Беседы с батюшкой. День Победы

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником – Днем Победы!

В московской студии православного телеканала “Союз” прошла беседа на тему этого значимого-любимого народного всероссийского праздника!

Гостем телепередачи стал протоиерей Димитрий Василенков, глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга.

Заглавие, лента, Георгиевская

заглавие, линия

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев
Записала Нина Кирсанова
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Окончание, линия

– Что для нас значит День Победы?

-День Победы для нас значит очень много. Прежде чем понять смысл этого великого праздника, нужно осознать: а что бы с нами произошло, если бы этого дня не было? Те, кто жил в начале 90-х годов прошлого века, помнят, что ходили порой такие настроения среди молодежи: «А пили бы мы сейчас немецкое пиво, ели сосиски и было бы все хорошо, если бы не победа». Осознать то, от чего спасли нас деды, нам бы не помешало. Материалов сейчас достаточно: мы можем почитать некоторые выдержки из плана Оst, хватает документов немецкой армии, есть документы Нюрнбергского процесса, материальные свидетельства тех бесчинств, которые творились на территории нашего Отечества (концлагеря). Преступлений совершено огромное количество. Читаешь и ужасаешься, потому что будущего для народов, населяющих территорию нашего Отечества, не существовало; нас бы просто уничтожили. Поэтому победа в Великой Отечественной войне – это наша жизнь. И прежде всего – это великая милость Бога для нас; милость не потому, что мы такие хорошие, а милость потому, что Бог нас любит.

Протоиерей Димитрий Василенков

Сама война – это попущение за те беззакония, которые творили наши предки: вспомним год 1917-й, гонения против Церкви, массовое отпадение от Бога – пусть и не всего народа, но многих. Война пришла к нам как великое вразумление – возможно, мы ее заработали сами. Весь мир впал в безумие по наущению дьявольскому, а в том, что это безумие к нам пришло, есть и наша великая вина, но это и милость от Бога, и вразумление для нас. Мы от этой беды избавились милостью Божией, в разум пришли, и вспомнил народ о Боге, возопил к Нему. Весь Ветхий Завет говорит о том, как народы от Бога уходят, какие беды их постигают, о том, как Господь возвращал Свою милость народу израильскому, когда тот обращался к Нему.

Так и наш русский православный народ и народы, населяющие территорию нашего Отечества, возопили к Богу, и Господь нас помиловал. Победа – это торжество милости Божией над нами. Недаром Пасха в 1945 году праздновалась 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца. Это своеобразный, очень важный знак для нас – в день великого покровителя православных воинов мы праздновали великое торжество победы жизни над смертью, победы Родоначальника жизни Господа нашего Иисуса Христа над всякой смертью, над всевозможным злом. И буквально через три дня после светлого праздника Пасхи, на Светлой седмице случился великий праздник Победы. Это для нас знак милости. Есть такая замечательная поговорка, которая заканчивается словами: «Добрым молодцам урок». Вот это нам всем урок, чтобы мы на всю жизнь запомнили, что от Бога отходить ни в коем случае не надо, и тогда Бог нас не оставит. Что бы враги ни готовили для нас страшного, если мы будем верны Богу, Он нас защитит. Если будем от Бога отходить, безумствовать, тогда с нами произойдут многие беды.

Я всегда привожу пример из Ветхого Завета о представительнице народа израильского Иудифи, которая встретилась с военачальником Олоферном и в итоге отрубила ему голову. Но прежде Иудифь ему сказала, как погубить народ израильский: нужно ввергнуть его в грех, тогда Бог отойдет от него – и можно будет сделать с народом все что угодно. В этом важный урок: когда мы от Бога отходим, силы зла могут сделать с нами все что угодно. Нам без Бога не выстоять.

Великая Победа – урок на всю нашу жизнь, чтобы мы запомнили для себя: «Бойся Бога, ходи по Его заповедям святым, бойся отойти от Него». Чтобы мы были достойны Божией милости, чтобы Бог нас никогда не оставлял, а те беды, которые произошли с нами в годы Великой Отечественной войны, с нами больше не происходили. Сколько жертв нам пришлось понести, сколько осталось сирот, сколько не родилось детей, которые могли бы родиться! 27 миллионов погибших – это тяжело даже представить. Один из знаменитых военных писателей Владислав Шурыгин сказал очень интересную мысль, что каждый погибший воин, отдавший самое драгоценное, что у него было, – свою жизнь, достоин того, чтобы пройти в парадном строю на Параде Победы, и этот парад длился бы более двадцати дней. Представьте «коробки» воинов в шинелях, в пилотках, матросках. Это же парад настоящих победителей, ведь погибшие воины – тоже победители. В моей семье тоже многие погибли. Я родом из Беларуси; от той деревни, где живут мои родственники, до деревни Хатынь всего 15 километров. В Беларуси более 600 деревень было уничтожено вместе с мирными жителями. Сколько горя, сколько слез пролито! Действительно, победа выстрадана в этой страшной войне с жестоким противником. Против нас воевала не только фашистская Германия, но и вся Европа.

Победа – великая милость от Бога, и мы должны своих героев благодарить, молиться за них, не забывать. Время было жестокое, тяжелое, страшное. Мы – люди мирного времени, и нам трудно представить, как тяжело на войне. Война – дело окаянное, с кровью, жестокостью. Не приведи Господь пройти нам через то, через что прошли наши отцы, деды, прадеды. Мы должны помнить эту Победу, и как во времена Ветхого Завета научали детей жить по заповедям Божиим, так и мы, православные христиане, должны учить своих детей, что праздник Великой Победы – день великой милости Божией к нам. Мы должны Бога благодарить, что в эти страшные годы выстояли, победили с Божией помощью и не дали человеконенавистническим планам свершиться. Это послушание от Бога выполнено – зло надо было остановить, и оно было остановлено.

– Люди, которые были очевидцами войны, уходят, с каждым годом их становится все меньше; 70 лет, которые прошли после войны, – это практически целая человеческая жизнь. Что остается, когда уходят те, кто воевал?

– Остается память. Для человека нецерковного нет загробной жизни, а для нас – христиан -жизнь продолжается. Со мной однажды произошла очень поучительная история. Около дома, в котором я живу, есть магазин «Пятерочка», в одном из отделов торговали видеофильмами. Я очень люблю историю и периодически покупал в отделе документальные фильмы. У меня сложились хорошие, добрые отношения с теми, кто там работал. Мы иногда разговаривали на душеспасительные темы, они задавали мне вопросы. Однажды зимой меня окликнула продавец – очень добрая женщина, у которой тяжелая судьба, в семье у нее не все было в порядке. Я оглянулся и увидел, что зрачки ее невероятно расширены, и понял, что она находится не совсем в адекватном состоянии. Она призналась, что ночью хотела покончить жизнь самоубийством. И показала мне руку, на которой я увидел следы шрамов от порезов ножом – так она пыталась вскрыть себе вены. Первый порез повредил только кожу, до вены не дошло, на второй раз – то же самое, но когда она собралась в третий раз сделать порез, увидела перед собою трех солдат, одетых в форму солдат Великой Отечественной войны. На той улице, где жила женщина, во время войны шли страшные бои. Солдаты сказали ей: «Что ты делаешь? Мы погибли для того, чтобы вы жили. Ты лучше помолись за нас Богу, запиши, как нас зовут». Она записала их имена, подняла голову – видение исчезло. «Батюшка, что это было?» – Она была потрясена событием. Я, как мог, ее успокоил, забрал у нее записочки. Для меня это пример: солдаты положили за нас свои души и Богом не забыты. Это очень удивительно. Если поговорить с людьми, которые занимаются поиском погибших солдат, они могут рассказать много интересного. Мы должны помнить о погибших, молиться за них, и они будут молиться там за нас. Нам остается великая память, которая выражается в добром духовном общении: они живы, они никуда не ушли, они у Бога. Ветераны, которые сейчас уходят, тоже у Бога находятся, и мы за них молимся. Мы на примере тех подвигов, которые они совершили, воспитываем наших детей. Их подвиг заключается в жертвенности. Это пример жертвенности и для нас, так и мы должны поступать.

Мне в одном фильме очень понравился эпизод, и я многим своим знакомым советовал так сделать. Фильм о войне, в котором показана потомственная семья военных: отец и дед погибли на войне. На стене висит фотография деда, рядом в рамочке его награды, фотография отца – рядом его награды. Ребенок в семье растет и видит этот пример перед своими глазами, пример своих предков, которые поступили как надо, когда это от них требовалось. Они защитили будущее своего внука и отдали самое ценное – свою жизнь. Считаю, это добрый пример того, как и мы можем научить наших детей быть жертвенными по отношению к ближним.
Ветераны уходят, а память остается, молитва остается. Они всего лишь уходят к Богу, а мы остаемся дальше нести свой крест, который они уже пронесли.

– После Великой Отечественной войны нашу страну коснулись и другие войны: афганская, чеченские. Иногда кажется, что приоритет смещен: мы вспоминаем героев Великой Отечественной войны, а героев последующих войн будто не помним.

– Я соглашусь с Вами в том, что помнить надо всех. Действительно, порой мы забываем солдат, которые воевали в Чечне, особенно в первой чеченской войне. Конечно, надо помнить. Просто Великая Отечественная война – это время, когда вопрос о существовании всех нас стоял очень остро. Это война, которая затронула все семьи. Чеченская война или война в Афганистане очень важны были для нашего Отечества, это тоже борьба за наше будущее. Подвиг солдат, которые воевали там, останавливая зло, еще не оценен. Но если судить объективно, эти войны не затронули глобально всех нас, а Великая Отечественная война затронула каждого: нет такой семьи, которой бы не коснулась эта война, кто-то погиб, кто-то воевал, кто-то пришел инвалидом. Эта война каждого заставила сделать свой выбор между добром и злом, отдать то многое или немногое ради победы. Это была массовая жертва народа. Конечно, Великая Отечественная война по своим масштабам, по тем задачам, которые стояли, превосходит все.

– Вопрос телезрительницы из Омска: «Во время Великой Отечественной войны бок о бок воевали люди всех наций, исповедующие разные религии, в том числе мусульмане и католики. Православные священники говорят, что только люди православной веры спасутся. Так ли это? Или в каждой вере человек может спастись, если будет соблюдать законы Божии?»

– Воевали все – и православные, и мусульмане, и католики. У Господа каждый не забыт. Другое дело – спасение человека от греха. Мы должны задуматься: что есть спасение? Спасение как единение с Господом нашим Иисусом Христом вне Церкви невозможно. Как без Православной Церкви и без веры православной можно быть со Христом? Если мы понимаем под спасением избавление от адских мучений, то Господь милостив. Но давайте оставим это на милость Божию. Думаю, всякий человек, стремящийся жить по правде Божией, по совести, может надеяться на милость от Бога, тем более люди, которые в страшное время отдали жизнь ради победы. Как эта милость будет выражена, мы узнаем, когда сами там окажемся. Молитесь, если Ваши родственники или друзья были другого вероисповедания и свою жизнь на земле завершили, погибли в Великую Отечественную войну; подавайте за них милостыню. А Господь окажет Свою милость всякому достойному ее человеку.

– Отец Димитрий, Вы не понаслышке знаете, что такое военные действия. Как Вы считаете, Великая Отечественная война и современные войны сильно разнятся и какие между ними можно провести параллели?

– Есть много параллелей, но сравнивать очень трудно, потому что сам я в Великой Отечественной войне не участвовал. Военная наука, развитие военной техники и вооружения не стоит на месте, средств уничтожения людей становится все больше – и они мощнее. В Великую Отечественную не было ядерного оружия. Сейчас не только глобальное ядерное оружие, но и тактическое ядерное оружие, артиллерийские системы могут стрелять ядерными снарядами. Возможностей уничтожать людей стало больше, оружие стало современнее. Великая Отечественная война отличается уровнем ожесточенности, своей глобальностью, массовостью. Это мировая война, которая велась бескомпромиссно. Много наших людей попало в плен в первые годы, и очень мало их вернулось из плена. Именно массовость, массовое безумие, охватившее немецкий народ, массовое ожесточение (безумие и ожесточение одних вызывает ненависть и ожесточение у других) отличают ее от других войн. Великая Отечественная война была ориентирована не только на захват территории, но и на уничтожение нашего народа. Не дай Бог повторить нам такой опыт глобальной страшной мировой войны. Современные войны отличаются увеличивающимися возможностями человекоубийства.

– Наши телезрители спрашивают, как можно отпевать погибших во Второй мировой войне?

– В Церкви есть чин заочного отпевания. Если человек не был отпет, а имя его известно, можно прийти в храм Божий и заочно его отпеть.

– Когда дают землю на отпевании, как быть с ней?

– Когда родственники лежат на кладбище, высыпать землю на могилку. Есть братские воинские могилы, куда можно приехать и тоже высыпать землю. Думаю, это не великая проблема.

– Расскажите о Ваших знакомствах и опыте общения с ветеранами Великой Отечественной войны. Что Вы для себя вынесли из этого общения?

– Во-первых, те люди, которые серьезно воевали, как правило, немногословны и о войне говорить не любят. Это я знаю по опыту общения со своим дедушкой: он у меня был партизан, военный артиллерист. Сейчас хотелось бы его спросить, как и что было, но его уже нет с нами (Царствие ему Небесное). Меня поразило в общении с ветеранами их отношение к Богу, к вере. Я не скажу, что они были людьми именно воцерковленными, но у них было уважительное отношение к вере. Мой дед состоял в партии, был в колхозе председателем ячейки КПСС. Будучи еще ребенком, я задал деду вопрос: «Дед, а Бог есть?» И ожидал услышать прямой ответ, тем более от своего деда – партизана, ветерана, прошедшего войну, инвалида войны. Но он улыбнулся и сказал: «У нас был замполит, который нам сначала доказал, что Бог есть, а потом доказал, что Бога нет. И я не знаю». Вот так он ушел от ответа. А дед был человек опытный и понимал: что же скажешь глупому внуку, который пойдет «трещать по всем углам», и потом это боком выйдет: они школу жизни эту прошли, когда были нелегкие времена. Но меня тогда потрясло то, что человек прошел всю войну и имел уважительное отношение к Богу. Есть такая фраза: «На войне атеистов нет». Не стоит под этим подразумевать, что все люди воцерковленные, но когда прижмет, все равно будешь молиться: «Господи, помоги!» Когда человеку тяжело, он всегда Бога вспоминает.

Был случай, когда меня попросили выступить перед ветеранами в Институте внутренних войск. Я подумал, что наверняка они служили в НКВД, что им говорить? Но в зале ко мне подошел один ветеран, очень крепкий, в котором чувствовалась сила, и говорит: «Благослови, отец, православного полковника». Я ожидал чего угодно, только не этого. Очень люблю с ветеранами встречаться, к сожалению, их осталось мало. Много интересного и полезного можно услышать от них.

– У нас много говорят о ветеранах-фронтовиках, а о работниках тыла забывают.

– Это тоже великие труженики. То, что им пришлось перенести, непостижимо. На войне свои сложности, свои беды и страхи, а в тылу – свои: им приходилось жить в трудных условиях, недоедать. В тылу много людей надорвали свое здоровье, много людей умерло от истощения. Они тоже для победы отдали лучшее, что имели, – свое здоровье, молодость. Мы знаем, что в начале войны наступали танковые немецкие группы, в результате чего многие заводы были разрушены, захвачены, какие-то просто эвакуированы: людям приходилось заново все строить, ведь нужно было срочно давать военную продукцию. А блокадный Ленинград? Люди трудились не покладая рук, в том числе женщины, малые дети. Это массовый подвиг народа. Они все – герои. Мы должны их чтить. Это пример того, как народ мобилизовался, чтобы выстоять, чтобы выжить. Это пример братского отношения друг к другу: жертвовали собой, помогали друг другу. Это пример того, как народ всецело объединился, очнулся, к Богу обратился. Я бы сказал, что произошло нравственное возрождение, в связи с чем нам была явлена милость от Бога.

Мы сейчас живем в непростые времена, когда всякое может произойти, поэтому нам надо назидаться этим примером, воспитывать на этом примере своих детей. Мы должны быть готовы к подвигу ради Господа, ради ближних. Все придем к Господу рано или поздно, поэтому надо жить по совести Божией – в этом смысл нашего существования. Господь каждому даст возможность сделать выбор – поступить по совести или не по совести; мы этот выбор делаем каждую секунду. Не бывает так, чтобы человек всю жизнь жил как свинья, а потом правильно поступил, хотя, конечно, случаются исключения. Я читал историю, как в одном монастыре жили монахи абы как, а потом пришли большевики их расстреливать, один монах вышел и сказал: «Ну что, братья, жили как свиньи, так хоть умрем как люди». Это такое исключение из правил. Если люди стремятся жить по совести, воспитывают так своих детей, то, когда приходит испытание, они поступают правильно.

– Отец Димитрий, была война 1812 года. Сейчас памяти о ней почти не осталось: мы не вспоминаем ни ту победу, ни героев того времени. Не ждет ли такая же участь Великую Отечественную войну?

– Отечественная война 1812 года – великая война, но сравнивать ее с Великой Отечественной несопоставимо по уровню потрясения страны. Война 1812 года не затронула все население, живущее в Российской империи. Конечно, были и великие подвиги, но все-таки уровень оружия, самой войны по силе уничтожения, по массовости нельзя сравнить с уровнем Великой Отечественной войны. Еще один важный момент: жестокость тоже была, но во время войны с французами, которые тоже ушли далеко от Бога в результате революций, мы не встречаем массовых уничтожений людей, которые нам явила Великая Отечественная война. У Наполеона в 1812 году не было целей уничтожить русский народ, это была завоевательная война. Если бы мы не победили в Великой Отечественной войне, то русского народа, возможно, не было бы на земле; думаю, все старославянские народы были бы уничтожены. По уровню сатанинской ненависти и сатанинских задач Великая Отечественная война отличается от войны 1812 года. Если мы ее забудем, то грош нам цена. Народы, которые забывают подвиги своих предков, которые забывают такие научения Божии, такие вразумления, долго не живут. Поэтому мы должны помнить: всегда могут найтись силы, которые с удовольствием прекратили бы существование такой страны, как наша, и не только страны, но и народов, населяющих ее.

– Как Вы считаете, какая война страшнее – информационная или физическая, реальная?

– Я попробую воспроизвести по памяти, что писал в свое время Гитлер. Писал он примерно следующее: прежде чем завоевать страну, внутри страны создаются условия для ее завоевания, чтобы, когда пойдут танковые колонны, народ не был готов к сопротивлению. В том, что произошло во Франции и Европе, – большой успех немецкой разведки, которая поработала с национальными элитами таким образом, что они не были готовы к сопротивлению, поэтому так легко и сдались. В этом отношении информационная война – это глобальная война, часть великой войны. Физическая война – это лишь часть, конечный результат, все остальное – приготовление, чтобы народ делался неспособным к сопротивлению, тогда он падает как перезрелая груша. Для этого надо хорошо поработать. В истории Великой Отечественной войны это не получилось, но в мировой истории после войны достаточно примеров стран, с которыми проводилась информационная война. Например, Советский Союз, который развалили не американцы, а мы сами – наша политическая элита после определенной информационной работы. Было огромное количество крови, для многих это стало большой трагедией. Проведена грамотная информационная работа с той стороны, хотя, конечно, были к этому развалу и внутренние предпосылки.

Поэтому информационная война – часть общей войны. Сейчас во всех армиях мира есть информационные войска, психологические войска, цель которых ведение такой информационной войны.

– Скажите несколько слов нашим ветеранам.

– Дорогие ветераны! Поздравляю вас с великим праздником Победы. Желаю вам милости от Бога, здоровья и любви – от ваших детей, внуков, чтобы вы жили в окружении любви. Вы эту любовь заслужили. И Божией вам помощи!

Всем нашим братьям и сестрам хотелось бы сказать, что Великая Победа – для нас наука; наука верности Богу. Бог верен нам, если мы верны Ему. Давайте будем верны Богу, будем стремиться жить по совести Божией. У нас достаточно непорядков в Отечестве и вокруг него, поэтому вспомним слова Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Будем являть милость Божию ко всем окружающим нас. Тогда никакой враг не посмеет перейти границы нашего Отечества. Спаси вас Бог! Христос Воскресе!

Окончание, линия

Слово Патриарха Алексия I в День победы – 9 мая 1945

На главную страницу сайта - Семья и Вера