Последнее обновление: 16 Декабрь 2017 в 4:21
Подпишитесь на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Церковная лавка

Православный интернет магазин

Пояс Пресвятой Богородицы, заказать

Иконы в киоте. Купить. Церковная лавка. Православный интернет магазин

Святыни блаженной Матроны

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

5 декабря 2017

Духовное чтение на 5 декабря 2017

Духовное чтение на 5 декабря 2017

Духовное чтение на 5 декабря 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 декабря 2017 года. На его страницах Вы можете прочесть житие мученика Прокопия, прочесть сегодняшний апостол и Евангелие дня и помолиться ныне прославляемому благоверному князю Михаилу Тверскому.

• Жития святых – Мученик Прокопий, чтец;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 5-я: 1-21);
• Евангелие дня – Евангелие от Луки (глава 17-я, стихи 20-37);
• Толкование Евангелия – Святителем Игнатием (Брянчаниновым);
• Проповедь пастырей – Из поучений иеромонаха Серафима (Роуза);
• Молитва дня – Молитвы благоверному князю Михаилу Тверскому.

Жития святых, 52

МУЧЕНИК ПРОКОПИЙ, ЧТЕЦ

Братья и сестры, сегодня мы обратим свой молитвенный взор к мученику первых веков христианства – святому Прокопию. О нем нам повествует святитель Димитрий Ростовский. Родом Прокопий был из Иерусалима, строго относился к своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на должность чтеца церкви Кесарии Палестинской, что на восточном берегу Средиземного моря, и имея дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим слово Божие. Кроме этого, он занимался переводом Священного Писания на сирийский язык и исцелял одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.

Однажды, путешествуя в Скифополь, он читал слово Божие в церквах христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его как христианина. В это время, рубеж III – IV веков, было гонение на христиан императора Диоклетиана. Правитель Кесарийский потребовал от святого Прокопия, чтобы он принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правившим тогда в империи (имея в виду Диоклетиана на востоке с соправителем Максимианом Галерием и Максимиана Герку́ла с соправителем Констанцием Хлором на западе империи). Но святой дерзновенно ответил на это:

мученик Прокопий чтец– Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего.

Услышав это, правитель Кесарийский исполнился ярости на святого и приказал мечем отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил земное поприще и кратким путем возведен был к небу, получив мученический венец от Христа Бога.

Братья и сестры, для кого-то может остаться не совсем понятным, какую должность занимал святой мученик в Церкви. Что же означает «чтец»? По древней традиции чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности (латинский, греческий, арамейский, коптский, сирийский, армянский и др.), произносили проповеди, обучали новообращенных и детей, пели различные гимны-песнопения, занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Именно в такой роли мы и обнаруживаем святого мученика Прокопия.

Эта церковная должность, хотя и несколько изменила свое назначение, но по-прежнему существует в Церкви. В наше время во чтеца постригает архиерей или игумен. Чаще всего чтецами становятся выпускники духовных семинарий, по традиции постриг производится над всеми студентами последнего курса обучения. На практике, то есть на приходе, чтецы ничем не отличаются от благословленных на подрясник алтарников и псаломщиков. Тем не менее хотелось бы обозначить те моменты, которые очень важны в их служении. Рабочий инструмент чтеца – это голос. К сожалению, часто у нас в храмах чтение часов и молитв до и после причастия становится неким декоративным заполнением паузы. И тем более это актуально при чтении канонов на всенощном бдении, когда во время помазания нет возможности сосредоточиться из-за непрестанного перемещения верующих по храму. Но, братья и сестры, любая существующая практика призывает нас к ее совершенствованию. А для любого чтеца (постриженного или нет) на наших приходах открывается широкий путь к совершенству.

Первое, на что должен обратить внимание чтец при работе над своим голосом, – это грамотное извлечение гласных звуков. От этого зависит громкость произношения и приятность звучания. Чтец должен потренироваться произношению гласных без напряжения связок, как это делают профессиональные певцы. И очень важно научиться правильно, своевременно распевать ударные гласные. Второе, что важно, – это произношение согласных. Без должной артикуляции голос сливается в монотонное гудение, которое хоть и красиво, но совершенно бессмысленно заполняет время богослужения. Артикуляция – это скелет нашего чтения. Какой бы ни был громогласный голос, если чтение не является понятным, нашим трудам грош цена. Итак, две составляющие: работа над гласными – это громкость и красота, согласные – это смысл и членораздельность. Но нельзя забывать и про внебогослужебную жизнь чтеца. Чтец призван к дополнительному систематическому или самостоятельному образованию, дабы быть способным правильно ответить любому вопрошающему прихожанину и разъяснить ему основы нашей православной веры и суть церковной традиции.

Святый мучениче Прокопие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 52

Первое послание к Тимофею (глава 5-я: 1-21)

<Чадо Тимофей!> Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою. Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей». Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Евангелие дня, 52

Евангелие от Луки (глава 17-я, стихи 20-37)

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Толкование Евангелия, 52

СВЯТИТЕЛЕМ ИГНАТИЕМ (БРЯНЧАНИНОВЫМ)

Когда приидет царствие Божие? – Вопрос, разумеется, сделан не от искренности сердца, не с благою целью; он сделан легкомысленно, из любопытства узнать, какой последует ответ. Коварные и злобные фарисеи надеялись, что Господь доставит им повод к удобному обвинению Господа. Составив себе понятие о Мессии, как о великолепном царе и громком завоевателе, видя Мессию в образе убогого странника, не имеющего где главу подклонить, фарисеи предложили вопрос, прикрывая им насмешку, и выразили в нем свое плотское мудрование, чуждое и враждебное разуму Божию.

Господь дал ответ, который приличествует всем без исключения плотским людям, привязанным к миру, проводящим греховную жизнь среди непрерывных житейских забот и вещественного наслаждения. Богочеловек отвечал фарисеям: Не приидет Царствие Божие с соблюдением, то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, ниже рекут: се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть. Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПОУЧЕНИЙ ИЕРОМОНАХА СЕРАФИМА (РОУЗА)
Предостережение тем, кто подается унынию

Мы наблюдаем знамения времени, чтобы узнать Христа, когда Он явится, ибо существует множество ложных богов, явится множество лжехристов, и перед самым концом света придет, наконец, еще один – антихрист. Антихрист объединит всех тех, кто ошибочно поверит в то, что он якобы Христос, и это будут все те, кто не знает истинного Христианства – Православия или потерял его. Вы знаете людей, которые исповедуют Христианство и кажется, что многие из их утверждений правильные: они основываются на Библии. Потом вы присматриваетесь более внимательно и видите, что здесь ошибка, там ошибка.

Иеромонах Серафим РоузНедавно отец Димитрий Дудко в маленькой газете, которую он издает, рассказал, как к нему пришел некий человек, назвавшийся христианином. Когда отец Димитрий начал с ним беседовать, то почувствовал, что человек этот не православный, и спросил его: “Какой Вы конфессии?” – “О, это неважно, – ответил тот. – Мы все христиане. Важно только, чтобы все мы были христианами”. Отец Димитрий сказал на это: “Нет, нет, мы должны быть более точными. Например, если Вы баптист, а я православный, то я верю, что я причащаюсь Тела и Крови Господних, а Вы нет”. Мы должны быть точными, потому что есть много отличий. Хорошо, чтобы отношения были такими: я отношусь к Вам с уважением, я не вмешиваюсь в вашу веру, но, тем не менее, есть вера истинная, а есть такие, которые уводят от истины. Нужно следовать Истине.

Очень легко при виде всех этих негативных знамении времени впасть в такое настроение, когда мы только и будем искать все отрицательное. Можно при этом самому превратиться в весьма отрицательную личность. Когда приходит какое-то новое известие, такой человек говорит: “Да, конечно, так и должно быть, а будет еще хуже”. Приходит еще одно известие, и он говорит: “Да-да, очевидно, и это должно быть, но будет еще хуже”. Этот человек во всем мире, на что смотрит, видит лишь зловещее исполнение ужасов нашего времени.

Это правда, что мы должны знать об этих вещах и не проявлять чрезмерного оптимизма по поводу современных событий, так как в наше время редко происходит что-нибудь хорошее. Но в то же время, однако, мы не должны забывать о главной цели наших наблюдений знамений времени. Мы наблюдаем знамения времени не только для того, чтобы увидеть, когда должен придти антихрист. Это не главное. Мы наблюдаем знамения времени, чтобы знать, когда придет Христос. Это самое главное, о чем мы всегда должны помнить, чтобы не поддаваться унынию, отчаянию или прятаться, запасшись едой, перед великим бедствием. Это не мудро. Мы должны скорее и полнее проникнуться христианским духом, то есть думать о других людях, стараясь помочь им. Если мы сами будем холодны, мрачны, пессимистичны, то сами и будем участвовать в одном из знамений конца – этой холодности. Мы должны тепло относиться друг к другу, помогать друг другу. Это черта христиан.

Если вы вспомните историю (и это еще одна основательная причина для чтения истории Церкви), то увидите, что на протяжении всей истории человечества – через Ветхий Завет, Новый Завет, и все христианские государства, существовавшие впоследствии, а также и в языческом мире – проходит непрерывная цепь страданий. Где дело касалось христиан, были испытания, гонения и через это христиане обретали Царствие Небесное.

Поэтому, когда приходит время испытаний, мы должны радоваться.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, сегодня, 5 декабря, совершается молитвенная память святого благоверного князя Михаила Тверского! Давайте вознесем ему молитву и испросим благословение святого Михаила:

Тропарь благоверного князя Михаила Тверского

Возвысив ум твой к Богу, и жития со Ангелы возжелел еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле, моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Кондак благоверного князя Михаила Тверского

Вышних ища и земную славу презрев, Церковь Божию обагрил еси твоею кровию, за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле, заколение неправедное прием, веселяся. Темже со Ангелы предстоя Христу Богу, моли непрестанно за вся ны.

Молитва благоверному князю Михаилу, Тверскому чудотворцу

Дивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о, тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

32

8-й день Рождественского поста. Духовное чтение

На главную страницу сайта





Оставить комментарий

Православный сайт для семьи
Семья - наш щит! Дети - наше зеркало!

ДОБРОЕ ДЕЛО

Доброе дело

Рождественский пост

Рождественский пост

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери

Соборные молитвы

Молитвы по соглашению

Акафисты по соглашению

Домашний сорокоуст, усердная молитва

Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Счетчик

Статистика сайта
Яндекс.Метрика