейчас служу в поселке Тярлево: прямо у границы Павловского парка находится замечательный Спасо-Преображенский храм. Он был в руинах и открылся совсем недавно, всего тринадцать лет назад: в 2003 году состоялась первая Божественная литургия. Ох и досталось же нашему храму! Более пятидесяти лет в нем не совершалась Божественная литургия, маковки на храме снесли ранее, звонницы не было; в храме находилось какое-то производство – были бесконечные перегородки и перекрытия… Нам пришлось восстанавливать и отстраивать все заново. Так что последние тринадцать лет я занимался восстановлением храма и созданием прихода.

Протоиерей Александр Покрамович

Храм наш построили святые люди. Дело в том, что это место – особое; здесь жили те люди, которых называют цветом нации. Мария Федоровна, супруга государя Павла Петровича, захотела создать образцовую деревню и решила, что она будет в парке – там, где была ферма. Все дома строились по проекту зодчего Росси, и деревня действительно представляла собой некий шедевр – это старинная деревня Тярлево и слившаяся с ней деревня Глазово. И вот местные жители обратились с просьбой к великому князю Константину Константиновичу, чтобы он благословил строительство храма. Великий князь выделил почти гектар парковой земли, на которой и был возведен храм. Строился он на пожертвования местных жителей, среди которых был и будущий преподобный Серафим Вырицкий, тогда еще купец Муравьев. Он так же, как и все жители поселка, принимал участие в строительстве этого храма. Из истории следует, что храм строили прежде всего дети Константина Константиновича: старший сын Иоанн Константинович и два других – Игорь Константинович и Константин Константинович. Все они – будущие алапаевские мученики: вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной были сброшены в Алапаевские шахты и мученически закончили свой христианский путь.

Семья великого князя Константина Константиновича отличалась особым рвением к Богу. Ее члены присутствовали на всех митрополичьих службах, где бы те ни проходили; они не могли довольствоваться молитвой только в своем храме. Старший сын великого князя Иоанн Константинович был самым набожным, в семье его называли особым именем – Иоаннчик, в силу того что он был как-то по-особенному приближен к Богу. Вот эти святые люди и строили храм. Я уж не говорю про братьев храма, которым как служителям тоже досталось в те страшные годы. Протоиерей отец Сергий (Червяковский), прослуживший двадцать лет настоятелем храма, вместе с пятью членами приходского совета был арестован, и после двух месяцев допросов, в 1937 году, их расстреляли. Священника, назначенного на место отца Сергия, протоиерея Владимира, тоже расстреляли буквально через несколько месяцев после начала его служения. После этого в храме больше не служили.

Это кратко о нашем храме. Сам я отец десятерых детей, у меня уже десять внуков, так что практика по воспитанию детей у меня достаточно богатая.

– Здорово! Это удивительно, когда в семье столько детей, столько внуков, особенно таким людям, как я (я единственный ребенок в семье). Всегда удивлялся, как столько детей могут уживаться рядом и ладить друг с другом!

Но вернемся к нашей теме. Давайте напомним нашим телезрителям, в чем смысл Великого поста. Что приобретает христианин, от многого отказываясь? Какое парадоксальное явление: я отказываюсь, чтобы приобрести!

– Давайте начнем сначала. Прежде всего пост – это первое благословение Божие. Адаму и Еве было дано благословение не вкушать от древа познания добра и зла, но, как мы знаем из истории грехопадения, самое страшное совершилось из-за того, что человек нарушил этот пост. Собственно, получается, что нарушение поста – это причина грехопадения человека. Соответственно, святые отцы нам и говорят, что если мы воздерживаемся, то возвращаемся к тому образу, который был изначально заложен в человеке. То есть пост – это деятельное участие в очищении своей души, возвращение того образа и подобия Божия, которое было утрачено в грехопадении.

Творение поста – это величайшее делание, это послушание Богу, проявление к Нему любви. Ведь наша задача, первая заповедь, которую Господь дал человеку, гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всеми чувствами твоими со всей их крепостью; и всею душою твоею, всем существом твоим и всем разумением твоим». Эта заповедь любви к Богу должна воплотиться в наших делах, поэтому когда мы говорим о том, что дети должны любить своих родителей, это вполне естественно, это их послушание. Воздержание – это то, чем мы можем угодить Богу Живому. И, конечно, прежде всего нужно воздерживаться от злых дел, злых слов и злых мыслей. Для этого в помощь человеку и дается в посту воздержание от скоромной пищи. Потому что пища эта вводит человека в состояние некоего возбуждения и не способствует удержанию от всего дурного.

– Расскажите, пожалуйста, об опыте поста в большой семье. Как это происходит?

– В большой семье поститься, может быть, и проще, когда все заодно, все вместе. Но если говорить о детях, то, конечно, не все могут понести пост, а для маленьких детей это вообще категорически исключается. Маленьким детям нужно давать молоко и такую пищу, которая необходима им для роста. С четырехлетнего возраста можно переходить к каким-то ограничительным моментам, когда ребенок уже осознает, что от чего-то можно и отказаться, допустим от мясной пищи. А начиная с отроческого возраста, годам к десяти, человек уже может в полной мере понести и пост, и все, что с этим связано именно в физическом плане.

По-особому мы проводим эти дни и в плане духовном: мы больше молимся, чаще посещаем храм, как можно больше причащаемся. Когда мы творим единое дело, это, безусловно, сплачивает всю семью, и поститься в такой семье действительно намного проще и легче, чем в тех семьях, где есть какие-то разногласия.

– Хотелось бы спросить об опыте молитвы. Как молиться в пост детям? Иногда родители берут для себя серьезное молитвенное правило и хотят, чтобы и дети долго и усердно молились вместе с ними. Но мы знаем, что детское усердие еще не настолько развито, да и желания у ребенка может не быть. Каким образом нетравматично помочь ребенку молитвенно пройти путь Великого поста?

– Здесь не может быть каких-то единых рецептов и критериев. Дело в том, что все дети разные, у каждого свое желание молиться. Одни воспринимают молитву сразу и начинают молиться легко и радостно; другие сопротивляются, им тяжело не только запомнить молитвы, но бывает сложно их даже прочитать. Поэтому здесь нужно смотреть по обстоятельствам. С маленькими детьми можно помолиться Серафимовым правилом, то есть прочитать три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево, радуйся!». По мере возрастания можно включить и Символ веры, и какие-то другие молитвы, постепенно увеличивая молитвенное правило. В Великом посту можно прибавить еще и молитву Ефрема Сирина. Но, конечно, нужно стараться, чтобы это молитвенное правило было посильным для наших детей. Если мы переусердствуем с этим, то у них может никогда больше не возникнуть желания молиться, они будут воспринимать это как каторгу и при малейшей возможности выбора вообще откажутся от молитвы.

Мы говорили, что пост – это проявление любви к нашему Небесному Отцу. И наша задача, когда мы учим детей молитве, научить их любить своего Небесного Отца, познакомить их с Ним. Когда ребенок совершает свои первые шаги, начинает молиться, становится послушным Богу, то есть начинает исполнять заповеди, о которых ему говорят родители, он постигает опыт общения со своим Небесным Отцом. Если ребенок ведет себя достойно, Господь посылает ему помощь, ему легко молиться. А когда ребенок строптив, он не хочет ни молиться (ему лень), ни вставать утром для того, чтобы идти в церковь. Родители обязательно должны обратить внимание на то, что происходит в жизни их ребенка: Господь показывает, что он совершает нечто неподобающее и неправильное.

– Бывает, что дети, находясь в трудном возрасте, начинают бунтовать против всего, и, в частности, против родителей. Любые советы, замечания родителей воспринимаются как навязывание их мнения. Бывает, что родители действительно начинают контролировать каждый шаг ребенка: когда он должен встать, когда лечь; а если родители верующие, то это распространяется и на духовную жизнь, что воспринимается ребенком как вторжение в его внутренний мир. Такой трудный возраст случается у кого раньше, у кого позже. Что же делать родителям? Заставлять молиться или, может быть, дать какую-то слабину, чтобы ребенок сам к этому пришел? Потихоньку объяснять, показывать своим примером? Бывают очень сложные ситуации, хотелось бы понять, как правильно поступать.

– Я обратил внимание, что сейчас существуют две крайности в воспитании. Первая – это когда ребенку позволяется почти все, он становится семейным диктатором, диктующим свою волю и отцу, и матери, и бабушке, и дедушке; всё должно крутиться вокруг него. Это, конечно, не воспитание: в результате вырастает такой человек, который что хочет, то и делает, никто ему не указ. Это одна крайность. А вторая та, о которой Вы уже упомянули: когда родители диктуют ребенку буквально всё – как и что нужно делать. И это тоже неверно, потому что действительно рождает у детей протест: они начинают бунтовать, воспринимать все сказанное отцом или матерью в штыки, – результат опять же чрезвычайно плох. Поэтому, наверное, нужно попытаться соблюсти золотую середину.

Крайне важно постоянно, пускай мягкими методами, но добиваться, чтобы ребенок исполнил то благословение, которое дали ему родители, и ни в коем случае не позволять ему творить свою волю. Задача родителей научить ребенка любить Бога, о чем мы уже говорили, и тогда ребенок будет любить и своих родителей. Он будет в послушании и у них, и у Бога.

Мы должны понимать, что общество, в котором мы живем, направлено на то, чтобы оторвать детей от своих родителей. Оно объясняет им, что взгляды родителей уже устарели, незачем слушать их мнение, следовать их установкам, дети всё должны решать для себя сами. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что, входя в какую-то пору, ребенок начинает отказываться от того, что совсем недавно делал даже с удовольствием. В этот момент нужно поступать очень мудро. Если мы начнем жестко диктовать ребенку свою волю, то он просто замкнется в себе и вообще ничего не будет делать из того, что ему говорят родители. Нужно попытаться донести до него, что в этом мире ничего не бывает просто так, что все совершается по благословению Божьему. Господь говорит в Евангелии, что даже волос с головы человеческой не упадет без воли Божией. Если ребенок это поймет, сообразит, что любые события, случающиеся в его жизни, действительно происходят по воле Божией, если он будет послушен Богу, будет ходить в храм, исповедоваться и причащаться, это принесет ему только радость в жизни.

Но, к сожалению, большая часть детей хотят идти своим путем, убедиться во всем на своем опыте. Человеку очень сложно понять простую вещь: что имеем – не ценим, потерявши – плачем. Если дети воспитываются в любви к Богу, постоянно бывают в храме, исповедуются и причащаются, то даже если они, пусть и по своей злой воле, лишатся всего этого, для них это будет колоссальный опыт. Они поймут, что что-то утеряли в жизни. И дай нам Бог быть рядом с ними в эти минуты и направить (не напрягая) к тому, что им необходимо.

– Получается, что пост – это еще и некий элемент воспитания? Сейчас вот пришел в голову один евангельский образ, когда Господь, несмотря на сорок лет скитания в пустыне израильского народа, говорит: «Вы не войдете в землю обетованную, пока в вас не произойдет обновление». Наверное, пост и дает возможность христианину, который воспитывается под покровом Божиим, измениться и обновиться.

– Конечно, пост – это обновление. Я всегда предупреждаю всех своих прихожан, что пост – это особое время, когда Господь ужесточает брань. Что это значит? Это значит, что те искушения, те соблазны и даже испытания, которые выпадают на долю человека, ужесточаются, их делается больше. А почему Господь посылает такое? Для того чтобы человек научился бороться, справляться со всем этим. Поэтому часто люди и говорят: «Ох и тяжело же в посту!» Но мы должны помнить главное: все искушения и соблазны могут быть преодолены человеком только тогда, когда он с Богом, находится в непрестанной молитве, часто посещает храм, исповедуется и причащается. Человек, ощутивший присутствие Бога в своей жизни, становится действительно непобедимым.

– Вопрос телезрителя: «Совершаются ли в Великий пост сорокоусты по усопшим, и если да, можно ли подавать на эти сорокоусты записки о здравии и упокоении?»

– Ну конечно! Сорокоусты совершаются в храме постоянно, пост здесь не является препятствием. Другое дело, что существует такая практика, когда мы принимаем записки о поминовении как живых, так и усопших на весь период Великого поста, на всю Святую Четыредесятницу. Но сорокоусты не отменяются, поэтому, пожалуйста, подавайте.

– Мы знаем, что Господь постился в пустыне сорок дней. Этот пост был для Него весьма суровым испытанием, напоследок Он даже пришел в состояние крайнего изнеможения и взалкал, и тогда приступил к Нему лукавый и начал искушать. Есть такая фраза: поститесь постом приятным, постом благодатным. Как-то уж совсем не стыкуется первая часть этой фразы «поститесь постом приятным» с тем сорокадневным постом, тяжелым и непростым испытанием, которое претерпел Господь в пустыне и по примеру которого Церковь и установила пост Святой Четыредесятницы. Каким образом понимать эту фразу?

– Дело в том, что преодолеть соблазны и искушения без помощи Божией невозможно. Как и Сам Господь постоянно говорит об Отце Небесном, так и мы с вами только с Божьей помощью можем преодолеть все скорби и соблазны. И это действительно приводит человека в некую радость. Поэтому со временем человек и начинает радоваться, когда он вступает в Великий пост. Мы, приветствуя друг друга, говорим: «С постом приятным!» И это действительно радость! Мы вступаем в ту пору, когда Бог будет рядом, когда мы будем совершать повседневные, пусть даже небольшие, но подвиги; будем стремиться к светлому празднику Воскресения Христова. Собственно, Великий пост – это прообраз нашей жизни. Ведь наша жизнь – это некий промежуток времени перед Страшным Судом, который для каждого человека обязательно будет совершаться. Поэтому мы к нему должны готовиться так же, как готовимся ныне к празднику Пасхи.

– Вопрос телезрительницы из Саратова: «Я всегда читаю дневные каноны и акафисты. Можно ли читать акафисты в Великий пост?»

– Если говорить в чисто богослужебном плане, то акафисты во время Святой Четыредесятницы в Церкви не совершаются. Но для мирян это вполне допустимо, потому что какого-то устава для мирской жизни не существует. Если Вам очень радостно читать акафисты, пожалуйста, читайте. Ведь наша задача в посту быть как можно ближе к Богу. А если Вы, допустим, лишите себя этой такой нужной Вам молитвы, то, может быть, тем самым Вы лишитесь действительно многого. Поэтому, если Вы привыкли и Вам это нравится, читайте акафисты. Хотя можно перейти и на каноны и в них тоже обрести для себя такую же молитвенную радость.

– Исповедь для христианина, особенно в пост, это некое подведение итогов, признание того, что тебя убивает грех или страсть и что нужно в этом покаяться и стараться больше не совершать этот грех, избавиться от этой страсти. Как часто стоит приступать к исповеди в Великом посту?

– Все упирается в нашу жизнь, то есть в то, насколько насыщенную мирскую жизнь мы ведем. Ведь если человек, допустим, имеет возможность достаточно часто ходить на богослужения, это одно, а если человек чрезмерно загружен, может прийти в храм только в воскресный день, это совсем другое. Но, конечно, и в этом случае, хотя бы мысленно, надо стараться присутствовать в храме на богослужении, молиться, не прерывая процесс своих трудовых будней. Весь пост направлен на то, чтобы (как мы все время читаем в молитве Ефрема Сирина) «зрети моя прегрешения», ведь очень важно увидеть свой грех, и не просто увидеть, а чтобы грех сделался для человека невыносимым и он захотел бы отмыться от него. Вот это и есть истинное покаяние.

Когда я прихожу на исповедь и начинаю просто перечислять грехи: это, это и это (даже иногда говорят так: пошел сдать грехи), – то что же это за покаяние? Вот когда мне действительно захочется избавиться от той грязи, которая есть в моей жизни, и я приложу усилия для того, чтобы этой грязи не было, тогда это действительно покаяние.

А как часто? Опять же все упирается в образ жизни человека, его потребность. Многие прихожане нашего храма причащаются каждую неделю, стараются поститься, и для них это действительно очень серьезное делание. А многим это невозможно. Поэтому все зависит от того, что человек может, в каком состоянии находится его жизнь, но по возможности, конечно, нужно стараться делать это как можно чаще.

– Современный человек очень загружен. Это и работа, и какие-то встречи, и домашние дела, и так далее, короче, очень насыщенная и суетная жизнь. Предположим, я работаю в коллективе, где нет верующих людей, в каком-нибудь агентстве или офисе. Но я православный и хочу поститься. Местная «трапезная» – столовая предлагает мне не совсем постную пищу. Возможности готовить дома у меня просто нет: прихожу домой без сил, валюсь спать, и так – пять дней в неделю. Для личного богообщения у меня есть только суббота и воскресенье. Как быть в данной ситуации? Будет ли нарушен пост, если я, отказавшись от каких-то других вещей (например, от использования Интернета для переписки с друзьями, – только для работы), буду вкушать то, что мне предлагают в рамках такого вот устройства моей жизни (может быть, и можно побороться с таким устройством – взять, например, отпуск, но и это не всегда возможно)?

– У святых отцов постоянно встречается такая мысль: очень важно не показать себя постящимся. И если у тебя нет возможности скрыть свой пост (допустим, какие-то совместные трапезные на производстве, столовая, которую не обойти), наверное, следует вести себя как все. Действительно, мы можем поститься другим путем. Вы упомянули отказ от использования Интернета, но это может быть и отказ от просмотра телевизора, или вот дети – им, допустим, можно отказаться от сладостей. То есть обязательно нужно отказаться от чего-то такого, что действительно приносит нам некую душевную радость и удовлетворение. И если мы с вами, допустим, нарушим физический пост по каким-то рабочим соображениям (например, находимся среди людей, которые не поймут нашего поста, это будет вызывать только смех и критику в наш адрес, и здесь, наверное, нужно стараться поститься в клети своей души), то Господь, видя тайное, воздаст нам явно. Ужесточить пост можно, придя с работы домой, уже за домашней трапезой не вкушая ничего скоромного. Но это – дело каждого. Я хочу лишь предупредить о том, что пост обязательно должен быть по силам. Если у вас тяжелая физическая работа, то вы должны выбирать для себя тот физический пост, который будет вам по силам; ни в коем случае не стараться брать на себя что-то такое, чего вы не сможете понести до конца. От этой чрезмерности мы можем потерять плоды того, что начали делать во славу Божию.

– Следующий вопрос о супружеских отношениях. Понятно, что православные люди, наученные и своими духовниками, и опытом жизни в Церкви, и литературой, знают, что в пост следует воздерживаться от супружеской жизни. Но бывают случаи, когда в брак вступают невоцерковленные молодые люди, а потом кто-то из супругов приходит в Церковь, а другой нет. И у одной из сторон начинают возникать требования, в семье начинаются скандалы, и бывает, что такие ситуации могут довести до развода. Но Церковь осуждает разводы, это всегда трагедия для семьи. Как быть в таких ситуациях? Продолжительность поста все-таки большая.

– Да, Церковь не благословляет семейной жизни в посту, это ясно. Что касается православных семей, тут, как Вы сказали, все понятно: надо всеми силами стараться соблюдать пост и воздержание в семейной жизни. Другое дело, что это не всегда нам удается, бывают всякие соблазны и искушения, с которыми человек не может справиться, но это такой грех, с которым можно приходить на исповедь. Что касается того особого случая, когда один из супругов не готов к несению такого поста, здесь действительно есть очень большая опасность. Часто бывает, что супруга ходит в храм, а муж нет, и для него Церковь превращается в такого врага, который отнимает у него супругу и в воскресный день, и во время постов. Естественно, привести такого мужа в храм Божий будет уже очень сложно. Это действительно создает напряжение в семье и может способствовать разводу. Апостол Павел пишет: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Поэтому если муж не может терпеть (или, наоборот, жена), то, конечно, нужно дать какие-то послабления и ни в коем случае не допустить, чтобы самое сокровенное, что у нас есть, наша семья, в которой мы воспитываем наших детей, распалась.

– Вопрос телезрительницы: «Мой зять собирается первый раз поститься строгим постом, но у него язва желудка. Как ему быть?»

– Здесь нужно прояснить, для кого отменяется пост. Пост отменяется для человека, который болеет. Тех тягот, которые он несет в связи с болезнью, для него уже вполне достаточно. Такому человеку врачами предлагается некая диета, которую он должен соблюдать и которая зачастую совершенно не соответствует посту. Человек вначале должен поправиться, а потом уже налагать на себя какой-то пост. Или, допустим, человек находится на военной службе: естественно, никто в армии не будет готовить специальную постную пищу. Или человек, находящийся в заключении… Там тоже не повыбираешь продукты. Или беременные женщины, носящие в утробе младенцев, – они должны прежде всего вырастить этих младенцев, поэтому для таких женщин пост тоже ослабляется. Или кормящие матери – они обязательно должны выкормить своего ребенка, и для того чтобы у них было молоко и полноценное питание для ребенка, они должны соответственно и питаться. Что касается путешествующих, то здесь опять же – по силам. То есть нельзя воспринимать все формально: вот я путешествую, значит пост для меня отменяется. Нет! Если получается, очень хорошо, но если действительно ситуация сложная, ничего постного нет, то надо есть то, что есть.

– Бывают такие страны, где, наоборот, все такое постное, что люди думают: «Господи, ну как же так! Приехали не в постное время!» (Особенно это касается стран, где развито сыроедение.)

Но вернемся к вопросам. Часто люди в возрасте склонны к ригоризму: раз строгий пост, значит будем поститься очень строго! Тут даже если человек здоров, часто это невозможно просто в силу возраста. Как здесь быть, тоже подходить индивидуально?

– Видите, мы опять возвращаемся к тому, о чем уже говорили: человек должен соизмерять свои силы – что он может, что ему по силам и что совсем не по силам. Вспоминается пример с классиком русской литературы Николаем Васильевичем Гоголем, который взял на себя чрезмерный пост, а закончилось все трагически. Такое же бывает и с нашими прихожанами: я часто видел, как люди падают в обморок, потому что стараются соблюсти каждую букву поста (а информации сейчас очень много: когда вкушать растительное масло, когда нет и так далее). И вот люди стараются соблюсти абсолютно всё, но не всем это по силам. Не каждый может нести такой тяжелый пост, поэтому каждый должен выбирать для себя то, что он сможет понести до конца. Тогда действительно от поста будет только радость.

И самое главное, что я хотел бы добавить: физический пост легко нести только тогда, когда мы постоянно молимся, часто посещаем храм Божий, исповедуемся и причащаемся. Очень часто бывает ситуация, когда матери некогда помолиться самой. С детьми она может только кратко помолиться, а вот настоящего молитвенного правила ей не совершить: детей то в школу надо вести, то в разные кружки, то по дому какие-то хлопоты бесконечные… Я всем им говорю: «Мои дорогие, есть же Иисусова молитва, есть молитва Божией Матери, которые вы можете творить в процессе своих дел. Молитесь так, если не получается иначе! Будет у вас время и возможность встать перед иконой и прочитать правило – пожалуйста; а нет – всегда можно помолиться краткими молитвами и ощутить в своей жизни присутствие Божие». И это тоже будет молитва!

– Тут как раз поступил вопрос от одной из наших телезрительниц по поводу чтения утреннего правила (в рамках того, о чем Вы сейчас сказали: по всей видимости, это очень актуальная тема): «Ребенка нужно уложить спать, и пока время пройдет, уже и полдень. Когда же читать утреннее правило? И стоит ли его уже вообще читать?»

– Да, только что я ответил на этот вопрос. Действительно, часто такого времени, чтобы встать и прочитать правило, просто нет. Я прекрасно знаю жизнь матери, особенно в большой семье, да и в маленькой тоже, где обязанностей матери не меньше. Бесконечные хлопоты! Но эти хлопоты нужно вести с молитвой, ведь молитва, как говорит Господь в Евангелии, должна быть непрестанной. Это значит, что человек должен молиться в процессе всех своих повседневных хлопот и дел. В какой-то мере это может заменить ему и правило, но, конечно, это не должно быть на постоянной основе. Нужно все-таки как-то изловчиться и постараться хорошо помолиться, дисциплинируя себя еще и таким образом.

– Что подходит для семейного чтения в Великом посту? Это очень хорошая традиция: собраться всей семьей – супругам, детям и почитать всем вместе что-то назидательное. Если сегодня такая традиция сохраняется в семьях, это очень здорово, а если нет, то хотелось бы, конечно, чтобы она была приобретена.

– Читать нужно, конечно, то, что детям понятно, то, что будет им в назидание. Можно читать жития святых, что и предлагают многие наши пастыри, а можно (если дети совсем маленькие) и русские сказки. Сейчас многие приходят к выводу, что в каждой русской сказке есть присутствие Божие. А если мы возьмем еще и дореволюционную редакцию, то там это присутствие буквальное. Ведь посмотрите: каждая сказка – это притча, история о том, как человек должен поступать в жизненной ситуации. Взять хотя бы ситуацию, когда человек приходит к камню и на нем написано, куда ты пойдешь и что тебя при этом ждет. Это же вопрос выбора человеческого! Вот такие сказки, конечно, заставляют человека задуматься о жизни… А примеры из жизни святых – о том, так ли мы живем, это возможность сравнить свою жизнь с жизнеописанием тех святых, о которых мы читаем.

– Что бы Вы хотели посоветовать нашим телезрителям в преддверии Великого поста?

– Прежде всего постараться, и я уже об этом говорил, чтобы пост был вам по силам. Потому что если вы возьмете на себя какое-то очень тяжелое бремя, можете его не донести до конца. А очень важно донести его именно до конца, тогда и радость на Пасху будет совсем другая. Это будет действительно пасхальная великая радость! Второе, что тоже очень важно, это сохранить связь с Богом. Собственно, ради нее и осуществляется этот пост. Великим постом мы особенно ощущаем Его близость, Его присутствие в нашей жизни. Если мы усилим эту связь в результате того, что мы делаем, значит мы правильно попостились.

Пост – это прежде всего воздержание от злых мыслей, потом, соответственно, от злых слов и злых дел. То есть самое главное – воздержание от всевозможного зла. Поэтому каждый человек должен встать на пост, на стражу своей души, чтобы не допускать плохих мыслей в своей голове. А если мы будем стоять на страже своих помыслов, то не будут рождаться ни плохие слова, ни плохие дела. Но если уж мы что-то совершили, что-то из нас вырвалось, нужно тут же обратить на это внимание и, покаявшись, всеми силами попытаться исправить то, с чем мы, к сожалению, не смогли справиться. Это, конечно, особое делание, когда мы смотрим в себя, замечаем каждое движение нашей души и стараемся исправить то, что есть в нас плохого, то есть пытаемся найти неправду, которая живет в каждом человеке, и исправить ее.

– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнюю прекрасную беседу, за тот положительный настрой, который Вы дали нашим телезрителям на Великий пост. Действительно, если размышлять о времени Великого поста, то это время осознания своих грехов, но в то же время здорово и радостно то, что уже там, впереди, мы видим зарю Христова воскресения, к которому мы все вместе двинемся через несколько дней.

Окончание, линия

Прощеное воскресенье. Напутственное слово Патриарха Кирилла

ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ. Из воспоминаний детства

На главную страницу сайта - Семья и Вера