09 Великий пост, Духовное чтение

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Во вторник 4-й седмицы Великого поста рекомендуем прочесть отрывок из книги “Великий пост: чтение на каждый день”, посвященную 23-дню Святой Четыредесятницы.

10 (8)

Бытие глава 9, стихи 8-17

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,  и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;  поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Из песни восьмой канона Кресту в Неделю Крестопоклонную

Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху.

[Радуйся, Древо треблаженной и божественное, Крест, свет пребывающим во тьме, четырехконечный мир, блеском Твоим предвещающий Воскресения Христова сияние, удостой всех верных достигнуть Пасхи.]

Весна, 10, храм, первая зелень

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

Протодиакон Андрей Кураев

У православных сейчас – четвертая неделя Великого Поста. Крестопоклонная. Три недели поста уже позади. Те, кто постились за компанию, уже отсеялись и вернулись к своим сосискам. У оставшихся «на посту» есть повод поставить себе хорошую оценку: «несмь яко же прочии человецы». И тут перед нашим чувством глубокого удовлетворения от нашей же собственной праведности вдруг ставится — Крест.

Крест – это стоп-сигнал, препятствие. Прежде всего, это знак того, что твой собственный путь в избранном направлении (спасение, самосовершенствование, очищение) безнадежен. Ведь на Кресте – Тот, Кого в Средиземье называют Илуватаром, в Нарнии – Асланом, в греческом тексте Символа веры – Поэтом. То есть — Творец. Если такая помощь посылается из такого источника, значит, мое восхождение было иллюзорно, а вокруг меня, не без моих усилий, конструировался мир катастрофы.

Христианство – жесткая религия. Крест – это главный поступок того Бога, в которого верят христиане. И в этом Его поступке одновременно и немыслимая помощь нам и немыслимо жестокий диагноз нам же. Если помощь оказывается в таком ошеломительном объеме, то она называется уже не помощью, а спасением. Спасают же там, где угроза умножилась на бессилие.

Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог сам стал таким, как ты») одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумёха»). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8).

У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души. Так Крест разрушает мирки.

Но он же хранит Вселенную. Крест – форма устойчивости. Если Бог так, крестно заботится о человеке, значит, на такого Бога и на Его Крест можно положиться. Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах. Крест охраняет его от «древнего Зла». И потому под сенью Креста можно жить.

Олимпионик может идти на тренировку, банкир – в банк, генерал – в штаб, студент – в аудиторию. Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты имеешь право на быт. Ты можешь жить на земле и идти земными путями. Просто найди свои слова для памяти о том, что по своему сказал рокер Сергей Трофимов:

Все-таки весна это чудо от Бога,
Тайна мирозданья в улыбке Творца.
А земная жизнь – это просто дорога,
Только долгий путь от креста до венца.
И в конце пути – ощущенье свободы
Оттого, что там, где рождается новь,
За меня, дурного, над всем небосводом
Тело держат гвозди, а душу – любовь.

10 (9)

Молитвы во Вторник 4-й седмицы Великого поста

Несение своего креста. Чтение в Великий Пост

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера