Духовное чтение на Вербное Воскресение

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В Последнее воскресенье перед Святой Пасхой называется Вербным, ибо в сей день молитвенно отмечается двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Встречая Господа Иисуса Христа у городских врат древней столицы Израиля, еврейский народ подстилал свои одежды и срезал ветви древес со свежими весенними листьями, которые также постилал на пути шествия Господа.

У нас, в России, к празднику Входа Господня в Иерусалим, первая распускается верба, которую мы, верующие, также срезаем, и с нею встречаем сей благодатный праздник.

Для духовного прочтения предлагаем отрывок из книги “Великий пост: чтение на каждый день”, посвященную Вербному воскресению.

10

Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи с 1 по 18

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

10, монастырь, весна

Праздники, которые всегда с тобой

Константин Моцан

Вероятно, только небольшая группа учеников догадывалась о том, что Христос пришел ради рая на Небе. Большинство ждало от Него рая на земле. Эта противоречивость видна в церковном празднике, который приходится на последнее воскресенье перед Страстной Пятницей, днем Распятия, — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.

Праздник парадоксальный. Вопрос: «Что празднуем?» — был бы справедливым. То, что Христос пришел в город, где его через несколько дней мучительно казнят? Событие безрадостное. И все-таки праздник. Просто, по логике христианина, там, где начинается путь Христа к смерти, начинается и Его путь к Воскресению. Христос родился и умер именно ради того, чтобы воскреснуть — победить эту самую смерть. А что может быть радостнее победы над смертью?

Вход Господень в Иерусалим по-своему отражает любопытную христианскую интуицию: на любое событие можно посмотреть в отсвете пасхальной радости. И Вербное воскресенье, предвещающее страдания и смерть Спасителя, становится радостным праздником только в пасхальной перспективе.

Но нам — потомкам — легко рассуждать, мы то знаем, чем все закончится. А две тысячи лет назад никто, кроме Христа, знать этого не мог. Иудеи, встречавшие Христа у ворот Иерусалима, думали о другом. Они ждали Мессию — одновременно духовного и политического вождя. Многим казалось, что это и есть проповедник Иисус из Назарета. Все прекрасно знали о его чудесах — как он исцелял больных. А за день до входа в Иерусалим он и вовсе воскресил человека — Лазаря из Вифании, который уже четыре дня, как был мертв и тело которого даже начало смердеть.

Словом, на роль духовного лидера Христос подходил идеально. Дело оставалось за малым — показать себя лидером политическим: силой взять в свои руки власть, прогнать римских захватчиков, самому стать царем и сделать богоизбранный иудейский народ независимым и свободным. Иудеи вышли встречать Христа с пальмовыми ветвями в руках в знак особой торжественности события (в русской традиции пальмы заменили вербами — единственным растением в наших широтах, расцветающим к ранней весне, на которую приходится Пасха). Они постилали под ноги осленку, на котором ехал Христос, свои одежды — как царю. Они кричали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

Но Христос не оправдал ожиданий. Не провозгласил ни одной политической цели. Не вспомнил о народной независимости. Не призвал к восстанию против римской власти — кстати, этой вины в нем не увидит позже и сам представитель Рима, прокуратор Понтий Пилат.

Христос отправился в Иерусалимский храм. Казалось бы, здесь — в центре жизни иудейского общества — было бы логично начать борьбу. Вместо этого Христос выгнал из храма тех, кто в нем «прописался», — продавцов жертвенных животных и меновщиков денег, — со словами: Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 13).

Ключевое слово здесь — «молитва». Обращение человека к Богу. Попытка от земли приподняться к Небу. Христос даже не вспоминает о рае на земле. Его намного больше заботит рай на Небе — то, что случится с каждым позже, после смерти. Поэтому те, кто в Вербное воскресенье с ликованием встречал Христа как царя, в пятницу — всего лишь через несколько дней — будут с негодованием кричать: «Распни Его!» — как самозванца и обманщика. Мессия, который не обещает земного благополучия здесь и сейчас, оказался не нужен.

События, связывающие Вербное воскресенье с Пасхой, показывают, что христианство не обещает достижения земных целей. Оно обращает человека к целям небесным и не гарантирует на этом пути быстрорастворимого результата. Главный нерв проповеди Христа — не в том, как вести себя, чтобы сейчас на земле все было хорошо, а в том, как вести себя, чтобы все хорошо было потом — на Небе. В такой религии смысл жизни вынесен за пределы этой самой жизни — что, как мне кажется, все же не означает, будто вовсе не надо связывать христианство со счастьем. Просто есть другое счастье. Оно не в том, чтобы в земной жизни все непременно было так, как ты хочешь, а в том, что кроме этой земной жизни у человека есть что-то еще.

10

Молитвы в Вербное Воскресение

Слово свт. Луки неделю ваий на Вход Господень в Иерусалим

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера