Духовное чтение на 9 января 2018


Духовное чтение на 9 января 2018

Духовное чтение на 9 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 9 января 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть записи священномученика Тихона, архиепископа Воронежского, прочесть сегодняшний апостол и Евангелие дня, помолиться ныне празднуемому первомученику и архидиакону Стефану, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 3-я: 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 11-я, стихи 11-23);
• Толкование Евангелия – Блаженным Феофилактом Болгарским;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва первомученику архидиак. Стефану.

Жития святых, 52

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ТИХОН, АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Братья и сестры, поминаемый сегодня архиепископ Тихон (в миру Василий Никаноров) родился 30 января 1855 года в семье Варсонофия Никанорова в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное и светское образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, а после ее окончания в 1877 году – в Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 августа 1881 года Василий Варсонофьевич был назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его несомненные духовные дарования, организаторский талант и глубоко религиозное отношение к делу и людям. Поэтому в 1884 году его утвердили инспектором Новгородской духовной семинарии.

Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский15 июня того же 1884 года Василий, решив окончательно посвятить свою жизнь Богу, принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. Вскоре его рукоположили во иеромонаха. С декабря 1890 года игумен Тихон (Никаноров) становится ректором Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства. И вот 2 февраля 1892 года архимандрит Тихон Высочайшим указом хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 7 лет спустя владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, с 1902 года – Пензенским и Саранским. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Но климат в духовной среде был неблагополучным. В Пензенской духовной семинарии случились беспорядки и был убит ректор, власти закрыли семинарию. Не перенеся этого, 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой, но уже 31 июля 1907 года владыка Тихон (Никаноров) назначен управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В середине 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. Затем Воронеж с возведением в сан архиепископа. О его пребывании на воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе […] За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».

Будущему священномученику Тихону пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.

В 1917 и в 1918 годах архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого патриарха Тихона. В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Он не воспользовался возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу, а остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.

Согласно устойчивому преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года, во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. Верный воин Христов был погребен в склепе Благовещенского собора. В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря Воронежа.

Братья и сестры, житие святого очень сложное. Наверное, и с двадцатого раза не запомнить основных событий жизни священномученика Тихона, но мы должны иметь хотя бы некоторое представление о судьбах наших великих святых.

Священномучениче Тихоне, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 52

Послание Иакова (глава 3-я: 1-10)

<Братия!>… не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Марка (глава 11-я, стихи 11-23)

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с Двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую‐либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

Толкование Евангелия, 52

БЛАЖЕННЫМ ФЕОФИЛАКТОМ БОЛГАРСКИМ

Иисус вошел в храм и скоро опять вышел из него, показывая чрез это, что Он уже оставляет его на запустение и расхищение. Он уходит в Вифанию, что значит дом послушания, ибо, оставляя непокорных и жестокосердных, идет теперь с учениками к послушным Ему. Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое.

Блаженный Феофилакт БолгарскийВо-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Иисус творил чудеса, но только на благодеяние людям.

Но ученики еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было по истине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев.

А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать.

А смоковница эта была вместе и образом синагоги иудейской, которая имела только листья, то есть Закон, доставлявший одну тень, а плода они вовсе не имели. Но Иисус взалкал их спасения. Он говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня», а эта воля Божия состоит в том, чтобы обращать согрешающих. Поскольку же синагога не имела плода, то она проклята и иссохла, не имея (более у себя) ни пророков, ни учителей.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Когда человек уже вошел в Церковь, перед ним два пути: путь лицемерия, фарисейства — и путь подлинной духовной жизни. На первом этапе, конечно, внешнее и внутреннее как бы совпадает. Ну, действительно, не ходя в храм, невозможно достичь духовной жизни; не читая правила, невозможно научиться молиться; не заведя порядка ежедневно читать Священное Писание, его не изучишь. А без этого невозможно двигаться дальше. То есть, конечно, нужен и порядок, нужен и строй, нужно даже расписание богослужений — все это нужно, это все служит нам, если не становится довлеющим, не становится более важным, чем то, что принес на землю Христос.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Но, к сожалению, и ходя в церковь, можно только тешить иллюзию, что ты принадлежишь Богу, а на деле быть отверженным от Бога и отлученным от Него, если нет подлинной жизни, если нет подлинного стремления исполнить заповедь. А заповедь только одна: люби Бога. И вторая, подобная ей: люби ближнего. Это выража­ется во всем: как ты молишься, есть ли в твоей молитве любовь; что тебя влечет в храм, любовь ли к Богу или что-то еще; как ты относишься к своему ближнему, хочешь ли от него отгородиться, хочешь от него убежать, раздражает ли он тебя или ты стремишься к тому, чтобы преодолеть это раздражение и это отторжение.

… Не имея любви, нельзя достичь Царствия Божия. Но чтобы любовь иметь, человеку нужно, прежде всего, понять, что это такое, потому что нельзя стремиться к люб­ви, не зная, что это значит. А поскольку объяснить этого словами нельзя — любовь можно только показать, проявить, лишь тогда человек может ощутить всю ее красоту, — поэтому Господь в каждом Своем действии, в каждом Своем слове эту любовь являет.

Любовь всегда направлена вовне, но в искаженной грехом человеческой природе она обращена внутрь. И если не происходит в человеке переворота, который называется покаянием, то все силы любви, все способности его души так и остаются направленными на самого себя, что с точки зрения Царствия Небесного есть погибель. В этом-то и заключается человеческая смерть: Бог любовь излучает, а человек, противящийся Богу, направляет ее на себя. Поэтому человек, который хочет жить с Богом, обязательно должен научиться излучать любовь вовне.

… Наш век, по предсказаниям святых отцов, это век терпения. Потому что молиться мы не можем; Священное Писание исследовать тоже не можем — ума не хватает; послужить ближнему тоже как-то плохо у нас получается; мы даже свою семью не можем в порядке более-менее содержать. То есть никакое настоящее делание христианское нам невозможно. А вот скорбей очень много, и болезней всяких, и нападений, и искушений. Поэтому сейчас, как говорится, дурак не спасется. Все в мире так устроено, чтобы нас смирить, чтобы нам обязательно какую-то скорбь потерпеть, уничижение, болезнь. Надо только это принимать со смирением и просить у Бога: дай, Господи, терпения. И «претерпевый до конца»: кто не раздражится, не прогневается, не сорвет свою злобу сатанинскую на ближнем своем — тот и получает спасение. Потому что терпение рождает смирение, а смирение привлекает благодать Божию. Поэтому и для нас, вот таких немощных, грешных, окаянных, которые помолиться-то нерассеянно не могут, оказы­вается, путь спасения тоже не закрыт.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день, 9 января, совершается молитвенная память святого первомученика архидиакона Стефана, который первым принял мученическую кончину за Христа и вошел в Царство Небесное!

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси, вопия:// Господи, не постави им греха сего.

Иной тропарь апостола, первомученика и архидиакона Стефана

Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Молитва первомученику и архидиакону Стефану

Первомученик архидиакон СтефанО святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благого Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матери Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.

32

Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана

←Духовное чтение на 8 января 2018

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: