Беседы с батюшкой. Святитель Николай и все святые

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с днем перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца!

Об этом удивительном событии Вы можете прочесть рассказ на странице сайта Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая

К праздничному просмотру (и прочтению) предлагаем выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, начало которой посвящено дню церковной памяти святителя Николая Чудотворца.

Гость телепередачи – игумен Фома (Василенко), настоятель храма в честь святого Димитрия Донского при Университете министерства внутренних дел Российской Федерации.

заглавие, линия

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев
Записала Ярослава Трунцева
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Окончание, линия

– Батюшка, поздравляю Вас с праздником и прошу рассказать немного о святителе Николае и его участии в Вашей жизни.

– Насколько известно из церковного предания, святитель Николай жил в IV веке, участвовал в Первом Вселенском Соборе. По происхождению, скорее всего, был грек, но точно об этом я затрудняюсь сказать. Жизнь святителя Николая полна необыкновенных и невероятных происшествий и чудес начиная с самого раннего детства – с купели Крещения. Неспроста святителя Николая называют чудотворцем. В жизни большинства людей, которые каким-то образом обращаются к Богу с молитвами, он всегда откликается очень быстро, и во всех городах и нашей страны, и зарубежья обязательно есть храм, посвященный этому угоднику Божьему. Есть и в моей жизни некоторые моменты, и истории людей, очень поучительные, связанные со святителем Николаем. Я часто их вспоминаю и рассказываю. Например, история одной монахини, которая живет сейчас в Москве. Когда она училась в институте, преподавался научный коммунизм. Преподаватель ее очень не любил и говорил: «Я тебя все равно завалю на экзамене, можешь не готовиться!» Она приходит к духовному отцу: «Батюшка, что делать, я так трепещу!» Он говорит: «Читай акафист святителю Николаю Чудотворцу 40 дней и выучи самый трудный билет, один, но без запинки». Она выучила, прочитала акафист, приходит на экзамен. Там сидит комиссия, а преподаватель этот ходит рядом с комиссией. Она берет тот самый билет и говорит: «Я готова без подготовки». Это, конечно, приветствуется – отметка на балл выше. Выпалила все, но преподаватель не сдается и обращается к комиссии: «У кого будут дополнительные вопросы?» Хочет ее «задавить». А ему из комиссии отвечают (сдают, напомню, научный коммунизм): «Побойтесь Бога!» Ей поставили пятерку, это был уникальный случай, чтобы у этого преподавателя получить «отлично». Этой же монахине подарили автомобиль «Ока». Представьте: во-первых, это Москва, во-вторых, она женщина, отличается от мужчины скоростью реакции. Опять она идет к духовнику, и он ее благословляет на чтение акафиста святителю Николаю и рекомендует учиться. Я ездил с ней по Москве, тогда я еще сам за рулем не сидел; ездит она очень лихо, сигналит, показывает другим водителям что-то, перестраивается. Она очень шустро передвигается на своей маленькой машинке. Это, конечно, благодатная помощь святителя Николая и в том, и в другом случае.

Потом я сам использовал этот прием, и мне очень помогало это. Когда ко мне обращались люди с какими-то просьбами, мне это приходило на ум и я советовал почитать акафист святителю Николаю. Потом они приходили и рассказывали: «Да, батюшка, как говорится, сработало!»

Есть история, возможно, не совсем достоверная, фольклорная. Идут на службу святитель Николай Чудотворец и преподобный Кассиан Римлянин. Крестьянин сбился с дороги, телегу в грязь снесло, не может вытащить никак. «Помогите мне, угодники Божии!» – просит он. Преподобный Кассиан говорит: «Не переживай, старичок. Сейчас мы тебе кого-нибудь пришлем в помощь. Мы же на службу идем, временем не располагаем». А святитель Николай сразу полез в эту грязь, давай доставать эту телегу, помог крестьянину, который сказал: «Святитель Николай, тебя я буду вспоминать каждый четверг, а тебя, святитель Кассиан, раз в четыре года!» Служба церковная по Уставу вспоминает святителя Николая каждый четверг, а память преподобного Кассиана Римлянина 29 февраля.

Это говорит о том, что святитель Николай очень отзывчивый: мы только вздохнули, а он уже тут как тут. Это таинственное дело, необъяснимое, но в этом и есть могущество Божие: через своих святых угодников он делает такие вещи, которые выходят за рамки нашей обычной жизни.

Игумен Фома (Василенко)

– Батюшка, но ведь святитель Николай вырос и родился совсем в другой культуре, можно сказать, в другой цивилизации по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Неужели он слышит нас, понимает ту ситуацию, которая нас окружает?

– Конечно, понимает. Ведь у Бога все не так, как у нас. Он же разделил нас по разным признакам, например языковым, чтобы мы не объединялись на строительство зла. Раньше, до строительства Вавилонской башни, был один язык, все друг друга понимали, но собрались, чтобы сделать зло. Бог сошел и смешал языки, но возможность восстановить это единство людей осталась – у Бога все возможно. Своим святым угодникам Он это и дает, и они могут понимать: Бог один и тот же, он не меняется, как был Всемогущим, так и остался. Все наши современные технологии, перемены только для нас что-то значат. Через своих святых угодников Он может снова явить Свою силу. Для Него ничего не стоит сотворить все, что нам нужно, лишь бы это было полезно и входило в планы Божии, не мешало человеческому спасению.

– Батюшка, как Вы считаете, не очень ли страшен такой перекос, который иногда случается: люди по необходимости больше обращаются не к самому Богу Спасителю, а к святым? Этот святой угодник для того, этот – для другого.

– Почему Бог по молитвам некоторых святых делает то или иное? Например, к святому мученику Иоанну Воину обращаются, когда случаются пропажи, обиды, воры как-то вредят. Святой очень быстро вступается и исправляет ситуацию. Ксению Блаженную просят помощи в поиске работы, к блаженной Матроне Московской обращаются за помощью в приобретении жилья, устроении быта. Ответ есть на это: можно было бы и Бога попросить, но таким образом Бог прославляет Своих угодников. Он дает часть от Своей славы, Он щедрый, а святые угодники заслужили это. Господь их оделяет Своей славой. Перекос может быть, когда человек создает себе бога из этого святого, не понимая, что все это творится силой Иисуса Христа. По-другому можно сказать, что все святые угодники относительно нас святые, относительно Бога наименее грешные.

– Батюшка, а как же быть с тем огромным сонмом святых, которые есть у нас в календаре, но которых мы практически не знаем?

– Это тоже нужно отдавать Богу. Он это Сам как-то устроит, прославит их. Мы живем в Санкт-Петербурге, а ведь есть много еще мест на земном шаре, может быть, эти святые там известны. Некоторые люди всю жизнь ходят в храм и знают пару святых по своей простоте. А есть люди, которые изучают жития святых, читают каждый день. Это очень хорошее дело: вместо новостей и сериалов читать жития святых, что-то взять из их жизни. Они же были подобны нам, но вырвались из греховного рабства, плена, этой круговерти, в которой постоянно топчется человек. Вроде бы, кажется, выбрал что-то, а начинает делать и понимает – опять зашел в тупик. Все потому, что без Христа. Христос – Свет миру, Выход в вечную радость.

– Батюшка, как Вы считаете, как происходит «знакомство» с тем или иным святым?

– Это опять же Промысл Божий: Он видит человека и знает, как это сделать. Я читал такую историю. Умирает человек, христианин – архангелы Михаил и Гавриил посланы Богом за этой душой. Михаил говорит Гавриилу: «Иди и возьми эту душу». Гавриил отвечает: «Не знаю, как бы не испугать его. Спроси у Господа, как быть?» Михаил обращается к Богу, а Господь отвечает: «Пошли за этой душой Давида с гуслями». У человека был такой характер, что ему было бы спокойнее, если бы пришел Давид с песнями, гуслями. В Ветхом Завете пляски были во время богослужения, и сейчас на Востоке есть такое: арабы, например, очень горячие, они не могут, как мы, стоять всю службу. Им нужно движение, они очень энергичны. И Господь посылает умирающему Давида. И в остальном так: Бог смотрит, как человека привести к Себе. Можно, как говорится, через коленку заставить, нагнуть его, а можно привести и какими-то удобными для человека путями. Например, человек пришел заниматься спортом, помолился перед этим и видит: что-то получилось у него. У него отложилось в сознании, что он помолился – и получилось. Значит, это очень важно – помолиться. Он уже со спорта перекидывает свое внимание на молитву, начинает в это вникать, узнавать духовный мир. Оказывается, этот мир очень необъятный, богатый, и он увлекается этим. Как-то Бог параллельно человека улавливает исходя из человеческих намерений, видя сердце человека.

– Батюшка, можете Вы привести пример из собственного опыта «знакомства» с кем-то из святых?

– Не очень правильно о себе рассказывать что-то. Когда я начинал ходить в храм, были очень тяжелые времена, 90-е годы. Я пришел в храм и думал, что жизнь моя станет легче. Все так думают, даже апостолы думали, что вот-вот Христос объявит Себя Царем, покорит всех, и мы будем жить припеваючи. Примерно так думал и я: зайду, помолюсь – и будет все хорошо. А получалось все наоборот. Как будто я раскрыл мешок с камнями, которые на меня и посыпались. Конечно, Бог ломал все, что у меня было. Так же, как если мы приглашаем в дом ремонтную бригаду, то они сначала все ломают. Посмотришь, что же они делают-то? Так они все старое ломают, выкидывают, а потом новое делают. Так и Бог: сначала он решил все сровнять, что я понастроил. А я уже был на грани отчаяния: вот и в Церкви ничего не получилось! Как жить дальше? И вот происходит встреча (я не знаю, сон это был или что-то другое, я уже собирался спать): вижу икону Христа, слышу некий голос, по которому понятно, что это может быть только Бог. Он несет такое утешение, такой мир и радость и спокойно говорит несколько слов, смысл которых такой: почему ты расстраиваешься, если теперь ты будешь со Мной. И всю жизнь, когда подкрадываются мысли ропотные: «Зачем я это выбрал? Надо было жить по-другому!», я это вспоминаю, и все тучи помыслов мрачных разбегаются от этого. Утром я проснулся и почувствовал в душе этот свет, праздник, хотя внешне ничего не изменилось – такая же неразбериха, непонятно, что впереди, но я увидел то, что Бог дал мне, внутри себя. Он мне открыл Себя, произошла встреча, Богоявление в моей личной жизни. Я понял, что это стоит того, чтобы всю жизнь потрудиться и потом всегда быть с Ним. Я стал читать книги и параллельно увидел людей, которые Богу угодили, и у них что-то подобное происходило. Например, митрополит Антоний Сурожский. У него есть книга «Встреча». Он читал Евангелие от Марка, причем читал не с целью познать Бога, а наоборот, прочитать и закрыть: все понятно, я так и думал, что Там ничего нет. И вот он читает Евангелие от Марка и чувствует, что Иисус стоит рядом. Бог устраивает в жизни каждого человека так, как нужно, как врач находит подходящее лечение для больного: кому-то массаж, кому-то палку, кому-то горькую таблетку, кому-то сладкую пилюлю. Так и Господь: находит то, что нужно, очень нежно, аккуратно, заботливо.

– Вопрос телезрителя из Липецка: «Я люблю и почитаю всех святых, мне нравится покупать иконы, общаться со святыми, изображенными на них. Но я спрашивала своего батюшку об этом, и он сказал, что это неправильно и в таком случае нужно читать тропарь каждому святому. Но у меня не получится так. Я в один день обращаюсь к одному святому, на следующий – к другому. Но батюшка с этим не согласен и считает это разгильдяйством».

– Я все-таки думаю, что нужно все делать по возможности. У человека есть обязанности перед семьей, перед государством. Нужно смотреть на свою духовную жизнь так, чтобы не было перекоса и вреда ни в духовной жизни, ни в мирской. Нужно выбирать золотую середину, чтобы все было умеренно. У меня тоже много икон, но я не читаю тропарь каждому святому, изображенному на них. При подготовке к Причастию, когда читаю Правило, в определенные места при чтении молитв я вставляю тропари, когда приходит память святого. Со своим батюшкой как-то нужно найти общий язык, сказать о своей немощи, чтобы слово свое он смягчил.

– Часто сейчас раздаются на богослужениях иконочки, картонные, маленькие, люди приносят их домой, ставят, а какого-то общения живого со святым, который на ней изображен, не возникает. Как с этим быть?

– Маленькие иконочки я стараюсь раздавать тем людям, у которых нет возможности иметь что-то побольше. Чтобы возникло общение со святым, нужно делать усилие со своей стороны. Без усилий нет ничего, в Евангелии об этом написано: Царство Божие берется усилием. Наша духовная жизнь похожа на старую гайку, которая заржавела, нужно сделать усилие, чтобы сорвать ее, а потом уже все пойдет, мы добавим туда масла, которое поможет нам. Так и жизнь духовная. Нужно себя сначала понудить, чуть ли не с кровавыми внутренними слезами это сделать, а потом пойдет уже легче. Одним словом, всегда нужно понуждение на молитвенные подвиги.

– Вопрос телезрителя: «В общении с некоторыми людьми начинаешь испытывать трудности с исполнением заповеди любви к ближним. Всё этих людей раздражает, всё для них плохо, все люди плохие и так далее. Понемногу и сам начинаешь раздражаться на это ворчание, хотя изначально хотел чем-то помочь человеку. Как бороться с таким заразным раздражением, чтобы не избегать ворчливого человека?»

– Вернемся к житиям святых и Патерику – книге кратких изречений святых, описанием каких-то жизненных ситуаций. Там все это рассматривается. Бог же нам не для развлечения оставляет Священное Предание в письменной форме, а для нашей учебы духовной. Там описывается несколько взглядов на подобную ситуацию. Одного монаха так все раздражало, и он думал, что ему надо уйти и жить одному. Он ушел и увидел, что это раздражение внутри него находится, и тогда понял, что нужно вернуться обратно и работать над собой.

Некоторые подвижники выбирали для себя разные подвиги: кто-то решил стать странноприимником, принимать тех, кого нужно утешить; кто– то уходил в безмолвие, отшельничество, кто-то еще чем-то занимался. Но потом они возвращались, сверялись друг с другом и находили, что, для того чтобы кому-то служить, нужно сначала узнать себя. Преподобный Серафим Саровский стал служить людям, когда ему явилась Божия Матерь и указала на это, но перед этим он понес очень большой подвиг. Он очистился от страстей и все равно себе не доверял, пока Сама Матерь Божья ему не повелела. Так и в этом случае: всегда нужно рассчитывать свои силы, прежде чем делать что-то доброе. Спросить себя: смогу ли я? Дом ты строишь или гараж, за руль ли садишься. А с людьми еще сложнее. А родить ребенка? Это высшее проявление творчества, а воспитать его достойно – тем более. Протоиерей Димитрий Смирнов метко сказал: «Найти человека сейчас – проблема». В Священной Истории мы видим Понтия Пилата, показывающего на Иисуса Христа и говорящего: «Се человек!» Вот пример того, каким должен быть настоящий человек. Для нас это тоже пример. Прежде чем стараться другим помогать, нужно быть уверенным, что на это есть силы. Если не уверен, то стараться избегать этого, чтобы не потерять то малое, что имеешь.

Лучше всего, конечно, посоветоваться с духовником, хоть его и трудно сейчас найти. Обращайтесь к книгам – там все это есть. Духовники говорят обычно то, что написано в книгах. Хорошо, когда духовник сам живет по этим законам. Конечно, хорошо услышать все это вживую, но если нет такой возможности, то необходимо читать.

– Вы заговорили о помощи одного человека другому. А каким образом один святой угодник помогает стольким людям одновременно?

– Он же не своими человеческими силами помогает, это уже сам Бог действует, ангелы трудятся. Человеку, угодившему Богу, дается власть. Он как окно, через которое мы обращаемся к небесам и оттуда уже получаем ответ в виде помощи. Приходят ангельские силы, которые мы видим по действиям: природа им повинуется, животный мир. Есть разумные могущественные Силы бесплотные, которые все устраивают, но для нас они пока скрыты. 19 сентября вспоминается чудо архистратига Михаила в Хонех: злочестивые люди решили затопить храм, стали строить канал, чтобы река смыла церковь. Архип, угодник Божий, который смотрел за этим храмом, молился. Является архистратиг Михаил, вонзает посох – и вся вода уходит под землю. Это невероятно. Сейчас столько техники, а мы не можем как следует построить. Удивляемся, как раньше без такой техники возводили что-то. Была Божья помощь, потому что качество жизни людей было другое, в духовном смысле. Не было техники, не было знаний таких, зато люди были прилежнее в молитвах и в духовной жизни, и Бог им давал. А мы такие умные, а сделать не можем того, что они делали.

– Как Вы считаете, на каких святых стоит обращать больше внимания: древних или близких к нам по времени, по местности?

– Нужно смотреть в календарь и каждый день обращаться к тому святому, чья память, можно короткими молитвами. Например, есть календарь с тропарями, можно их прочитать. Если путешествуешь, въезжаешь в какую-то область, например Рязанскую, перекрестись и говори: «Все святые, в Земле Рязанской просиявшие, молите Бога о нас». Поехал дальше – делай везде так. Нужно чтить и местных святых. Необходимо чтить святых наиболее полно: и по календарю, и по географическому местонахождению, потому что без их помощи мы сами бессильны. Бог сказал нам: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15:5). Если мы обращаемся к Богу и чувствуем какую-то стену, тогда уже обращаемся к Его «друзьям» – святым. В Кане Галилейской, когда у молодоженов закончилось вино, Матерь Божия, увидев это, сказала Своему Сыну, и Он сотворил первое чудо. Казалось бы, незначительное дело, но Матерь Божия заботится, чтобы не испортить праздник подобной мелочью.

– Мы празднуем перенесение мощей святителя Николая в Бари. Сейчас это итальянский католический город. Возникает вопрос о паломничестве, о том, как ехать в неправославную страну к этим святыням.

– Католики дают нам совершать Литургию так, как мы привыкли, дают нам время совершать богослужения, приложиться к мощам, правда, немного по-иному. Есть там и православный храм рядом. С другой стороны, путешествие по святым местам, по словам святых угодников и духоносных старцев, не должно быть самоцелью. К этому нужно прибегать при унынии, а не ездить без конца по святым местам. А кто трудиться будет? Есть, конечно, те, кто в силу причин не может трудиться. Если человек крепкий будет так время проводить, это будет перекос в плохую сторону.

– Вопрос телезрителя из Тульской области: «У меня осталось масло с Соборования, оно испортилось. Как мне с ним поступить?»

– Есть алтарные ямы в храмах, куда выливают испорченное масло, которое загустело или потемнело. Там бывают и печки, где сжигают образа, перед которыми уже нельзя молиться, предметы, используемые при богослужении. Нужно найти такой храм и отдать ненужные святыни на сожжение.

– На территории нашей родины очень много святых, часто люди куда-то едут, а о святых своего города или области не знают. Как «познакомиться» с этими святыми?

– Вернемся к вопросу о том, для чего нужно ездить. Что такое поездка по святым местам? Можно было бы пойти и помолиться святому в своем городе, ведь это займет очень мало времени. Поездка по святым местам в другие города – это смена обстановки, смена занятия. Это нужно человеку, чтобы отдохнуть, ведь отдых – это смена деятельности. Рубил дрова – займись чем-нибудь другим, будут участвовать другие группы мышц и другой участок мозга. Так и здесь. Конечно, нужно знать своих святых, но до этого нужно дорасти внутренне. Пустынники говорили монахам, которые жили в монастырях: «Неужели вы думаете, что вас в монастыре Бог услышит быстрее, чем нас в пустыне?» Это зависит не от того, где ты находишься. Бог смотрит на то, что у тебя внутри. Помните, Моисей стоял и молчал, а Господь говорит ему: «Что ты вопиешь ко Мне?» Такая у него была молитва, как крик по своей силе, а внешне ничего не было заметно.

Хорошо, если обращаешься к своему святому, который рядом находится, но нужно дорасти до этого, работать внутри себя, тогда и ездить никуда не надо будет. Люди же уходили в затвор, это такие же люди, как мы, но они начинали работать над собой и понимали, что все тут, никуда не надо ездить. Самый близкий пример – святые Серафим Саровский, Серафим Вырицкий.

– Часто получается, что к святым обращаемся тогда, когда нам что-то нужно. А есть ли другие варианты общения со святыми?

– Если говорить о молитве, то она бывает разная: прославление Бога, благословение Бога, благодарность, исповедание, покаяние перед Богом. Так и к святым нужно обращаться. Мы же какие люди: нам хочется потреблять, и мы обращаемся с прошениями. Отец Димитрий Смирнов рассказывал, как женщина пришла в храм и говорит: «Батюшка, я не верю в Бога, но мне нужно поменять квартиру в Твери на квартиру в Москве, чтобы один в один, без доплаты». Это же фантастика! Он ей говорит: «Ты свечку поставь и скажи, что в Бога не веруешь, но тебе нужно это сделать». Она потом пришла и сообщила, что все поменяла. Это говорит о том, что для Бога все возможно, Он показал этой женщине, что Он есть. Бог не укоряет, но сами собой возникают тревоги нашей совести. Хорошо, если нам сделали добро, а совесть нас тревожит, что мы неблагодарные. В следующий раз эта женщина уже не сможет сказать, что не верит в Бога, ей будет неловко, если она, конечно, неожесточенная. Бывают люди ожесточенные: Христос творил чудеса, чего только ни делал, а Его распяли именно такие ожесточенные люди. Сколько терпел еще потом Господь – только в 70-м году был уничтожен Иерусалим. Он ждал почти сорок лет, ждал покаяния. Не случилось.

– Вопрос телезрителя из Сургута: «При заполнении записки об упокоении я вношу туда имя бабушки, которая была староверкой, но очень верующей. Всегда молилась, держала такие же иконы, как у нас. Можно ли ее вносить в эту записку?»

– Надо выяснить точно, как она крещена. Раз у нее иконы, значит, она из категории тех староверов, которые крещены правильно, поэтому, думаю, можно вносить.

– Святитель Николай почитается не только православными христианами, но и прочими конфессиями, даже мусульманами и язычниками. Как это сочетается? Действительна ли их молитва?

– Во всяком народе боящийся Бога угоден Ему. Корнилий-сотник был язычником. А было множество верующих в то время, которых Бог осудил, а Корнилия возвысил. Бог смотрит не на то, кем себя считает человек. Человек, например, почитает себя за верующего православного, он сам так решил. А другой говорит, что некрещеный, неверующий, но по своим поступкам выше первого человека. Но есть такой момент: у человека некрещеного бывают добрые дела потому, что дьявол ему не мешает. С одной стороны, добрые дела нужны и крещеному, и некрещеному. Если ты крещен, то это не значит, что надо ходить, сложив руки в карманы. Нужно хотя бы стакан воды подать кому-то, если большего не можешь. Бог тебя не осудит, если ты не дашь того, чего у тебя нет. Мог подать стакан воды, мог посмотреть ласково, сказать слово доброе, но не сделал этого, потому что, кроме себя самого, человеку никто не нужен. Вот за это будем осуждены.

Хорошо было бы, если бы некрещеный человек дорос до крещения, как все евангельские язычники, которые стали потом православными людьми. Хорошо, если все эти добрые дела приведут человека ко Христу. Не к богу (под словом бог можно кого угодно понимать: Мардука, Озириса еще неведомо кого), а именно ко Христу. Именно Христос истинный Бог, Им открываются все тайны, разрушаются недоумения, рассеиваются помрачения. Он – Свет миру. Одно дело, когда человек делает добро по природе своей: человек создан Богом для добра. Душа – христианка, потому что сотворена Богом, признает она это или нет. Добро для нее естественно, но при этом хорошо, если ум человека открылся и он узнал, кому он обязан своим бытием.

– Добрым ли является намерение стать святым?

– Конечно. Это намерение самое правильное и самое доброе. При Крещении мы отрицаемся сатаны, сочетаемся со Христом. И в Символе Веры говорится: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Оставление грехов – это заявка на то, чтобы стать святым. Мы обращаемся к Отцу Небесному: «Отче наш». Как мы можем Ему говорить: «Отец наш», если мы грешны. Значит, нам нужно вырасти до Него, до Его Святости. Святость – непременная цель жизни человека. Это не лозунг, не красивые слова, а необходимость.

– Часто можно услышать даже от верующих людей: «Я не святой, что с меня взять?»

– Мы все несвятые, но одно дело, когда ты согласился с этим, опустил руки. Генри Форд сказал: «Мало тех, кто проигрывает, многие сдаются без боя». Да, ты несвятой. Но задумайся с этого момента, а почему бы не поработать в этом направлении, что мне мешает, что мне обещано за это? Если я не буду этого делать, что случится со мной? На Страшном Суде апелляции не будет; там навсегда тебе определят место. В нашем жизненном опыте все временно, мы не понимаем до конца, что такое вечность, поэтому Суд называется Страшным. После него ад или рай будут уже навсегда.

– О чем нельзя молиться святителю Николаю и другим святым? Что считается недостойным молитвы?

– На всякое зло нельзя призывать святых. Есть такая показательная история. Один воришка ходил на дело, предварительно поставив свечу в церкви святителю Николаю, чтобы все получилось и его не поймали. И вот он поставил свечку, пошел на дело, залез в какую-то усадьбу ночью, начинает там сгребать все в сумку. Что-то сделал неосторожно – все посыпалось и произвело шум. Поднялась тревога, он – в окно. Вокруг усадьбы открытая местность. Слуги за ним поскакали на лошадях.А как от коней бежать? Только пророк Илия так мог, когда в Духе был. Бежит этот воришка и видит: стоит благообразный старец, показывает на труп кобылы и говорит ему: «Залезай ей в брюхо». Воришка юркнул туда, преследователи его и потеряли. Разве человек нормальный подойдет к разлагающемуся трупу? И вернулись к себе. Старичок этот говорит: «Вылезай». Потом спрашивает: «Ну, как тебе в этом брюхе было?» Воришка отвечает: «Смрад ужасный, я еле-еле выжил». Старичок произнес: «Вот так и мне твои свечки были!» Святитель Николай, конечно, исполнил просьбу этого человека, но он его и научил при этом.

– Когда мы молимся, как отличить каприз от реальной нужды?

– Святые отцы говорили: «О чем-то важном нужно молиться три года». Воля Божья узнается из внешних событий. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «На волю Божью указывают внешние обстоятельства». Например, человек хотел бы поехать в Санкт-Петербург, а не может. А мне однажды владыка предложил поехать, хоть я не просил об этом, а искал волю Божью.

Хочется всем пожелать, чтобы мы просили у Бога самое необходимое и важное, полезное для нас. Происходит что-то неприятное, но это нужно принять как лекарство от Бога, как некую данность. Раз Бог дал, значит, это нужно. Бога за все благодарить надо: и за скорби, и за болезни. Мы сами не делаем того, что нужно, но просим Бога, и он посылает скорби, которые сокрушают нас, перемалывают, делает из нас тесто. Пекарь много раз бьет его, чтобы выпечь хороший хлеб. Так и Бог месит и месит человека – и получается золотая душа. Дай Бог нам все это перетерпеть молитвами всех святых и чудотворца Николая.

Окончание, линия

Слово в день перенесения мощей святителя Николая

На главную страницу сайта - Семья и Вера