Духовное чтение на 12 февраля 2018


Духовное чтение на 12 февраля 2018

Духовное чтение на 12 февраля 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 февраля 2018. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Григорий Богослов;
• Чтение Апостола – Третье послание Иоанна (глава 1-я: стихи 1-15);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 19-я: 29-40; глава 22-я: 7-39);
• Толкование Евангелия – Блаженным Феофилактом Болгарским;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Молитва трем святителям: Василию, Григорию и Иоанну.

Жития святых, 51

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Братья и сестры, сегодня Святая Церковь призывает нас прославить сразу трех святителей, чтобы примирить тех, кто некогда особо возвеличивал одного выше двух других. Один из них с титулом Великий, другой прославлен с редким званием Богослова, подобно евангелисту Иоанну, а третий — любимый нами Златоуст. Но о Василии Великом мы рассказывали в январе, о святителе Иоанне Златоусте говорили три назад, а из-за того, посему сегодня настал черед поговорить о святителе Григорие Богослове.

Григорий родился около 329 года, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были Григорий (будущий епископ Назианзский) и святая Нонна. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. У Григория и Нонны долго не было детей, и еще до рождения сына святая обещала посвятить первенца Богу. Впоследствии святитель Григорий очень ценил воспитание, полученное от матери. При выдающихся способностях святитель Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где сблизился со святителем Василием Великим, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. Но только завершив свое обучение, в возрасте уже 26 лет святитель Григорий принял крещение.

После возвращения на родину Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней — вот что было идеалом его церковного служения. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне, но отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал сына из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Священный сан тяготил Григория высотой и тяжестью сопряженного с ним общественного служения, от чего он снова удалился в пустыню. Но успокоившись и раскаявшись в том, что оставил родителя одного, он вернулся к отцу и принял на себя священнические обязанности.

Святитель Григорий БогословМежду тем друг его Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа. Ситуация в епархии святителя Василия была сложная, и он нуждался в поддержке близких ему людей. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении одной из областей, Василий предложил Григорию место епископа. В 372 году под давлением отца состоялась епископская хиротония святителя Григория, и взамен созерцания и «философской» жизни он оказался вовлеченным в локальный церковно-политический конфликт. Это был один из самых тяжелых эпизодов его жизни, о котором он не мог вспоминать без глубокого сожаления и некоторой обиды на своего друга Василия. Не пожелав вступать в борьбу с иерархами, и в принципе не желавший архиерейства Григорий недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой, чтобы помогать отцу в делах в Назианзе. Впоследствии святитель так вспоминал о Сасимской кафедре: «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов».

В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним – и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению Назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет. Святителя Григория ждал сложный период его Константинопольского служения. От столичных православных прозвучал призыв о помощи и поддержке. К тому моменту город уже в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы, включая Святую Софию. С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан, начались даже попытки физической расправы. Но в ноябре 380 года в Константинополь прибыл новый православный император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию. Григорий принял управление Константинопольской кафедрой, но для утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского. Нельзя сказать, что собор проходил гладко. Сперва утвержденный на кафедре святитель Григорий был свергнут с нее завистниками и богословскими оппонентами. Выразив сожаление о том, что вместо высоких материй споры на Соборе зашли о его персоне, святитель удалился  с него.

Григорий вернулся в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного». В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и он был освобожден от управления кафедрой. После чего Богослов смог удалиться на покой в свое фамильное имение и полностью посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий, кроме богословских сочинений, пишет свою подробную автобиографию. Важно отметить, что обширное литературное и богословское наследие святителя Григория состоит из 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». В богословской науке он стяжал славу непререкаемого авторитета и эталона. Скончался святитель Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Третье послание Иоанна (глава 1-я: стихи 1-15)

Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Луки (глава 19-я: 29-40; глава 22-я: 7-39)

Вход Господа в ИерусалимИ когда приблизился <Иисус> к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?», скажите ему так: «он надобен Господу». Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. <…>Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Толкование Евангелия, 51

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННЫМ ФЕОФИЛАКТОМ БОЛГАРСКИМ

Что пасха, по-еврейски называемая фасек, означает выход из Египта, об этом многие говорили, и вообще все, что совершалось тогда в этот праздник, святые изъяснили. А нам нужно сказать о том, какой день называется днем опресноков. «Днем опресноков» называет четверток, в вечеру которого нужно было закалать пасху. Итак, в четверток, быть может, утром, Господь посылает учеников Петра и Иоанна, одного как любящего, другого как любимого, посылает в «чужой» дом; ибо ни Сам, ни ученики не имели собственного, иначе Он совершил бы пасху у кого-либо из учеников. Смотри, какая бедность! Посылает их к человеку неизвестному, чтобы показать, что Он и страдания воспринимает добровольно. Ибо если бы Он не желал страдать, то, преклонив ум сего неизвестного человека к принятию их (Себя и учеников), Он мог бы и в иудеях произвести то, что Ему угодно. Некоторые говорят, что Господь не сказал имени сего человека и не объявил его, но доводит учеников до дома его по некоторому признаку для того, чтобы предатель, узнав имя, не указал фарисеям дом сей, и они не пришли бы взять Его прежде, нежели Он установит вечерю, прежде чем преподаст духовные Свои тайны. Поэтому Христос, спустя немного, говорит: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». То есть Я приложил всё старание, чтобы нам укрыться от предателя, чтобы не подвергнуться страданию прежде времени, прежде нежели преподам таинства. Такое объяснение кто хочет, может принимать.

Блаженный Феофилакт БолгарскийДля чего же Господь совершает пасху? Для того чтобы всеми Своими действиями до последнего издыхания доказать, что Он не противник Закона. Будем же и мы есть сию пасху разумно, будем под днем опресноков разуметь всю жизнь, проводимую в духовном свете, не имеющую нисколько ветхости прежнего преслушания в Адаме. Проводя поистине такую жизнь, мы должны насыщаться тайнами Иисусовыми. Тайны сии будут приготовлять Петр и Иоанн, деятельность и созерцание, горячая ревность и мирная кротость. Ибо верующий должен быть пламенным на совершение добра, ревностным против зла и кротким к совершающим зло. Ибо должно ненавидеть зло, а не делающего зло. Сего нужно лечить, ибо он страдает. Делать, зло то и значит, что быть смущаемым от лукавого и страдать злобой. Если мы будем иметь приготовляющих вечерю Петра и Иоанна, то есть добрую жизнь, которую изображает собой Петр, и истинное учение, которое изображает Иоанн Богослов, то с такими приготовителями встретится «человек», то есть мы найдем тогда истинно человеческое существо, созданное по образу Создателя, или лучше, Творца, носящее кувшин воды. Вода означает благодать Духа, как учит евангелист Иоанн (7, 38-39), а кувшин – удобосокрушимость и размягчимость сердца. Ибо принимающий духовную благодать бывает смирен и сокрушен сердцем, а смиренным Господь дает благодать (Иак. 4, 6). Сознавая себя землей и пеплом и говоря с Иовом: «Ты, как глину, обделал меня» (Иов. 10, 9), он будет носить благодать Духа в удоборазломимом и удобосокрушимом сосуде сердца своего. Последуя за таким настроением, мы войдем в дом ума, которого хозяин – ум, покажет нам большую убранную горницу.

«Горница» это есть высокое помещение ума, то есть божественные и духовные предметы, среди которых он живет и обращается с любовью. Они убраны, ибо у них нет ничего сурового, но и кривое для такого ума делается путем правым, как и Соломон сказал: «все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание» (Притч. 8, 9). Не погрешишь, если и то скажешь, что ум, хотя совершает высокое дело, действия по силе ума, однако ж, знание его еще простерто и очень близко к земле. Но знание поистине высокое, и незнание, превышающее ум, выше всякой высоты, когда ум уже не действует, но воспринимает действие. Прежде нам должно действовать умом своим, потом уже будет в нас действовать благодать Господа, восхищая нас, как и пророков, и отрешая от всякой естественной силы. Поистине говорится, что в таком-то пророке было восхищение от Господа. Подобно как и здесь, когда горница сия убрана, приходит Иисус с учениками Своими и совершает таинства, приходя к нам Сам и являя в нас Собственную Свою силу, а не ожидая нашего к Нему прихода. «Ученики» Бога Слова все суть размышления о сотворенном. Когда таким образом Слово будет действовать в нас, тогда мы уразумеем причастие пасхи и еще более насытимся размышлениями о сотворенном, по сказанному: «взираю на небеса – дело Твоих перстов» (Пс. 8, 4).

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов… Xристос бесконечно выше лю­бого человека, потому что Он Богочеловек, и Он пришел на землю, чтобы отдать Свою жизнь за каждого из нас. И после этого, когда Он, Бог, умер за нас на кресте, некоторые люди еще говорят: «Знаете, мне некогда в храм прийти, у меня много дел». То есть наглость такая, что просто ни в какие ворота не лезет. Когда человек крещеный не ходит в храм прославлять Бога, не ведет жизнь духовную, не исполняет Его заповеди, он просто хулит Бога. И самый тяжкий на свете грех не убийство, не блуд, не что-то еще, самый тяжкий грех — это духовное невежество и равнодушие к Богу, нежелание войти в Божествен­ную жизнь. А уж кто каким путем дальше пойдет, кто каким способом будет свою душу губить: пьянствовать, деньги воровать, надуваться и считать себя гением непревзойденным, это уже неважно. Главное, что он будет вне того, ради чего этот мир существует. А мир существует, чтобы все пришли ко Христу.

Нам, по милости Божией, это уже открыто. Поэтому нам, дорогие братья и сестры, никакого оправдания в на­шем безделье нет. Нас ожидает труд. Господь про этот труд сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». И каждый человек, который в этом труде хоть чуть-чуть преуспел, получает от Бога, как апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Каждый из нас это может ощутить хоть завтра. Единственное к этому препятствие — грех. Поэтому не надо жалеть себя на труд по очищению своего сердца.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день святой памяти трех святителей, давайте помолимся этим дивным угодникам Божиим, наставляющим своим добрым учением многих христиан и поныне:

Тропарь святителей

Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей

Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.

Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

Святители Василий Великий - Григорий Богослов и Иоанн ЗлатоустО пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия! Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

35

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

← Духовное чтение на 11 февраля

На главную страницу сайта


Мир Вам!

В связи с летним отпуском сотрудников сайта «Семья и Вера», Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 31 июля.

Если Вы хотите испросить у духовника нашего сайта священника Димитрия Синявина благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить после 2 августа, и отец Димитрий Вас с радостью его преподаст!

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери