Духовное чтение на 30 января 2018


Духовное чтение на 30 января 2018 2

Духовное чтение на 30 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 30 января 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобного Антония Великого, прочесть сегодняшний апостол и Евангелие дня, помолиться ныне празднуемому прп. Антонию, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Преподобный Антоний Великий;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 13-я: 17-25);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 6-я: стихи 17-23);
• Толкование Евангелия – Епископом Михаилом (Лузиным);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва прп. Антонию Великому.

Жития святых, 52

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы совершаем память одного из немногих святых Церкви, носящих наименование «Великий». Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Войдя в храм он услышал евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мф.19, 21). Эти слова поразили Антония как сказанные Господом лично ему. Вскоре Антоний отказался от наследства родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз вошел в храм и услышал опять как бы обращенные к нему слова Спасителя: Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Но удаление преподобного Антония от мира совершилось не сразу, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно, и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Он звал своего старца с собой, и когда тот отказался, попрощавшись с ним, поселился в одной из отдаленных пещер. Лишь один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний совсем удаляется из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он взял с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от своих друзей только два раза в год через отверстие в кровле.

Преподобный Антоний ВеликийНельзя представить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда являлся или Сам Господь, или посылал ангела для его ободрения. Однажды среди ужасной борьбы с помыслами Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему ангел Господень.

Двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав о его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения.

«Куда ты хочешь бежать?» – был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В Верхнюю Фиваиду», – отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх – в Фиваиду, или вниз – в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний около семидесяти лет жил в пустыне, как против воли начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Авва нашел его. Об этом подвижнике мы с вами говорили позавчера. Это был преподобный Павел Фивейский.

Преподобный Антоний скончался в 356 году в глубокой старости, в возрасте 106 лет, и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Считается, что именно святой Антоний стал основателем такого масштабного христианского движения, как отшельническое монашество.

Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Евреям (глава 13-я: 17-25)

ратия!> Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь.
(Послание к Евреям 13:17-25)

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 6-я: стихи 17-23)

… Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Толкование Евангелия, 52

ТОЛКОВАНИЕ ЕПИСКОПА МИХАИЛА (ЛУЗИНА)

Нагорная беседа Спасителя, которая здесь излагается, без сомнения та же, что у ев. Матфея (5—7 гл.), только здесь она излагается в сокращении, с некоторыми впрочем особенностями, каких нет в Евангелии от Матфея. На единство их указывают несомненно одинаковость начала (Лк. 6:20) и конца речи (Лк. 6:49, ср. Мф. 5:3; Мф. 7:27) и одинаковость содержания вообще (ср. прим. к Мф. 5:2). — Предшествующие же этой беседе непосредственно обстоятельства здесь излагаются подробнее, чем у ев. Матфея, восполняя сказание этого последнего.

Нагорная проповедь, Иисус ХристосСойдя с ними: с горы, на которой совершилось избрание и поставление их в Апостолов. — Стал Он на ровном месте и пр.: представляется, что Господь, стоя на этом же ровном месте (равнине в противоположность с горой), произнес и последующую беседу (ст. 20). Между тем, по сказанию ев. Матфея, Господь произнес ее сидя на горе (Мф. 5:1), почему она и называется нагорной. В объяснение этого надобно обратить внимание на то, что здесь не говорится точно, что стоя на равнине Господь говорил речь свою, а что здесь только собралось около Него множество народа и Он исцелял их тут; что у ев. Матфея в этом случае более частные черты относительно места произнесения беседы, и ими значит надобно восполнять более общие черты сказания ев. Луки. Из сличения этих сказаний дело представляется в таком виде: Господь с Апостолами сошел с горы и остановился на равнине, где окружило Его множество пришедшего к Нему народа (Лк. ст. 17—19); после этого Он снова взошел на гору ради удобства проповеди с нее многочисленному народу, и, седши там, произнес беседу (Мф. 5:1). Так объясняет, и весьма вероятно, это кажущееся разноречие бл. Августин. — И множество учеников Его: т. е. последователей в общем смысле слова, в противоположность ближайшим, только что избранным 12 ученикам Его. — Тирских и Сидонских: см. прим. к Мф. 11:21.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Когда-то ради достижения бла­годати Божией люди и в пещеры ухо­дили, и в пустыни. Ну тут понятно, все при нем: и ряса, и четки, и борода. А нам-то, грешным, среди готовки, мытья посуды, стирки как спастись? Однажды преподобный Антоний за­нимался богомыслием, и Господь ему сказал: «Есть в Александрии две жен­щины, которые выше тебя». А он был Антоний Великий, основатель мона­шества. Его ученики были святыми уже при жизни, а про него и говорить нечего — небожитель. И вот он собрался, пошел в Александрию, Дух Святый привел его в дом, там две женщины. Он спрашивает: «Как вы живете? в чем ваш подвиг? чем же вы Богу так угодили?» Они думали-думали, говорят: «Мы живем вместе, две хозяйки в одном доме, и ни разу не поругались».
Представляете, две бабы на одной кухне и ни разу не поругались. А ведь это крайне трудно, сами знаете, это просто даже невозможно, потому что, кажется, вот так бы и убил бы. Но если кто потерпит, то оказывается, что с помощью Божией можно достичь такой высоты, которой Антоний Великий не мог достичь. Чего в пустыне невозможно достичь, то можно на кухне.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2… Единственный для нас воз­можный путь — это идти против мира, ну, конеч­но, при условии, что мы ходим в церковь не затем, чтобы от Бога какие-то блага получить: чтобы мне было хорошо, что­бы мне было спокойно, чтобы я жил счастливо. Если мы хо­тим жить счастливо, тогда нуж­но совсем не в церковь ходить, потому что церковь — это есть всегда крест. И хотя сейчас бо­лее-менее пора благоприятная, но каждому из нас обязатель­но в свою меру, при условии, если он будет настоящим хри­стианином, придется потер­петь и от лжебратий, и от род­ственников, и вообще от все­го мира в самой разной фор­ме. Мир и Евангелие противоположны, поэтому это столк­новение обязательно произойдет. И Господь ждет от нас, чтобы в этом столкновении мы поверили, что нам нуж­но встать на Его сторону, поверили, что не надо ловчить, что Бог все видит и все знает. Встань на сторону Бога — и не прогадаешь в самом главном. А самое главное — это твоя, оказывается, собственная душа. Потому что все то, что за счет души, это очень невыгодно, это все равно, что взять и свою собственную почку или легкое кому-то про­дать. Это бессмысленно, потому что потом будешь так болеть, что не сумеешь даже воспользоваться плодами своего поступка, если ты, конечно, продаешь за деньги, а не для того, чтобы ближнему помочь, добровольно идя на страдания.

… «Ищите, прежде всего, Царствия Небес­ного, а остальное все приложится вам». Надо всегда задавать себе этот вопрос: а ищу ли я Царствия Небесного? Почему мне не хочется читать Евангелие каждый день? Вот телевизор я с легкостью смотрю, а Евангелие читаю с трудом. Почему? Потому что телевизор — это родное, плот­ское, душевное, греховное, похабное; это мне свойственно. А жизнь Царствия Небесного мне несвойственна, потому что я грешный. И мне надо очень многое в себе преодолеть, прежде чем выйду на нужную тропу.

Если мы хотим Царствия Небесного, нам надо преодолеть инерцию нашей плоти, пре­возмочь свою душевность, переделать свою жизнь на духовный лад. И кто действитель­но этого захочет, тот каждую минуту будет стремиться в храм, потому что здесь Христос.
Он здесь, среди нас, чувствуем мы это или не чувствуем. И мы можем приобщить­ся Ему, мы можем соединиться с Ним. Состоящая из людей Церковь соединяется со Христом. Но к Церкви принадлежит только тот, кто стремится к Царствию Не­бесному. Потому что Церковь, собственно, и есть Царство Небесное на земле.

У некоторых людей очень большие заблуждения вот на какой счет. Они думают: если мы будем хорошими людьми, то войдем в Царствие Небесное. Каждый из нас имеет понятие о том, что такое хороший человек: скромный, имеет собственное мне­ние, но никому не навязывает; никого не обижает, со всеми старается дружить и так далее. Но можно и собаку надрессировать так, что она не будет ни к кому приста­вать и лаять, будет есть в положенное время и выполнять все команды: сидеть, ле­жать, рядом, фас. Значит ли это, что собака может наследовать Царство Небесное?

Наследовать Царство Небесное может только тот человек, который его алчет и жаждет. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», ибо они, только они, насытятся. Поэтому если нет у нас этой алчбы и жажды, мы ничего не достигнем, даже если бу­дем ходить в храм, исповедоваться так понуро, причащаться во что бы то ни стало. И многие просто ужаснутся, когда наступит смерть, и Господь не пустит их в Царст­вие Небесное: «Ну как же так? Всю жизнь в церковь проходила — и в свой храм ходила, и в соседний, где вечером акафисты слушала. И Евангелие у меня есть, даже не одно, и Библия есть, и молитвослов; чего только у меня нет, и все это я читала». И что? А ничего! Это все очень неплохо, но нету главного. Дело, оказывается, имен­но в этой устремленности к Царству Небесному, в этой жажде.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день молитвенной памяти преподобного Антония Великого, давайте прочтем с Вами тропарь, кондак и молитву сему Великому подвижнику веры христианской, чтобы получить благодатное укрепление в своей собственной духовной жизни!

Тропарь преподобному Антонию Великому

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

Преподобный Антоний Великий - иконаО, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние! Яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных, молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная даровати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

32

Житие преподобного Антония Великого

← Духовное чтение на 29 января 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры, по причине некоторых кадровых изменений, произошедших на нашем сайте, Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 14 августа.

Если Вы хотите испросить у священника благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить также после 14 августа.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери