Давайте вместе передадим в храм Крест!

Духовное чтение на 9 марта 2018


Духовное чтение на 9 марта 2018 2

Духовное чтение на 9 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 9 марта 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть о Первом и Втором Обретении главы Иоанна Крестителя, прочесть сегодняшний отрывок из Священного Писания, а также вознести молитвы и получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Первое и Второе Обретение главы Иоанна Крестителя;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 7-я: стихи 4-21);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропари, читаемые в пятницу 3-й седмицы Великого поста.

Жития святых 55

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем события первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в IV и в V веках. Предание доносит до нас такие сведения. После казни Иоанна Крестителя его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине вельможи церковь пришла в запустение и разрушилась.

Иоанн КрестительВ дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки обрели святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.

Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.

Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ей для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем – в Константинополь.

Честная глава Иоанна КрестителяБратья и сестры, эти сведения могут быть для нас любопытными, но практической ценности сейчас они для нас почти не имеют. Это потому, что Православная Церковь, особенно в Византии, претерпела за полторы тысячи лет массу разрушительных войн и нашествий. Был изготовлен ряд подделок, и теперь мы уже не можем с достоверностью сказать, где же находится подлинная глава святого Предтечи Спасова Иоанна. Многие монастыри Запада и Востока претендуют на истинность своих реликвий, и остается лишь спорить. Но главное, к чему призывает нас сегодняшний праздник, – это в очередной раз задуматься: почему же мы почитаем мощи?

Очень хороший и подробный ответ нам дает профессор богословия Оксфордского университета, архипастырь Константинопольской Православной Церкви митрополит Диоклийский Каллист Уэр в своей книге «Православная Церковь»:

«Обожение затрагивает также и тело. Коль скоро человеческая личность есть единство тела и души, и коль скоро воплощенный Христос искупил и спас всецелую человеческую личность, отсюда следует, что “наше тело обоживается в то же время, что и душа” (как писал преподобный Максим исповедник). В том подобии Богу, которое призваны осуществить мы, люди, тело тоже играет свою роль. Однако полное обожение тела произойдет лишь на Судном дне. Ибо в нынешней жизни слава святых – это, как правило, внутренний свет, свет одной лишь души, но когда праведные воскреснут и облекутся духовным телом, тогда их святость явится и вовне. Тела святых внешне преобразятся божественным светом, как тело Христа преобразилось на горе Фавор. Но даже в этой земной жизни некоторые святые испытывали начатки видимого телесного обожения. Святой преподобный Серафим Саровский – наиболее известный, но отнюдь не единственный пример. Когда Арсений Великий молился, ученики видели его “подобным огню”; и о другом отце-пустыннике передавали: “Как Моисей стяжал образ славы Адама, когда лицо его озарилось, так и авва Памбо казался подобным молнии и был словно царь, восседающий на престоле”. По словам Григория Паламы: “если в будущем веке тело вместе с душой будет причастно невыразимому блаженству, оно, по мере возможности, несомненно должно разделять с ней эту причастность уже теперь”.

Ввиду того, что православные верят в освящение и преображение тела вместе с душой, они благоговейно почитают мощи святых. Подобно римо-католикам, они верят, что божественная благодать, присутствовавшая в телах святых при жизни, сохраняет действенность и после смерти – в их мощах – и что Бог пользуется этими мощами как проводниками своей божественной силы и средством исцеления. В некоторых случаях тела святых чудесным образом избегали тления, но даже когда этого не происходило, православные оказывали равное почитание мощам святых. Это почитание мощей происходит не от невежества и суеверия, а от высокоразвитого богословия тела».

Святый Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Священное Писание, 55

Книга Бытия (глава 7-я: стихи 4-21)

Животные идут в ковчегИ нарек И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал…

Толкование священного Писания, 55

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)

Уменьшение вод и совершенное прекращение потопа дееписатель с точностью означает несколькими степенями.

Первая степень: ковчег остановился. Не должно казаться странным, что начало уменьшения воды и остановление ковчега так сближаются временем; если сообразим сии обстоятельства, что ковчег Ноев глубоко был погружен, что остановился на горе и что самое его остановление и послужило Ною средством приметить умаление воды. На горах Араратских. Слово сие объясняют семьдесят толковников в другом месте, переводя его Армениею (4 Цар. 19:37; Ис. 37:38). Сей перевод подтверждает и Берроуз у Флавия, Antiq. (L. X, с. 2). В Армении есть область, которая доныне у местных жителей называется Арарат, а гора Масий, лежащая к востоку от Еревана, носит у персов имя горы Ноевой (Chardin. Voyag. t. I).

Вторая степень: показались верхи гор.

…Ковчег Ноев долго носился по водам, но потом остановился на твердой горе и дал из себя жителей всей земле; так Церковь Христова, долго сражаясь с волнами искушений и бед, наконец побеждает, утверждается над царствами и царями земными, начиная от высокой державы Рима, и распространяется во все концы вселенной.

Засим следовали опыты, деланные Ноем, дабы узнать о состоянии земли (Быт. 8:6-12). Они начинаются по прошествии сорока дней, конечно, от того времени, когда показались верхи гор. Ибо такое число дней и необходимо нужно предположить до открытия равнин.

Святитель Филарет МосковскийИ выпустил ворона. За сими словами в Библии Александрийской следует объяснение: чтобы узнать, стекла ли вода. Вероятно, что оно перенесено сюда из следующего стиха. И он, вылетев, отлетал и прилетал. В славянском тексте согласно с греческим семидесяти толковников: и изшед не возвратился. Толкователи разделяются между собою в избрании одного из сих различных чтений. Еврейскому чтению следовал в свое время Флавий (Ant. L. I, с. 4.) и также Амвросий (Offic. L. I, с. 25). С оным согласуется также текст самаритянский и Онкелос. Но затруднение разрешается правильным изъяснением текста еврейского. Для сего должно приметить, что ворон послан был Ноем только однажды; ибо к чему бы посылать его многократно, пока осушилась земля от воды, когда он не подавал желаемого знака и когда уже вместо его был употреблен голубь? Что возвращение ворона совсем отлично от возвращения голубя, о котором сказано: и возвратился к нему в ковчег, и потому он простер руку, и взял его, и принял к себе в ковчег. Из соображения сих обстоятельств открывается, что ворон, вылетев однажды из ковчега, продолжал отлетать и прилетать, пока осушилась земля от воды; то есть удалялся от него и приближался к нему, не подавая никаких примет о состоянии земли, скрывался и показывался; отлетал на трупы или дерева и прилетал на верх ковчега до того времени, как вода совершенно иссякла.

Голубь, по изъяснению Святых Отцов, изображает души святые, чистые, которые среди внешних занятий, требуемых порядком общежития, не находят во всем мире места, где бы сердце их обрело истинный покой. Страшась заразы века сего, они горят желанием возвратиться в ковчег, к истинному Ною — Иисусу Христу, Божественному Утешителю в скорбях, неразлучных с бедствиями сей жизни, которые, как потоп, отовсюду обуревают Христианина.

И помедлил еще семь дней других. Сие предполагает, что и первый опыт с голубем сделан был чрез семь дней после ворона (Быт. 8:8). Частое повторение сего числа в сей истории дает разуметь, что обыкновение считать дни седмицами идет от начала мира.

Третья степень: иссякла вода на земле. Ной узнал о сем догадкою, потому что пущенный в третий раз голубь не возвратился к нему; а совершенно уверился , открыв, по сей догадке, кровлю ковчега.

И сказал Бог Ною: выйди… Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссякающей и иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога. Не спешил он искать на земле своего удовольствия, но терпеливо ждал, пока дело, начатое Богом, Богом и конец свой восприяло.

…Замечают, что Сам Бог в откровении Ною пред вступлением в ковчег жен от мужей разделяет (Быт. 6:18), а при исшествии из ковчега соединяет.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Христос шел через Самарию, хотя иудеи обычно обходили ее кругом, чтобы не встретиться с самарянами, которые, с их точки зрения, были еретиками. Подойдя к колодцу Иаковлю, Господь повстречал там грешную женщину, блудницу. И Он не погнушался ею, а начал беседовать с ней и говорил кротко и с любовью, пытаясь оторвать ее от забот земной жизни, направить ее ум к размышлению о небесном. Господь не скрыл от нее, что Он есть Спаситель мира, что Он тот самый Мессия, которого все ждут. То есть с грешницей Он стал говорить о самом сокровенном и сказал ей очень многое из того, чего не говорил еще даже Своим ученикам.

Протоиерей Димитрий Смирнов, священникПочему это произошло? Почему Христос именно ее избрал для этих замечательных слов — о воде живой, о Духе Святом? Она ведь не могла ведать этого Духа — блуд недаром считается грехом смертным, он мгновенно лишает человека благодати Божией. Но Господь не раз повторял, что при­шел спасать не праведников, но грешников. И действительно, распяли Его именно праведники. Фарисеи, которые науськивали народ, чтобы распять Христа, исполняли все, что положено, но когда они повстречались с Хри­стом, ничего, кроме ненависти, Его образ, Его слова, Его поступки в них не вызвали. А вот женщина-самаряныня, еретичка и грешница, мгновенно расположилась к Нему. И произошло дальнейшее чудо. Когда она пришла в свой город и сказала: вы знаете, я встретила Христа, — люди по ее слову тоже начали в Него веровать. Христос на глазах иудеев мертвых воскрешал, а они от этого только еще больше скрипели зубами с ненавистью. А тут ере­тики, имеющие неправильное учение об истинном Боге, — и, тем не менее, такое глубокое восприятие, такая доверчивость.

Это все и к нам имеет непосредственное отношение. Очень важно нам понять, что слово Божие усвояется не умом, оно усвояется сердцем. Чтобы его воспринять, совершенно недостаточно оценить все философ­ские категории, которые в нем заключаются. Слово Божие обращено к душе человека, поэтому его можно усвоить только духом, а для этого необхо­димо сердце умягченное.

Молитва дня 55

Дорогие братья  и сестры, давайте прочтем с Вами тропари, читаемые сегодня, в пятницу 3-й седмицы Великого поста, в православных храмах:

2, заглавие, лампада, пост 2

 

СТИХИРЫ ПЯТНИЦЫ 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Спасе истинная сладосте, горькия Мерры древле воды усладивый образом тогда древа, Божественнаго Креста, простерся на нем, якоже благоволил еси: желчи же вкусил еси, в ребра прободен, из нихже миру вода излияся оставления, на обновление земнаго смешения. Темже славословим Твою неизреченную силу, и молимся: подаждь нам страх Твой Господи, во время пощения, и прощение согрешений, и велию милость.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слове прострыйся на Кресте, собирая далече отстоящия от Тебе, вознес помышление мое от гноя страстей, добродетельми всяческими обогати, подавая сердцу моему чистейший страх Твой и души моей совершенную любовь, плотския мя любве отсецающую: яко да воздержанием Тебе, молитвою и молением, в настоящия дни угожду, и узрю Твой светлый день Воскресения, приемля велию милость.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Третию честных постов седмицу Христе Слове, прешедших, древо живоноснаго Креста Твоего видети сподоби нас, и честне поклонитися, и пети по достоянию и славити державу Твою, воспети страсти Твоя, предварити славное чисте и святое Воскресение, Пасху тайную, еюже Адам паки вниде в рай.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

На древе Крестнем обешена жизнь всех Христе Боже, оживи мою душу умерщвленную прегрешеньми: и да не всеконечно погибнути оставиши Твое овча, Пастырю добрый. Отступих от Твоих заповедей, и безгрешия богатство, еже даровал ми еси, расточих грехолюбным произволением, растлех же и омерзихся в блудных начинаниих: но обнови мя к покаянию привлек, едине Многомилостиве.

Притчей чтение (глава 10-я, стихи: 1-22)

Сын премудр веселит отца: сын же безумен печаль матери. Не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти. Не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит. Нищета мужа смиряет: руце же мужественных обогащаются. Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится: спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный. Благословение Господне на главе праведнаго: уста же нечестивых покрыет плачь безвременный. Память праведных с похвалами: имя же нечестивых угасает. Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется. Иже ходит просто, ходит надеяся: развращая же пути своя, познан будет. Намизаяй оком с лестию, собирает мужем печали: обличаяй же со дерзновением, миротворит. Источник жизни в руце праведнаго: уста же нечестиваго покрыет пагуба. Ненависть воздвизает распрю: всех же нелюбопрительных покрывает любовь. Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа безсердечна. Премудрии скрыют чувство, уста же продерзаго приближаются сокрушению. Стяжание богатых град тверд: сокрушение же нечестивых нищета. Дела праведных живот творят, плодове же нечестивых грехи. Пути жизни хранит наказание: наказанием же не обличенный заблуждает. Покрывают вражду устне правыя: износящии же укоризну безумнейшии суть. От многословия не избежиши греха: щадяй же устне, разумен будеши. Сребро разжженное язык праведнаго: сердце же нечестиваго исчезнет. Устне праведных ведят высокая: безумнии же в скудости скончаваются. Благословение Господне на главе праведнаго: сие обогащает, и не имать приложитися ему печаль в сердцы.

35

Записки в храм на Родительскую субботу >>

← Духовное чтение на 8 марта 2018

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 2 комментария
  1. Вера:

    здравствуйте , хочу вас поблагодарить. Искала фильм о житие блаженной Ксении, открыла ваш сайт случайно. После просмотра фильма прочитала еще много полезной информации. Буду пользоваться теперь вашим сайтом .Спасибо.

    Ответить
    1. Команда сайта "Семья и Вера":

      Вера, здравствуйте!
      Пожалуйста и во славу Божию!
      Будем рады видеть Вас в числе наших постоянных посетителей!
      Храни Вас Господи на всех путях Вашей жизни!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрика Великого поста
На рубрику Великого поста >>

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: