Последнее обновление: 17 Январь 2018 в 19:00
Подпишитесь на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Церковная лавка

Православный интернет магазин

Пояс Пресвятой Богородицы, заказать

Иконы в киоте. Купить. Церковная лавка. Православный интернет магазин

Святыни блаженной Матроны

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

13 января 2018

Духовное чтение на 13 января 2018

Духовное чтение на 13 января 2018

Духовное чтение на 13 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день Рождественского сочельника предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 6-я: 11-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 12-я: 15-21);
• Толкование Евангелия – Богословом – Александром Павловичем Лопухиным;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь и кондак св. Богоотцам и прп. Мелании Римляныни.

Жития святых, 56

СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР (МОГИЛА), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о весьма выдающемся православном святителе. Будущий святитель Петр, по фамилии Могила родился 21 декабря 1596 года в Сучаве третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила, которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В Крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был с 1606 года до своей кончины в 1607 году господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование будущий святой получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах, в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Служил в польских войсках и отличился в битве под Хоти́ном. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту православия. В такой среде он довершил свое образование.

Святитель Петр, Киевский, (Могила)В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов святой был избран архимандритом Лавры. Будучи номинально подчинен напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит», был неподвластен Киевскому митрополиту.

Архимандрит Петр много сил положил на основание нового высшего духовного училища при Лавре «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» – первого в своем роде в восточнославянских землях.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования. Когда пришел сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королем, были приняты новые условия узаконения православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой на государственном уровне было торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Тогда же на сейме прежний митрополит Киевский Исаия был объявлен лишенным сана, и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу).

Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Архимандрит Петр на Фоминой неделе 1633 года был хиротонисан во Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. По въезде в Киев ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за митрополита Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол святитель приступил к устроению учебного процесса Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Чтобы противостать современной ему римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южнорусской православной среде.

Большое внимание святой Петр обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, дополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Однако в то же время под римо-католическим влиянием был введен ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии и отчитка, введенная в Требник.

Святитель прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых и при нем был составлен Патерик Печерский. Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Православного исповедания» в Киеве, после чего появился ряд новых изданий на разных языках, и он широко распространился как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Перед смертью святитель завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин.

Скончался святой 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской Великой церкви Киево-Печерской лавры. В ноябре 1941 года Великую Лаврскую церковь взорвали – гроб с останками оказался полностью уничтожен.

Святителю отче Петре, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 56

Первое послание к Тимофею (глава 6-я: 11-16)

<Чадо Тимофей,> преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Матфея (глава 12-я: 15-21)

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы».

Толкование Евангелия, 56

ТОЛКОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ЛОПУХИНА (БОГОСЛОВА)

Место это взято из Ис. 42:1-4. С еврейского буквально так:

“вот, Отрок Мой, которого Я держу прямо, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Я дам Духа Моего на Него, правду Он будет среди народов распространять; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; по истине будет Он распространять суд; не ослабеет и не изнеможет, пока не утвердит правды на земле, и на закон Его будут уповать острова”.

Не вдаваясь в подробный разбор еврейского текста, скажем, что русский перевод приблизительно сходен с ним. Что касается перевода LXX, то в нем — некоторые отступления от еврейского текста. По буквальному переводу:

“Иаков, раб Мой, Я буду помогать ему; Израиль, избранный Мой, приняла его душа Моя. Я дал Духа Моего на него, суд народам изнесет. Не закричит и не оставит (ἀνήσει) и не будет услышан вне голос Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не погасит, но во истину вынесет суд. Он будет блестеть и не будет сокрушен, пока ни установит на земле суда, и на имя Его будут уповать народы”.

Нагорная проповедьВыражение “не оставит” некоторые переводят “не возвысит” (голоса); такой перевод соответствовал бы еврейскому тексту, но едва ли возможен, потому что ἀνίημι никогда не имеет такого значения. Если теперь сравнить перевод LXX и еврейский текст с греческим Матфея, то окажется, что Матфей сильно отступает и от еврейского текста, и от перевода LXX. Думают, однако, что Матфей имел у себя перевод LXX, и на это указывает выражение: “и на имя Его будут уповать народы” (LXX: καὶ ἐπὶ τῷ ὀνόματι αὐτοῦ ἔθνη ἐλπιοῦσιν, в евр. “острова”). На пользование переводом LХХ указывает и изменение Матфеем еврейского “веторато” (и на закон) на греч. τῷ ὀνόματι (у Семидесяти: ἐπὶ τῷ ὀνόματι), — изменение, в котором не было никакой надобности, и оно не имело никаких оснований. LXX, очевидно, относят слова пророка к Израилю. Но обстоятельство, что Матфей относит их к Мессии, служит здесь коррективом, как и подлинные слова Исаии. Исаия изображает будущего Мессию, хотя и не по божеству Его, а по человечеству. Из сказанного можно заключить, что место это приводится евангелистом отчасти по собственному переводу, а отчасти по LХХ. Применение евангелистом пророчества ко Христу не представляет каких-либо особенных трудностей.

Но несомненно, что при помощи пророчества здесь прибавлена новая черта к характеристике явившегося на земле Христа, как исторической личности, — черта, о которой мы должны были бы только догадываться, если бы евангелист не привел этой цитаты, которая вполне согласуется с тем, что мы знаем о Христе из Евангелий. Он был кроток и смирен сердцем и делал многое именно так, чтобы на Нем вполне исполнилось ветхозаветное пророчество. Это было трудно, но Он пророчество исполнил. Таков взгляд евангелиста. Слова: “возвестит народам суд” (κρίσιν) трудны. Многие толковали “суд” в смысле Евангелие, закон, законы, то, что правильно, правильное учение, правильное богослужение, правильное поведение. Но все эти толкования неверны, потому что словом κρίσις все эти понятия не выражаются, как и еврейским “мишпат” у Исаии. Собственное значение κρίσις, конечно, “суд”. Но в некоторых местах Нового Завета оно имеет другое значение, как у Мф. 23:23; Лк. 11:42; Деян. 8:33 (из Ис. 53:8), — здесь κρίσις поставляется в связь с ἔλεος (милость), πίστις (вера) и ἀγάπη (любовь). Поэтому для понимания слова нужно иметь в виду, что главная цель суда заключается в том, чтобы доставить притесненным право, почему κρίνειν в некоторых случаях есть синоним δικαιοῦν (оправдывать) и параллельно σώζειν (спасать), λυτροῦν (очищать, обелять) и т.д. (Пс. 139:13; Ис. 1:17; 28:17; 33:5; Иер. 5:28; 22:16). Принимая все это в соображение, можно толковать рассматриваемое пророчество так: “возвестит народам правду” или “справедливость”.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Если бы мы исполняли Заповеди Божии, то у нас была бы совершенно иная жизнь, чем та, которую мы имеем сейчас. Наша жизнь представляет собой хаос из-за того, что каждый человек творит свою волю. Во всем остальном мире — мире планет, мире животных, микромире, мире атомов, — который подчиняется промыслу Божию, все пребывает в порядке и в гармонии, человеческое же общество находится в постоянной дисгармонии на разных уровнях: государства между собой ссорятся до драки, жены и мужья между собой ссорятся до драки, дети между собой ссорятся до драки — и так во всем людском организме.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Человек — самое высшее творение Божие, удивительное существо, а живет совершенно страшно, хуже коров, хуже крокоди­лов, хуже насекомых. Отчего так происходит? Оттого, что все насекомые существуют в рамках инстинкта, их жизнь строго регламентирована волей Божией, у них нет ни­какой свободы: как родился майским жуком, так и остался майским жуком, и всю жизнь прожил именно так, как заранее предопределил Господь. Каждый муравей знает, что ему делать; каждая пчела знает, что ей делать; каждый тигр и носорог знают, что им делать, совершенно не задумываясь. А высшее творение Божие, человек, имеет свободу, он может так поступить, а может этак. И к сожалению, все время поступает этак, то есть не так, как угодно Богу. И из-за этого хаос, из-за этого скло­ки, драки, убийства, воровство друг у друга. Чего только нет в человеческом обще­стве, даже такие грехи, которые в животном мире просто немыслимы. Например, мать убивает собственных детей. Такого в животном мире не бывает, потому что иначе бы этот мир погиб. Но животный мир погибает только из-за уничтожения его людьми. Приближается праздник Богоявления. Бог явился на земле, Бог явился людям, Бог начал Свою проповедь, Бог принес на землю благую весть: отныне каждый человек, независимо от пола, возраста и национальности, может, оказывается, из червяка превратиться в прекрасную бабочку, только для этого нужно потрудиться. Потому что если в бабочке все заранее предначертано, все находится в рамках биологического закона, то человек должен свою волю покорить воле Божией. И когда две эти воли совпадут, тогда процесс обновления в нас и совершится.

Молитва дня, 56

Дорогие братья и сестры, сегодня, 13 января, святая Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова. Также в сегодняшний день совершается память святых Богоотцов и преподобной Мелании Римляныни.

Тропарь святых Богоотцов

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, богоотцу:/ Деву видел еси рождшую,/ с пастыри славословил еси,/ с волхвы поклонился еси,/ Ангелом весть прием.// Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак святых Богоотцов

Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/ Иосиф же хваление со Иаковом приносит,/ венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/ и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:// Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак преподобной Мелании Римляныни

Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

36, желтый 2

7-й день Святок. Духовное чтение

← Духовное чтение на 12 января 2018

На главную страницу сайта





Оставить комментарий

Православный сайт для семьи
Семья - наш щит! Дети - наше зеркало!

КОЛЯДКИ

Колядки - слушать

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери

Соборные молитвы

Молитвы по соглашению

Акафисты по соглашению

Домашний сорокоуст, усердная молитва

Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Счетчик

Статистика сайта
Яндекс.Метрика