Духовное чтение на 28 февраля 2018


Духовное чтение на 28 февраля 2018

Духовное чтение на 28 февраля 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 28 февраля 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Святитель Макарий, митр. Московский и Коломенский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 4-я: стихи 16-26);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным ;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в храмах в среду 2-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся со святителем Макарием, митрополитом Московский и Коломенский, апостолом Алтая. В миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский, он родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил псаломщиком сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. В 1854 году он закончил семинарию, где ему сократили фамилию до Невского. По своему желанию для проповеди Евангелия он поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные, труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

Святитель Макарий Московский - фотография16 марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Так началось его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, если народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречиями. Многие годы он посвятил переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

В 1875 году отца Макария назначили помощником начальника Алтайской миссии. В 1883 году возвели в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещеных возросло до 19 216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухареве) в 1830 году число крещеных было всего 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1 168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначили епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его […] В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков […] Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…»

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделял катехизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников, выступал против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Святитель Макарий МосковскийВ 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–1918 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» под угрозой заключения в Петропавловскую крепость подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства. Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку святой патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощения. Священномученик митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая» почил 16 февраля 1926 года в поселке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Братья и сестры, хотя мы и молимся за каждой литургией о многолетии всех нас, но в случае со святителем Макарием, хочется поблагодарить Бога за то, что Он забрал его в Свои обители до времени самых лютых гонений и репрессий. Ведь святитель и так претерпел столько трудов ради Церкви и, конечно, заслужил кончины безболезненной и мирной.

Святителю отче Макарие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 4-я: стихи 16-26)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО

Когда Каин понес наказание, а сверх наказания присовокуплено и знамение (о причине которого сказано у нас, но умолчим, как о ненужном, о том, в чем оно состояло), тогда Писание говорит о Каине: изыде Каин от лица Божия и вселися в землю Нуд, прямо Едему. Каин удалился от родителей и братьев своих, ибо видел, что они не вступают с ним в супружные союзы. Земля же названа Нуд (Наид или Нод), потому что она также тряслась и стенала. Вероятно же, что, по слову Божию, подпала она и другому проклятию: егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе (Быт.4:12). После этого позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох. Сие сделал он для того, чтобы и город не назывался Нуд, то есть «городом трясения». Родися же Еноху Ирад (Гаидад): и Ирад роди Мехиаела(Малелеила): и Мехиаел роди Мафусала: Мафусал же роди Ламеха. И взя себе Ламех две жены… и роди Ада Иовила (Иавала): сей бяше отец живущих в кущах и скотопитателей. И имя брату его Иувал: сей бяше отец всех играющих на гуслях и органе. Селла же… роди Тувалкаина (Фовела): сей бяше млатобиец, ковачь меди и железа, сестра же Тувалкаинова Ноема. Рече же Ламех своим женам… услышите глас мой… яко мужа убих в язву мне и юношу в заушение мне. Яко седмицею отмстися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею. Некоторые, объясняя слова Ламеха женам его, говорят, что жены были из племени Сифова и советовали Ламеху стать благочестивым. Но он говорит им: «Что видите во мне гнусного и подобного сделанному отцом моим Каином? Убил ли я мужа, в язву мне, как Каин, или, подобно тому как Каин убил юношу Авеля, заушив его в лицо, так и я умертвил юношу в заушение мне? Если поступил я подобно Каину, то Каин наказан был седмицею, а я определяю себе, чтобы наказали меня семьдесят раз седмицею».

ЛамехДругие, полагая, что отмщение Каину должно простираться до седьмого рода, и основываясь на словах: растли всяка плоть путь свой (Быт. 6:12), — говорят, что Ламех был злочестив. И поскольку жены его видели, что прекращается преемство их поколения, потому что рождаемые ими были не мужского, но женского пола, по сказанному: егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им (Быт. 6:1), — такое же умаление в умножении рода приводило их в страх, подавая мысль, что постигает их определение суда, изреченное Каину и семи родам его, — то Ламех ободряет жен хитрым ответом своим и говорит: яко мужа убих в язву мне, и юношу в заушение мне. Если наказание Каину Бог продлил до того, что с ним погибло семь родов, то мне, убившему двоих, продлит еще более, так что со мной должны погибнуть семь раз взятые семьдесят родов; мы умрем и, вкусив чашу смерти, избавимся от того наказания, которое за меня будет простираться до семикратно семидесятого рода.

Иные говорят, что Ламех, будучи хитер и коварен, видя, что род его уменьшается, а потомки Сифовы не соглашаются вступать с ними в союзы из-за позора, лежащего на родоначальнике их, Каине, — то, чтобы земли по недостатку земледельцев не остались невозделанными, и чтобы вовсе не исчез род их, Ламех возревновал о благе племени своего и убил Каина и одного из сынов его, наиболее походившего на отца, чтобы сходство сына с отцом не налагало бы на все племя их позорного пятна. Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколения Каиново и Сифово и препятствовавшую вступить им между собой в родственные связи, Ламех как бы втайне говорит женам своим: «Муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых, ибо совершенные мной убийства, красота и убранство дочерей ваших сделают, что с нами согласятся вступать в брачные союзы даже и те, которые в прошедшие шесть родов не хотели иметь с нами таких союзов».

И жены Ламеховы украшают дочерей своих для сынов Сифовых. Иовил услаждает их на пиршествах мясами животных. Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих. Сыны же Сифовы устремляются к ним, забывают прекрасный завет, завещанный им отцом их, выходят из жилищ своих, которые выше были жилищ Каинова племени. Такой хитростью Ламех привел в смешение оба рода, рассуждая: если Бог умилосердится к Сифову роду, вступившему с нами в единение, и сохранит его от истребления, то окажет милосердие и нам, а через это избавимся мы от наказания за убийство ради невиновных в убийстве и вступивших с нами в брачные союзы.

Когда у Сифа родился Енос, тогда, говорит Писание, начали призывать имя Господа (Быт. 4:26). Это значит, поскольку Сиф отделился от дома Каина, род его стали называть по имени Господа, то есть «праведным народом Господним».

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Ищем-то мы все не того, ищем внешнего, а надо стараться искать внутреннего, искать в сердце своем Бога, искать, как приблизиться к Богу. Жизнь очень сложна, очень трудна, но Господь близок, Господь знает, как мы немощны, Господь знает все наши грехи. Он знает нас насквозь, Он бесконечно любит нас, Он за нас пострадал, каждый из нас у Него на счету, потому что нас очень мало осталось. И вот несмотря на то, что мы худые, грешные и такие бестолковые, тем не менее Он любит нас, потому что мы Его последние чадушки. Остальным совершенно никакого дела нет ни до чего. Вообще люди как-то обезумели. Вот сейчас был у одной рабы Божией, у нее сестра родная умерла. «Нет, – говорит, – надо отпевание на понедельник отложить, потому что в воскресенье я на дачу еду». Ну это же совершенно человек больной. Родная сестра умерла – пусть она такая-сякая, но ведь родная. Ну можешь ты поездку на дачу отложить? Нет, надо ехать. Вот такие мы стали черствые люди, и все равно Господь каждого верующего знает, помнит, каждый из нас записан в книге жизни у Бога, и каждого из нас Господь ведет, хочет спасти, помочь, сохранить, оградить, а мы – ни с места.

Протоиерей Димитрий СмирновЕсли бы мы чуть-чуть шевелились, мы бы достигли величайшей славы на небесах. Многие древние отцы говорили, что последние будут выше первых. Жизнь сейчас такая тяжелая, и сохранить веру и благочестие очень трудно. И Господь это знает. Поэтому пытающиеся из последних сил угодить Богу превзойдут многих великих святых древности. Но для этого нужно хоть что-то делать – то малое, на что ты способен. Господь не требует от тебя, чтобы ты не ел, не пил, не спал, все имение нищим раздавал. Делай то, что ты должен: если ты жена, будь нормальной женой; если ты отец, будь нормальным отцом; если ты сын, будь нормальным сыном. Если работаешь на работе, будь нормальным работником, не надо очень хорошим, просто нормальным: не воруй, не хами начальнику, будь добросовестен – и уже будешь величайшей славой на небесах обладать. По нашим временам, на фоне полного оскудения духовного это уже будет прекрасно, это будет уже великий сапфир, драгоценность.

Тебе дело поручено Богом – вот и делай. А то к чему-то стремятся, куда-то едут помогать, какой-то тете за тридевять земель – а здесь родная мать, сестра, дети, племянники… Некоторые так добрые дела делают: детей бросила, пошла кому-то там полы мыть. Ну это же просто анекдот, все вверх ногами. Дома Бог знает что творится – нет, добрые дела делает дальним каким-то. Да потому что там легче: бес тщеславия помогает, люди хвалят, благодарят, а здесь не за спасибо надо работать, а именно по долгу. Никто тебе спасибо не скажет за то, что ты посуду вымыл. Или кто-то из родных нахамил, а ты стерпел или прощение попросил первый – что, тебе муж или жена спасибо скажут? Никогда. Никто спасибо не скажет, если ты принял всю вину на себя или если никто не хочет делать из семьи, а ты сделал.

Это и ценно, потому что Бог видит: вот этот человек христианин, он свой долг исполняет, не пеняет на другого: пусть он, пусть он, – а сам делает, не живет за счет других, никого не осуждает, не говорит, что он плохой, он такой-сякой, а берет просто, спокойно и делает. Если будем так жить, все тогда встанет на свои места. И как просто сейчас спасаться. Наша жизнь – это сплошное мучение, мука. Но мученичество на самом деле самый простой подвиг. Прими эту муку. Как святые отцы говорили: «Дай кровь, и прими дух». Не дав крови, дух не примешь никогда. Обязательно нужно именно кровь проливать. Духовная жизнь – это ежедневное кровопролитие, и, если нет у нас этого, ничего мы не достигнем. Когда нашу душу поволокут бесы, мы не увидим Царствия Небесного, и не увидим апостола Петра, и никто нам двери не откроет. Мы будем стучать: Господи, ну как же, мы верующие, мы и тогда ходили, и тогда ходили, и вот это делали, а Господь скажет: отойдите, Я не знаю вас. Все, что вы делали – это только себя услаждали.

Надо нам стараться вникнуть умом в эти две великие заповеди: люби Бога и люби ближнего, как самого себя. В этом и весь закон, и все пророки. Будем сейчас молиться Богу, думать о своих грехах, каяться в них, просить у Бога помощи, совета, вразумления и стараться каждый день, каждый час новую жизнь начинать для того, чтобы нам, забывая заднее и простираясь вперед, войти в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 2-й седмицы Великого поста предлагаем к молитвенному прочтению следующее краткое молитвословие:

Молитва, чтение, храм

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

На Кресте распростерл еси Христе, пречистеи руце Твои, собирая концы. Темже зову Ти: расточенный ум мой собери, плененный, влекомый страстьми, и страданий Твоих общника мя покажи, воздержанием всего очищена.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Дети обострив иногда пост, показа сильнейшия, якоже пишется, огня палящаго. Смиренная душе моя постися, вжигающи в себе Владычнее возлюбление, имже будущия возможеши избежати геенны, и страсти попалити всепагубныя.

Притчей чтение (глава 5: стихи 1-15)

Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое. Да сохраниши мысль благую: чувство же моих устен заповедает тебе. Не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: Последи же горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра. Безумия бо нозе низводят употребляющих ю со смертию во ад, стопы же ея не утверждаются: На пути бо животныя не находит, заблужденна же течения ея и неблагоразумна. Ныне убо сыне, послушай мене, и не отриновенна сотвори моя словеса: Далече от нея сотвори путь твой, и не приближися к дверем домов ея: Да не предаст иным живота твоего, и твоего жития не милостивным. Да не насытятся инии твоея крепости, твои же труды в домы чуждыя внидут. И раскаешися на последок твой, егда иструтся плоти тела твоего, и речеши: Како возненавидех наказание, и от обличений уклонися сердце мое? Не послушах гласа наказующаго мя, и ко учащему мя не прилагах уха моего: Вмале бех во всяком зле посреде церкве и сонмища. Сыне, пий воды от твоих сосудов, и от твоих кладенцев источника.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Плотию распныйся Господи, и с Собою распный ветхаго нашего человека, копием же прободен в ребра, и человекогубителя спрободый змия, пригвозди к страху Твоему плоти моя, и любовию Твоею уязви мою душу: да Твою созерцая страсть, воздержно совершу поста определение, не точию чрево, но и другия греха входы удержавая: сокрушение же сердца, и духа смирение пожру Тебе, о преждебывших моих согрешениих, от нихже мя избави Человеколюбче.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Пророцы, и апостоли Христовы, и мученицы, научиша пети Троицу Единосущную, и просветиша языки заблуждшия, и общники ангелов сотвориша сыны человеческия.

Заглавие, окончание 33

Молитвы в Среду 2-й седмицы Великого поста

← Духовное чтение на 27 февраля 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери