Преподобные Антоний и Феодосий

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.
Церковный календарь на 15 сентября

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

15 сентября Святая Церковь молитвенно вспоминает святых преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Назидательное чтение, заглавие

По материалам передачи “Церковный календарь” православного телеканала “Союз”.
Беседу проводит диакон Михаил Кудрявцев

Сегодня мы обратимся к житию преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, идти на Русь насаждать иночество. Антоний повиновался. Когда преподобный пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в четырехметровой пещере. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет имел благочестивое настроение духа. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня», он решился оставить мать (отец его уже умер к тому моменту) и явился в Киев к преподобному Антонию.

Когда около преподобного Антония собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроена церковь и кельи для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Феодосий остался на прежнем месте; чуть позже благословением преподобного Антония и с общего согласия братии на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. Он начал стараться об учреждении общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. Также до нас дошел ряд сочинений преподобного Феодосия.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель имела великое значение для развития Русской Церкви.

Когда читаешь это житие, на ум приходят притчи Господа нашего Иисуса Христа о Царствии Небесном. Оно подобно горчичному зерну, которое очень мало, а вырастает из него целое дерево и подобно дрожжам, что заквашивают все тесто. Два простых человека, которые никогда бы не подумали, что станут ключевыми фигурами в истории Руси, просто шли спасать свою душу. Один пошел на Афон, другой в Киев. Ведь в Киеве уже были другие монастыри, но только двух скромных монахов, живших в убогих пещерах, избрал Господь. Житие преподобных, кроме всего прочего, учит нас не быть слишком поспешными в своих выводах. Начинание этих монахов многим казалось нелепым и безрассудным, и лишь через многие годы стало ясно, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное», как писал апостол Павел в Послании к Коринфянам. Говоря о наших днях, нужно отметить: та картина мира, что предстает перед нашими глазами, настолько далека от Божией действительности, что мы даже представить себе этого не можем. Только время показывает реальную картину жизни, и по плодам познаются нами великие и ничтожные, мудрые и немудрые.

Преподобные отцы наши Антоние и Феодосие Киево-Печерстии, молите Бога о нас!

Окончание, конец

На главную страницу сайта