Духовное чтение на 28 января 2018


Духовное чтение на 28 января 2018

Духовное чтение на 28 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Преподобный Павел Фивейский;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 3-я, стихи: 10-15);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 18-я, стихи: 10-14);
• Толкование Евангелия – Святителем Григорием Паламой;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропари и кондаки прославляемым ныне святым.

Жития святых, 57

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы будем вспоминать основателя православного монашества — преподобного Павла Фивейского. Он родился в Египте, в городе Фиваиде, или Фивах. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия на христиан с 249 по 251 год святой Павел узнал о коварном замысле предать его в руки гонителей и, покинув город, удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Преподобный Павел ФивейскийНезадолго до кончины преподобного Павла Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Авва Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел в 341 году во время молитвы, стоя на коленях, было ему 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и они покрыли пустыню обителями. Как уже было сказано, преподобный Павел считается отцом православного монашества.

Братья и сестры, по большому счету, житие преподобного Павла можно свести к одному только предложению: «Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью». Святой Павел не искал ни славы, ни каких-либо особенных откровений. В принципе, ему ведь был открыт и скорый, мученический путь. Но он избрал путь пустынника, который прошел с честью.

Для нас это очень важный урок. Часто мы беремся за то или иное дело и думаем о том, чего бы мы хотели достичь через это. Устраиваемся на новую работу и думаем о том, что она позволит нам изменить в своей жизни. Рожаем детей и уже представляем, как они выросли. Даже идя на богослужение, уже держим в голове то, что хотим получить от Бога. То есть мы всегда ждем перемен, «перемен требуют наши сердца». А преподобный отец Павел, как и все настоящие подвижники, не ждал никаких перемен, кроме внутренних. Покаяние – вот та перемена, что угодна Богу. Конечно, есть среди нас и те, что тридцать и более лет проработали на одном месте. Но разве это был просто труд? Конечно, все что-нибудь скопили, купили детям квартиру или что-то еще. И это даже совсем неплохо, ведь это тоже проявление любви к своим ближним. И, скорее, грехом было бы работать в миру много лет и ничего не сделать для самых близких людей, не позаботиться о детях, а детям не позаботиться о своих родителях. Но образец жизни преподобного Павла снова напоминает нам слова Спасителя где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Преподобный сам был на земле, а сердце его было с Господом на небе. И если мы посмотрим на почти современным нам святых, например на святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, то суть увидим ту же. Хотя отец Иоанн и жил в миру, хотя и было у него разного рода имущество, но он каждый день старался прожить таким образом, чтобы ко времени отхода ко сну все его финансы были распределены на те или иные благотворительные нужды. И ведь Кронштадтский наш праведник тоже, как и преподобный Павел, просто жил. Жил во Христе, служил Богу и ближним каждым своим делом и словом. Он не делал ничего ради корысти, ради того чтобы добиться перемен в своей внешней жизни. Он хотел только перемен внутренних. Но Господь приготовил ему крест великой известности при жизни, а преподобному Павлу, наоборот, путь полной неизвестности.

Братья и сестры, подвиги наших православных святых могут отличаться по форме и направлениям, иногда даже до полной противоположности. Но в сердцевине их подвигов всегда лежит одно и то же Евангелие нашего Спасителя. А искусство чтения житий заключается в том, чтобы видеть именно это ядро. Если в основании жизни любого святого мы будем видеть Божественное Откровение, то нам будет становиться все яснее, чего же хочет наш Господь от нас. Хотя святые и разнятся, но корень один. Также и нас благодать Святого Духа не призывает подражать тем или иным святым буквально. Мы призваны усвоить их духовный подвиг, призваны понять их, почувствовать глубину. Разные слова Спасителя на каждого из нас действуют по-разному, мотивируют на разные дела, но это не значит, что эти дела противоречат друг другу. И апостол Павел не раз говорил о том, что все мы – тело Христово, а порознь –члены его. И каждый член тела отличается от другого, имеет свое предназначение. Главное, чтобы все члены были здоровы и были послушны голове. А голова – Господь.

Братья и сестры, давайте будем учиться видеть глубинную суть подвигов святых угодников и подражать не столько их внешним подвигам, сколько их вере и намерению исполнить волю Божию, будем подобно им полагать в основу всех наших дел Евангелие Спасителя нашего Иисуса Христа.

Преподобне отче Павле, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Второе послание к Тимофею (глава 3-я, стихи: 10-15)

<Чадо Тимофей!> ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 18-я, стихи: 10-14)

казал Господь притчу сию:> два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Толкование Евангелия, 57

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ГРИГОРИЕМ ПАЛАМОЙ

Желая ясно представить пользу, проистекавшую от смирения, а также и вред, проистекающий от гордости, Он разделил на две категории всех в храм приходящих, лучше же сказать – восходящих (ориг. ανεβησαν «взошли, поднялись») в него. Ибо таковыми являются те, которые приходят в храм Божий ради молитвы, а таково именно – свойство молитвы: она возвышает человека от земли на небо и восходя выше всего наднебесного, всякого имени и высоты и достоинства, представляет его Самому, сущему над всем, Богу. Был же и оный древний храм лежащим на холме, на возвышенности города, на вершине, где некогда во время мора в Иерусалиме, Давид, видя смертоносного Ангела, извлекшего меч на город, возшедши, учредил на том месте жертвенник Господу и принес на нем жертву Богу, и остановил мор: и это было в знак спасительного и духовного восшествия, вследствие молитвы, и благодаря ей – умилостивления; если же пожелаешь, то также и в образ сей нашей священной Церкви, воистину покоящейся на высоте, сущей неким ангельским и сверхмирным местом, где приносится бескровная и великая и воистину благоприятная Богу Жертва за умилостивление о всем мире и за уничтожение смерти и преизбыток бессмертной жизни. Посему-то Он не сказал: «человека два пришли в церковь», но сказал: – «взошли в церковь».

Фарисей и мытарь притча

Фарисей и мытарь — притча

Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться, хотя Фарисей, после того, как взошел, однако свел себя вниз по той причине, что извратил направление свое; итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление (в молитвенном устроении) было взаимно-противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит: поскольку и сам о себе, конечно, по опыту зная, Пророк говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114:5). И что говорю – пророк, – когда Бог Пророков, ради нас ставший тем, что – мы, смирил Себя, почему Бог Его и превознес, как говорит Апостол (Фил.2:8)! А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то – пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ; так поступал Фарисей, ибо он не послушал, говорящего: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» (Притч.16:5); и – «Господь гордым противится» (Притч.3:34); и – «Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни»(Ис.5:21).

Не только же нрав и направление, будучи различными, разделяли их, но – и самая форма молитвы: ибо и она также была двояка. Потому что молитва есть дело не только прошения, но и благодарения: так, один молящийся входит в церковь Божию, славя и благодаря Бога за те блага, который восприял от Него; а другой – вымаливает себе то, что еще не получил и в чем у него особенно недостаток в данное время; к этому же относится и прошение об отпущении грехов.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Главный наш грех заключается не в том, что мы совершаем плохие поступки, он состоит в том, что наша жизнь протекает совершенно отдельно от Бога, в том, что у нас с Ним нет никаких взаи­моотношений, что наша жизнь — безбожная, потому что в ней нету Бога. Мы существуем сами по себе: вот моя жена, вот мои дети, моя квартира, работа, вот моя стирка, булочная — это круг нашего бытия. А где в нем Бог? Иногда кое-кто из нас, раз в не­делю, приходит в церковь — тогда он вспоминает о Боге, старается молиться; или какую-то книгу откроет духовную, Священное Писание; или утром и вечером помолится — пять минут утром, десять вечером. Вот и все, в этом и заключается, собственно, наша христианская жизнь. А все остальное? А все остальное — это грех независимо от того, собира­ем ли мы почтовые марки, пьем ли водку или про­сто гуляем по лесу. Если мы, гуляя по лесу, забыли о Боге, то это есть грех.

Протоиерей Димитрий СмирновГрех — это не обязательно нанесение зла кому-то; это есть отдаленность человека от Бога. А уж как человек отделяется от Бога — с помощью самогона, или в карты играет, или еще каким-то образом, — уже не так важно. Не так важно, за какое преступление человек сидит в тюрьме, — главное, что он в тюрьме, что он отделен от мира. И любой грех отделяет нас от Бога. Мы Богом только поль­зуемся: у нас кто-то умер — значит, нам надо отпеть; кто-то у нас родился — значит, нужно крестить; что-то у нас заболело — молебен отслужить; или именины у меня — надо причаститься. А почему именно в именины, почему не в следующее воскресенье, чем одна литургия хуже другой?
У нас жизнь духовная идет как бы от случая к случаю. И это отношение наше к Богу есть грех, есть форменное безобразие. Представим себе, что Господь от слу­чая к случаю нам бы давал солнце. Вот оно погасло, допустим, на недельку и толь­ко в следующее воскресенье начало бы светить. После такого угасания солнца не оста­лось бы ничего: ни воды, ни земли, ни птиц, ни зверей. А Господь постоянен в Своей заботе о нас, Он постоянно управляет всеми процессами, которые на земле происходят, и благодаря этому мы живем. Наша жизнь целиком зависит от Бога, а отношение наше к Нему безобразное, потому что мы ничего не ценим.
Эта наша отделенность от Бога есть грех, как говорится, в общем плане. А есть еще грех в частности — каждый раз, когда мы в чем-то согрешаем, мы тем самым отделяем себя от Бога.

… Чем отличается жизнь христианская от нехристианской? Допустим, я женился, а мне жена надоела. Я встретил лучше: она и красивее, и моложе, и хозяйственнее, у нее есть и автомобиль, и отдельная квартира — ну все. А эта у меня и неряха, и горбатая, и бесплодная, и в коммунальной квартире комната. Что делать? Нормальный, средний человек эту бросит, конечно, и уйдет к той. Но если я христианин, я уже так поступить не могу, потому что этот Поступок вступает в противоречие с Евангелием, потому что развод перед Богом просто немыслим. Если я хочу достичь Царствия Небесного, то должен с той женой, которую выбрал, жить до конца. И так во всем — на работе, и дома, и в автобусе, и в трамвае, и с собственной душой. Мало ли что у меня в душе, мало ли какое у меня настроение, какие у меня симпатии или антипатии к человеку — сказано: люби ближнего, как самого себя, и все, никаких уже не может быть отступлений. Нравится мне человек, не нра­вится, приятен он мне или надоел до последней степени, но я не могу его отвергнуть, если я христианин, ведь если я его отвергну, это будет противно любви. Поэтому, если он мне не нравится, я должен молиться, чтобы Бог меня вразумил, чтобы мне исправиться в отношении к нему, но пренебречь, переступить через него я уже не имею права, потому что хотя это, может быть, и не противно моей совести (совесть свою я грехами уже давно сжег), но это противно Евангелию.

Молитва дня, 57

Дорогие братья и сестры, сегодня, 28 января, Святая Церковь совершает молитвенную память преподобного Иоанна Кущника, который прожил удивительно святую жизнь! Давайте прочтем ему кондака, а также помолимся и преподобному Павлу Фивейскому, житие которого мы прочли с Вами выше:

Кондак преподобного Иоанна Кущника

Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.

Иной кондак преподобного Иоанна Кущника

Вышних улучити, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел есий/ и, Христу обнищавшему сообнищав,/ радуяся, последовал еси, Иоанне./ К Нему же прилежно не престай моляся о всех нас.

Иной кондак преподобного Иоанна Кущника

Уклонился еси житейскаго треволнения,/ и к пристанищу Божественному управил еси, блаженне, шествия своя,/ и источил еси исцеления, яко струи,/ верою и любовию, Иоанне, к тебе притекающим и вопиющим:/ предстани в День Суда восхваляющим светоносную память твою, отче,/ и страстей и мук избави.

Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Павла Фивейского

Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.

37, красный

Житие преподобного Иоанна Кущника

← Духовное чтение на 27 января 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры, по причине некоторых кадровых изменений, произошедших на нашем сайте, Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 14 августа.

Если Вы хотите испросить у священника благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить также после 14 августа.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери