Духовное чтение на 27 февраля 2018


Духовное чтение на 27 февраля 2018

Духовное чтение на 27 февраля 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 февраля 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобного Исаакия Печерского, прочесть отрывок из книги Бытия, помолиться, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Преподобный Исаакий, затворник Печерский;
• Священное Писание – Книга Бытие (глава 4-я: стихи 8-15);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры, читаемые во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 52

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Братья и сестры, сегодня одно из житий снова погружает нас в страшную и жуткую тему духовной прелести. Эта тема никогда не перестанет быть актуальной, и, глядя на пример наших святых, мы должны сторониться тех опасных духовных областей жизни, что могут затянуть нас в прелесть. Что это за области? Это не только гадание, экстрасенсорика, эзотерика и подобное, это еще и чрезмерный пост, непосильное молитвенное правило, неразумное подражание монашеским подвигам, зацикленность на самом себе и своих грехах в ущерб ближним.

Преподобный Исаакий ПечерскийВот как начинает повествование о святом Исаакии святитель Димитрий Ростовский: «Человеку не возможно избежать искушений; если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу, то тем более дерзает он искушать раба Господня; но подобно тому, как золото, очищенное огнем, светится перед людьми как солнце, так и человек, искушенный напастями врага, преданного вечному огню, просветится пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило. Сия истина ясно сказалась на преподобном отце нашем Исаакии, затворнике Печерском». Преподобный Исаакий, живя в начале XII века в миру, был богатым купцом Псковской губернии. Когда же настала удобная пора, он, раздав имение свое нищим, пришел к преподобному Антонию Киево-Печерскому и просил принять его в число иноков. Преподобный Антоний его принял и постриг с именем Исаакия. И вот Исаакий, возлюбив иноческие подвиги, начал вести самую суровую жизнь. Он затворился в тесной пещере, размер которой был всего около двух метров, и там со слезами молился Богу. Пищей для Исаакия была просфора, которую он употреблял только через день; жажду свою он утолял водою, и то лишь в небольшом количестве. И просфору, и воду приносил ему преподобный Антоний, подавая чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука. Преподобный Исаакий, кроме того, никогда не ложился на одре, но сидя подкреплял свои ослабевшие силы кратковременным сном. Так прожил он семь лет, ни разу не выходя из своей тесной келлии.

Однажды сидел он, отдыхая при наступлении вечера, свеча в его келлии уже погасла. И вот внезапно пещеру озарил яркий свет –  два демона, принявшие вид прекрасных юношей, подошли к преподобному и сказали ему:

– Исаакий! Мы Ангелы, и вот грядет к тебе Христос с Небесными Силами.

Поднявшись, Исаакий увидел множество молодых юношей, светлых, как Ангелы. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на одного из них:

– Вот грядет Христос. Поклонись ему.

Не поняв бесовской хитрости и забыв оградить себя знамением креста, преподобный Исаакий поклонился указанному бесу как бы Христу. Тогда бесы подняли крик: «Исаакий! Ты теперь наш!» Затем они сели около него. Вся келлия наполнилась бесами. Один из них, мнимый Христос, сказал: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и играйте на них, Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание. Исаакий был увлечен ими в танец, продолжавшийся долгое время. Надругавшись над подвижником и оставив его едва живым, бесы исчезли. На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошел к келлии Исаакия и сотворил по монашескому обыкновению молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был еще жив. Преподобный Феодосий, бывший тогда игуменом Киево-Печерской обители, сказал: «Поистине, это дело бесов».

За Исаакием начал ухаживать преподобный Антоний, а когда он удалился к Черниговскому князю Святославу, то смотреть за больным Исаакием решил преподобный Феодосий. Исаакий был совершенно расслаблен: он не мог ни встать, ни сесть, а лежал постоянно на одном боку. Сам преподобный Феодосий омывал и оправлял его, служа ему таким образом два года. Феодосий непрестанно молился за Исаакия, и на третьем году болезни последний начал говорить, слышать и даже ходить.

Совершенно поправившись, преподобный Исаакий решил оставить затворничество и трудиться в монастыре. Он облекся во власяницу и толстую грубую верхнюю одежду, помогал поварам, работал за братию. Это было уже при игумене Стефане. Не желая славы от людей, Исаакий начал даже юродствовать, часто оскорблял игумена и братию, так что не раз был даже бит ими. Но он все претерпевал с радостью – и побои, и наготу, и холод.

Бесы больше не осмеливались нападать на Исаакия, так как потеряли всякую власть над ним. Когда они являлись к нему, то он встречал их насмешливо, говорил, что не боится, так как надеется на силу Господа Иисуса Христа и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия. При сем он обыкновенно знаменовал себя крестным знамением и прогонял их. Последние годы своей жизни преподобный Исаакий вел жизнь самую суровую, усилил пост и воздержание, непрестанно горел духом, возносился всем своим существом к Богу. После своего выздоровления преподобный Исаакий прожил еще 20 лет. Когда наступило время его блаженной кончины, его перенесли из пещеры в монастырь; здесь на восьмой день своей болезни он и скончался. Это было около 1190 года. Игумен с братией погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы.

Братья и сестры, лучше придерживаться старой доброй поговорки – тише едешь, дальше будешь. Любой несоразмерный подвиг для нашей гордыни как стакан бензина, вылитый в огонь. Особенно это актуально во дни Великого поста. Далеко не у каждого из нас есть такие молитвенники, как преподобные Антоний и Феодосий, что смогут вымолить нас, в случае чего, из состояния бесовской прелести. Так что будем бдительны и осторожны в духовной жизни.

Преподобне отче Исаакие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Книга Бытие (глава 4-я: стихи 8-15)

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.)

Толкование священного Писания, 52

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

И рече Каин ко Авелю брату своему, пойдем на поле. Говорит пойдем на поле, — или потому, что жили они на горе в пределах рая, и Каин сводит его оттуда на равнину, или потому, что Авель пас стадо свое на горе, и оттуда приводит его Каин на равнину, где по множеству класов и по мягкости земли удобнее для него было совершить убийство и скрыть убитого в земле. Ибо Писание говорит: И бысть, внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.

Каин, умертвив брата своего, ложно уверял родителей, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил, что о введении его в рай свидетельствует благоугодность жертвы Авеля, — ибо соблюдение заповеди вводило в рай, как преступление ее изгоняло вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля, тогда является Каину Бог и говорит: где есть Авель брат твой? Бог является ему без гнева, чтобы, если покается, произнесенная его устами молитва загладила грех убийства, совершенный его рукой; а если не покается, то определено ему было тяжкое наказание, какого заслуживало злодеяние. Но Каин вместо покаяния исполняется негодования и Всеведущему, вопросившему его о брате, чтобы привлечь Каина к Себе, отвечает с гневом и говорит: не вем: еда страж брату моему есмь аз. Бог продолжает: что сотворил еси сие. Если не знаешь, где Авель, потому что ты не страж его, то Вопрошающему тебя о сделанном тобой скажи, что сделал ты, чтобы не спрашивать Ему о тебе других. Скажи, что сотворил еси? Если бы Вопрошающий тебя не знал, что сделано тобой, то не стал бы и спрашивать тебя о поступке твоем. Когда же Каин не хотел сказать и этого, то есть что сделано им, тогда обнаруживается Божие ведение, и Бог, отличая преступление, говорит: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли. Что скажешь, Каин? Отмстит, или не отмстит Правосудие за кровь, вопиющую к Нему? Не для того ли медлило Оно, чтобы покаялся ты? Не для того ли Оно скрывало ведение Свое и вопрошало тебя как неведущее, чтобы ты исповедал злодеяние свое? Поскольку же неугодно тебе делать доброе, как внушало тебе Правосудие, и ты устремился ко греху, от которого наперед предостерегало оно тебя, проклят ты на земли, потому что причинил скорбь Адаму и Еве, праотцам всей земли, проклят ты на земли, потому что всей земле отверз двери шеола (ада).Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе, — потому что один ты хотел вкушать ее произведения, — стеня и трясыйся будеши на земли(Быт.4:12), — ибо ходил ты по ней с гордостью и высокомерием.

КаинПоскольку проклятие это немедленно исполнилось самым делом, то говоривший прежде с гордостью: «Не страж я брату моему», – после произнесения проклятия низложенный с высоты гордости своей стал тут же стенать и трястись. Он говорит: «вящшая вина моя, еже оставитися ми» (Быт.4:13). Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: «стеня и трясыйся будеши». И Каин, как бы не желая умилостивить Правосудие своими молитвами, вместо того, чтобы умолять Божие долготерпение, вновь (с вызовом) по причине ли страха, или с коварным умыслом говорит: «Вот Ты изгоняешь меня от лица земли», – проклял меня от лица земли; и я «от лица Твоего скрыюся», – то есть не могу стоять пред Тобою, показав себя дерзким пред лицем Твоим, сказав: «Не страж я брату моему». «И буду стеня и трясыйся на земли: и будет, всяк обретаяй мя убиет мя» (Быт.4:14). Желаешь ли ты смерти себе, Каин, или боишься смерти? Но если умрешь, то как исполнится на тебе Божие определение? А если любезна тебе жизнь и при таких бедствиях, то не гораздо ли вожделеннее была она Авелю, который далек был от твоих бедствий.

Иные говорят, что Каин умолял здесь об избавлении от смерти, другие же утверждают, что умолял он об ускорении смерти, почему Бог и сказал ему: «не тако с тобой будет, как с убийцами после тебя». Убийцы после Каина будут предаваться смерти, как скоро откроют их, но «всяк убивый Каина, седмижды отмстится» (Быт.4:15). Поскольку он просил себе смерти, чтобы люди не смеялись над его уничижением, то в продолжении семи родов будут видеть его уничижение, и потом уже умрет он.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Постоянно надо ставить себя перед Богом. Так же и на исповеди. Подхожу к исповеди – в чем мне каяться? Некоторые прямо мучаются: ну вот, опять батюшка сейчас будет приставать. Что же ему от меня надо? Накрыл бы скорей, да и дело с концом. А на самом деле ему ничего не надо, ему тоже надо скорей домой и отдыхать, как всем живым людям. А просто Господь хочет, чтобы наше сердце поняло: в чем грешен перед Богом? вот я сейчас приду домой, с чего мне надо начать новую жизнь? Потому что каждая исповедь должна быть таким началом, каждая исповедь должна для нас что-то открыть, какую-то очередную завесу. У нас много завес на глазах – и вот одну из них снять, чтобы свет Божий к нам был еще ближе, чтобы постепенно, потихоньку мы все просвещались, просвещались от исповеди к исповеди. А то как? Сорок лет в храм ходит – и «во всем грешен», вот и вся исповедь. Или думает: что же такое сказать? Вот надумал: двадцать восемь тысяч лет тому назад я… Вспомнил! сразу легче на душе. Хотя этим грехом давно уже человек не мучается, уже давно раскаялся.

Протоиерей Димитрий СмирновИсповедь – это не копание в каких-то грехах, нет, исповедь есть осознание того, что меня мучает в данный момент, чем я Богу не угодил. И это есть начало новой жизни: от чего я завтра решусь отказаться ради Господа. Для этого мы и пост предпринимаем, чтобы нам учиться отказываться. Мы не едим мяса – но есть мясо не грех. Мы не пьем молока – молоко пить тоже не грех. Ничего грешного в этой пище нет, но мы как бы тренируемся, потому что, если научился отказываться от мяса, потом научишься отказываться от осуждения. «Марфа, иди сюда. Вот ты слышала, что соседи …» – и пошло. А взять да отказаться: «Ты знаешь, прости, голубушка, я очень спешу» – лишь бы в этом не участвовать, не обсасывать: вот эта то сделала, эта то, у той такого цвета нижнее белье, а у этого такого. Отказаться хоть от чего-нибудь, хоть от какого-нибудь греха.

Вот я сейчас приду домой, а зять опять пьяный. Ну хоть один вечер я могу не бурчать, не злобствовать, дочь свою не заводить, чтобы она на него набросилась. Хоть что-нибудь сделать ради Господа. А то: батюшка, рыбку – грех, рыбку – не грех? Как будто в масле или в рыбе Царство Небесное. Все занимаемся совершенно не тем, а нет чтобы духовное какое-то сделать усилие. Некоторые говорят: «Вот, батюшка, редко в церковь хожу». И все, год нет его. На следующий год опять пришел: «Редко в церковь хожу». Ну когда же ты будешь часто ходить? Если ты осознал, что грешен, что в церковь ходишь мало, то исправься, ходи почаще. Ну не можешь каждую неделю, как положено, ходи хоть раз в месяц, и то будет хорошо, уже шаг вперед. А то ни с места: годы идут, ведь каждый день к смерти приближает – и ничего с нами не происходит. А надо, чтобы с каждой исповедью мы делали шажочек маленький вперед, чтобы что-то доброе в нас все время росло, а злое уменьшалось. Для этого и пост, для этого и покаяние, для этого и исповедь.

Исповедь – это удивительное орудие. Сначала в древней Церкви ее как распространенной практики не было, она началась века с четвертого и укоренилась только веку к шестому, то есть шестьсот лет люди жили без исповеди, да и сейчас живут. Во многих православных странах опять уже практически никакой исповеди нет, у нас в России немножко держится кое-где. Скоро и этого не будет, потому что никому это не надо. Нам лишь бы исполнить свое – вот поговел, причастился, подал, послушал: читают за три рубля или не читают? Не читают? Как же, значит, зря три рубля, что ли, платил? Молитву за три рубля купил, а они не молятся. Как будто молитва – это громко прокричать слово. Нет, молитва – дело сердечное. Можно в рупор имена говорить, но Бог не услышит. Бог слышит, только когда в сердце что-то происходит. А кричать – это все мастаки, а если уж голоса нет, то можно в микрофон, при современной технике никакого труда не составляет.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, во вторник 2-й седмицы Великого поста давайте вознесем с Вами молитвы, читаемые в сей день в храме:

2, заглавие, чтец, пост

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кому уподобилася еси окаянная, ленящися, о душе! и не творящи добрая, но любящи присно в злых пребывание? Суд при дверех, покайся, постом и молитвою очистися, и Владыце твоему возопий: согреших Ти, прости яко Благоутробен, и исправление мне даруй.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Имеяй благости пучину, пучины моих грехов лукавыя изсуши Христе, яко безгрешный Бог, и даждь сердцу моему умиление, потоки беззакония отъемлющее: да пою и славлю Твое благоутробие неизреченное, долготерпеливе Благодетелю душ наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Приведый и ныне нас Боже, времене обшествие всечестнаго поста совершити, и даровавый нам во святое поприще вторыя седмицы внити: Сам сподоби Господи, и к будущему благотещи, тело и душу нашу и благодетельствуя и укрепляя: яко да достигнем совершивше течение мужески, в Господский день Воскресения Твоего, вси в радости: и да венцы носяще, непрестанно Тя похвалим.

Притчей чтение

Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Славу премудрии наследят, нечестивии же вознесоша безчестие. Послушайте дети наказания отча, и внемлите разумети помышление. Дар бо благий дарую вам: моего закона не оставляйте. Сын бо бых и аз отцу послушливый, и любимый пред лицем матере: Иже глаголаша, и учиша мя: да утверждается наше слово в твоем сердце, храни заповеди, не забывай. Стяжи премудрость, стяжи разум: не забуди, ниже презри речения моих уст, ниже уклонися от глагол уст моих. Не остави ея, и имется тебе: возжелей ея, и соблюдет тя. Начало премудрости, стяжати премудрость, и во всем стяжании твоем стяжи разум. огради ю, и вознесет тя: почти ю, да тя обымет: Да даст главе твоей венец благодатей, венцем же сладости защитит тя. Слыши сыне, и приими моя словеса, и умножатся лета живота твоего, да ти будут мнози пути жития. Путем бо премудрости учу тя, наставляю же тебе на течения правая: Аще бо ходиши, не запнутся стопы твоя: аще ли течеши, не утрудишися. Имися моего наказания, не остави: но сохрани е себе жизнь твою: На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступных. На немже аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени. Не уснут бо, аще зла не сотворят: отымется сон от них, и не спят. Тии бо питаются пищею нечестия, вином же законопреступным упиваются. Путие же праведных подобне свету светятся: предходят, и просвещают, дондеже исправится день. Путие же нечестивых темни: не ведят, како претыкаются. Сыне, моим глаголом внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое. Да не оскудеют ти источницы твои, храни я в сердце твоем: Живот бо суть всем обретающим я, и всей плоти их исцеление.

32

Молитвы во Вторник 2-й седмицы Великого поста

← Духовное чтение на 26 февраля 2018

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: