14 Великий пост, Духовное чтение

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

14-й день Великого поста приходится на 2-ю Неделю (Воскресенье) Святой Четыредесятницы. В этот день установлена молитвенная память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, открывшего новое и дивное учение о Преображенском свете Христовом, который может воссиять в сердце каждого христианина.

Прилагаем к духовному прочтению отрывок из книги “Великий пост. Чтение на каждый день”, посвященную 14-дню Святой Четыредесятницы.

10 (5)

Евангелие от Марка, 2: 1-12

Читаемое во 2-ю Неделю Великого поста

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к нему с расслабленным, которого несли четверо; и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. (Марка 2;1-13)

Икос канона святителю Григорию Паламе

Ангел явился еси на земли, неизреченная Божия человеком возвещая. Безплотных бо гласы, от человеческих сый, и плотию употребляяся, удивил еси нас, и вопити тебе богоглаголиве увещал еси сия: радуйся, имже тьма сокрыся; радуйся, имже свет взыде. Радуйся, несозданнаго Божества ангеле; радуйся, созданнаго и буяго воистинну обличителю. Радуйся, высоту невосходимую, Божественное естество рекий; радуйся, глубину неудобь видимую, действо рекий; радуйся, яко славу Божию добре рекл еси; радуйся, яко мнения злодеев отрекл еси. Радуйся светильниче, показавый Солнце; радуйся чаше, пития Божественнаго подательнице. Радуйся, имже истина просиявает; радуйся, имже помрачися лжа. Радуйся, проповедниче благодати.

[Ангелом явился ты на земле, неизреченные дела Божии людям возвещая: ведь речами, достойными бесплотных, удивил ты нас, хотя и обладал умом человеческим и плотию, и убедил взывать тебе, богословесный, так: “Радуйся, ибо чрез тебя тьма отогнана; радуйся, ибо чрез тебя вместо нее явился свет. Радуйся, несозданного Божества вестник; радуйся, измышленного и неразумного учения истинный обличитель. Радуйся, высотой неудобовосходимой Божественное естество назвавший; радуйся, глубиною труднопостижимою Его действие нарекший; Радуйся, ибо о славе Божией ты прекрасно возвестил; радуйся, ибо мнения злокозненных ты отверг. Радуйся светило, показавшее Солнце; радуйся чаша, питие божественное подающая. Радуйся, ибо чрез тебя истина сияет; радуйся ибо чрез тебя померкла ложь. Радуйся, провозвестник благодати!”]

10 весна, монастырь

Великий пост: может ли еще поститься современный человек?

Протоиерей Андрей Лоргус

Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великих праздников.

Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви.

В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда.

Пост, клирос, пениеИ здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

Иными словами, Великий Пост — это особый мир. Особый мир слов, текстов, мелодий, толкований, смыслов, пониманий. Он складывался долго, в течение веков. Складывался под влиянием самых разных факторов, главным образом, конечно, греческого православия, греческого языка. Потому что все наши богослужебные тексты переведены с греческого, лишь небольшая часть написана славянскими авторами, русскими авторами на церковнославянском языке.

В этом есть свои трудности, потому что были переводы прямые, как бы подстрочник. И их очень трудно понимать, они наименее удачные, с этой точки зрения понимания, действительно нуждаются в обновлении. Потому что язык живет, не стоит на месте, развивается. А перевод нуждается именно в богословском осмыслении. Каждый тропарь богослужения имеет богословский смысл. Вся эта поэтика — это не просто воспевание восходов и закатов, красоты природы или евангельского события. Там везде есть богословский смысл.

Потому что церковные поэты — это, в основном, монахи. Для них создание того или иного произведения было, по сути дела, богословской работой. Если взять Триодь Постную, хотя бы первую часть, она читается от недели «О мытаре и фарисее» до пятницы шестой седмицы. Так вот там все — догматическое богословие. Просто читая тропари, можно изучить догматическое богословие русского православия. Поэтика богослужения умная, это как аспирантура. По высоте своего догматического изложения, по сложности поэтического изложения, да и еще все это поется…. Это красиво и умно!

Мелодии — тоже часть богословия. Естественно, что воспринять это можно только тогда, когда вы все время в церкви, каждый день слышите Вечерню, Утреню.

Кто знает все тонкости богослужения? Кто читает эти тропари и кондаки Триоди Постной от корки до корки? Это чтецы и певцы. Священнику читать некогда. Он Постную Триодь слушает. Но при этом еще служит. При этом может исповедовать, совершать Литургию… А вот чтецы и певцы — те единственные люди, которые этот благоуханный сад церковной догматической поэтики воспринимают. Именно они — реципиенты всей этой церковной мудрости. И я проходил от 1982-го года до моего рукоположения в диаконский сан, до 1988-го. Эти 6 лет и были моей школой. А потом было некогда. А жаль!

Доступна ли эта сторона Поста для работающего человека, который пять дней в неделю — на работе? Недоступна. Она недоступна для большинства священников, не доступна для большинства монахов, которые не служат в храме, а несут послушание на кухне или на ферме, или по охране. Она недоступна большинству тех, кто работает в храмах, кроме чтецов, певцов. Я благодарю Бога, что я был чтецом больше, чем 6 лет — у меня было время все это читать, не только во время службы, но и до, и после.

Когда я учился, то составлял себе конспекты и выписывал оттуда особые интересные песнопения и чтения, потому что действительно для меня открывался особый мир. Другого способа познать все это для меня не было. К сожалению, у нас нет таких школ, кружков, которые разбирали бы Постную Триодь. У нас мало евангельских кружков, а уж кружков по разбору богослужебных текстов совсем нет.

Понимаете, это наша средневековая древность, но в ней смысл, тот самый православный великопостный смысл, который мы ищем.

10 (9)

Неделя вторая Великого Поста. Святитель Григорий Палама

Молитвы в Воскресенье 2-е Великого поста

14-й день Великого поста. Духовное чтение

На главную страницу сайта - Семья и Вера