Духовное чтение в Великую Среду

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Великая Среда предваряет собой Страсти Христовы. В сей день Господь был подготовлен к погребению возлиянием мира, и преданный неблагодарным Иудой.

Сегодня в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров. Также последний раз делаются земные поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего…”. Заканчивается и великопостный мотив клиросного пения.

Ниже мы прилагаем духовное чтение из книги “Великий пост: чтение на каждый день”, посвященное Великой Среде.

10

Евангелие от Матфея глава 26 стихи, 6-16

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Стихира на “Господи воззвах” в Великую Среду

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

[Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя мvро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.]

апрель, 10

О православных праздниках и святых

Константин Мацан

— Сколько среди христиан плохих людей?

— Каждый двенадцатый.

Предателем, продавшим Иисуса Христа за тридцать сребреников, стал Иуда Искариот — один из двенадцати ближайших учеников Спасителя. Три года Иуда ходил за своим учителем. Три года ел вместе с ним, спал рядом с ним. Три года наблюдал, как он творит чудеса и исцеляет больных.

А потом предал.

Впрочем, почти все апостолы по-своему тоже предали Иисуса. На Голгофу не побоялся прийти только апостол Иоанн Богослов, остальные в страхе разбежались. А апостол Петр и вовсе трижды отрекся, как и предсказывал ему Христос.

И все же Петра Церковь прославляет как первоверховного апостола, а вот Иуда Искариот так и остался предателем. В чем принципиальная разница между ними? Ответить на этот вопрос — значит сформулировать, в какие отношения человека и Бога верят христиане.

По неслучайному совпадению слова и поступки Христа, о которых Церковь вспоминает в Великий Понедельник и Великий Вторник (первые дни Страстной недели), раскрывают грани отношений человека и Бога с особо сильной концентрацией смысла. И тем парадоксальнее выглядит на этом фоне последующий день предательства — Великая Среда. Сколько всего важного услышали апостолы в эти дни — и после услышанного один из них решился на такое…

На Понедельник приходится евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы — инжирного дерева: …Увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21: 19). Апостолам, пораженным тем, что смоковница засохла в мгновение ока, Христос сказал: Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 21 – 22).

Бог ждет от человека веры — вроде банальная мысль. Но к словам «если будете иметь веру» Христос неслучайно добавил «и не усомнитесь». Вера в Бога без сомнений, до самого донышка души, всегда требовала от человека известной дерзости — рациональное начало не отпускает цепей и не дает внутренне до конца согласиться, казалось бы, с невозможным: ну не может эта гора просто сама взять и ввергнуться в море — дескать, это красивая метафора, не более!

Оказывается, может. «Просто нужно очень верить», как поется в одной песне Окуджавы. Глубина веры измеряется верой в невероятное. И если лично моей глубины на эту гору не хватит, это не значит, будто такой глубины не бывает вообще. А святые с их чудесами?

О них, кстати, уместно вспомнить и в связи с событиями Великого Вторника, центральное из которых — глава 23 Евангелия от Матфея — обличение Христом книжников и фарисеев. Слово «фарисейство» вошло в наш язык, как синоним лицемерия. В библейские времена оно выражалось в призыве к народу скрупулезно исполнять внешние религиозные предписания, но реальной покорности Богу и любви к Нему в самих фарисеях видно не было. И никто не отстоял дальше от святости, чем эти религиозные лидеры иудейского народа, на которых простые люди, как предполагалось, должны были равняться.

Святость — это движение от внутреннего к внешнему: та самая вера (из Понедельника), которая определяет, как жить. Так святые достигали Бога. А фарисейство — внешнее без внутреннего. И фарисеи не достигали ничего.

Наступила Великая Среда. И Иуде Искариоту не хватило именно веры. А точнее — веры именно во Христа, как в Бога. Это видно по событиям, которые последуют: Церковь вспоминает предательство Иуды в Среду, потому что в этот день он принял принципиальное решение о предательстве, но конкретные шаги совершит в следующие дни. В Великий Четверг он расскажет фарисеям, где и когда найти Христа, и получит тридцать сребреников. Приведет вооруженных людей в Гефсиманский сад — и Спасителя арестуют. Потом быстро осудят и приговорят к смерти. Недалеко от места суда будет ждать апостол Петр. Прохожие укажут на него: «И этот был с Ним» — то есть со Христом, на что Петр ответит: «Я не знаю Его». Трижды его спросят об этом, трижды он отречется. А еще чуть позже Иуда, осознав, что Учителя теперь ждет неминуемая смерть, вдруг поймет всю чудовищность своего поступка, выбросит полученные деньги и…

Вот тут начинается самое главное. Иуда стал предателем не потому, что предал, а потому, что повесился. То есть не поверил в то, что Христос – Бог, перед Которым можно каяться и Которому дано отпускать грехи. Ведь что такое покаяние? Это крик: «Господи, не запомни меня таким! Я на самом деле другой!» И тому, кто искренне кается, Бог отвечает: «Я отменяю твой вчерашний грех, как если бы его совсем не существовало. Иди и больше не греши».

Иуда не видел в Христе Того, Кому дано прощать. Самоубийство — фактически расписка: «Мне нет прощения». Но прощения нет только там, где нет Бога. А рядом с апостолами все время был Живой Бог. Этого не понял Иуда, но понял апостол Петр. Трижды отрекшись, он потом, стыдясь и мучаясь, все-таки предстал перед Христом и покаялся, чем подтвердил верность своим словам, которые сам же когда-то сказал о Христе: Ты — Христос, Сын Бога живого (Мф. 16: 16). И стал величайшим из апостолов. А Иуда отмел для себя возможность покаяния— закрыл для себя Христа.

Вероятно, это и значит — предать Бога. И касается каждого человека. Грешат все одинаково. Преодолевают грехи — по-разному. В центре отношений человека и Бога в христианстве стоит покаяние — «метанойя», «перемена ума». Принципиальность и масштаб этого хрестоматийного утверждения показывают события, начало которых пришлось на Страстную Среду.

10

Слово в Великую среду – святителя Луки Крымского

Великая Среда – описание Великой Среды

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера