Духовное чтение на 12 марта 2018


Духовное чтение на 12 марта 2018

Духовное чтение на 12 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 марта 2018. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Сщмч. Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 8-я: 21-22; глава 9-я: 1-7);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры понедельника 4-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 51

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ

Братья и сестры, часто мы идеализируем дореволюционную эпоху, но нельзя забывать, что наша Церковь до революции 300 лет жила без патриарха и фактически управлялась светским чиновником. И вот сегодня мы почтим память архиерея, который стал жертвой царского режима, режима так называемого Священного Синода. Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником антицерковной реформы Петра I. Он родился в 1697 году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты. Получив образование в Киевской духовной академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где вел полемику с заточенными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику». В 1734–1737 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения.

Посвященный в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещеных инородцев от притеснений воевод, а духовенство – от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье владыки, и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведен в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода. Строгий к подчиненным, владыка встал в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед императрицей Екатериной II на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления патриаршества.

Священномученик Арсений РостовскийЗаписка владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом российской иерархии против синодальной системы. Напомню, что из себя представлял Святейший Правительствующий Синод в то время. Состав его определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых только три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде был один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров. В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовным саном заседавших, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту принадлежал голос, равный с прочими членами коллегии. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведенными в этих учреждениях чинами и обычаями. Так же, как и там, Петр позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Сенат дал обер-прокурору особую инструкцию, являвшуюся почти полной копией инструкции генерал-прокурору Сената. Обер-прокурор подлежал суду только самого государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле. Как в Сенате у должности прокурора стояли фискалы, так и в Синоде были поставлены духовные фискалы, называвшиеся инквизиторами, с протоинквизитором во главе. Инквизиторы должны были тайно наблюдать за правильным и законным течением дел церковной жизни. Канцелярия Синода была устроена по образцу Сената и так же подчинена обер-прокурору. Для удобства заведования подлежащими ведению Синода делами они были разделены на четыре части, или конторы: контора школ и типографий, контора судных дел, контора раскольнических дел и контора инквизиторских дел. Петр хотел, чтобы люди в духовном сане или духовный чин стал органом религиозно-нравственного влияния на народ, находясь в полном распоряжении государства. Путем создания высшего церковного управления – Синода Петр получил возможность верховного распоряжения церковными делами.

Но вернемся к владыке Арсению, отношения которого со светской властью еще более обострились, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, а затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, нацеленные на ограничение монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

9 февраля 1763 года в Ростове владыка совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри». В марте владыка подал два донесения в Синод, который доложил императрице о том, что святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней; владыка был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Николо-Корельский монастырь. Но и в ссылке святитель не переставал обличать действия антицерковных властей в отношении имущества Церкви, выражал сомнение в правах Екатерины II на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу. Делу владыки был дан характер политический, и в конце 1767 года он был лишен монашества и приговорен к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. За смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, а также за мученическую кончину за Церковь святитель был причислен к лику святых Русской Православной Церкви лишь на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

Братья и сестры, не надо идеализировать тех или иных прошедших времен, ведь мы в них не жили, а нужно использовать все возможности и свободу времени, что дано в распоряжение нам. Слава Богу, мы живем в то время, когда Русская Православная Церковь отделена от государства и свободна, а молитвами святителя Арсения во главе ее стоит достойный и мудрый православный Патриарх.

Святителю отче Арсение, моли Бога о нас!

Священное Писание, 51

Книга Бытия (глава 8-я: 21-22; глава 9-я: 1-7)

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Толкование св. Писания, 51

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Когда Ной со всеми бывшими с ним вышел из ковчега, тогда взя от всех скотов чистых… и вознесе во всесожжение на жертвенник. В тот день, когда вышел Ной из ковчега, все чистые птицы и звери повиновались Ною, он принес всякую чистую плоть в жертву, угодную Богу, и эта жертва положила конец потопу. И обоня Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву. И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю. Бог как бы наперед связывает Себя обещанием, чтобы снова не навести на людей потопа, если они опять будут ходить вслед лукавого помышления, всякий день устремляемого на зло.

Ной, благодарение, выход из ковчегаИ поскольку потопом прерваны были сеяние и жатва, расстроен порядок времен, то Бог возвращает земле, отнятое у нее во гневе, и говорит: Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут. Ибо во время потопа, в течение сорока дней по причине дождей, была ночь, а в течение всего года, пока не высохла земля, продолжалась зима без лета.

И благослови Бог Ноя и сыны его, чтобы растились и множились, и чтобы страх их был на всякой плоти, в море и на суше. Точию мяса в крови души да не снесте, то есть не вкушайте незакланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного. Так, Бог Ною и детям его оставляет три завета: во-первых, повелевает не есть крови животных, во-вторых, обещает воскресение, в которое взыщется кровь от всех зверей, в-третьих, изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем.Крови бо вашей… от руки всякаго зверя изыщу… и от руки человека. Взыскивает Бог крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, потому повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (Исх. 21:28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. От руки человека брата изыщу душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется между человеками. Словами же: яко во образ Божий сотворих человека, — показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Господь каждому человеку хочет спасения. Господь хочет, чтобы человек пришел к познанию истины. Он каждого хочет к этому покаянию подтолкнуть, потому что если нет покаяния, то тогда эту новую жизнь никак невозможно начать. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда. Самарянка чувствовала свою грехов­ность, поэтому промыслом Божиим так было устроено, что она встретилась со Христом. Всегда, когда человек как-то задумается над своей жизнью, задумается над тем, что он живет неправильно, Господь готов выйти ему навстречу, готов его призвать. И часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет. А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.

Протоиерей Димитрий СмирновИ нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.

…Что значит каяться? Назвать все свои грехи? Да хоть месяц говори, все равно не назовешь. И не надо думать, что если механически ты что-то перечислил, то тебе все прощено. Нет, Бог не автомат по выдаче лицензий на безгрешность. Бог — живое существо, и Он ждет от тебя исправления. Покаяние — это исправление. И насколько ты исправился, настолько тебе Бог и простит. А что значит, Бог простил грех? Прощеный грех становится не бывшим: было и не стало. И ты забыл, что он у тебя когда-то был — так, вспоминаешь: вроде это было, а вроде и не со мной, и Бог забыл и никогда не вспомнит тебе этого греха, потому что его нет. Вот ты был жадный, а стал добрый. Спрашивается: за что тебя судить? Ты теперь совсем дру­гой человек, мало ли что там было два часа назад. Два часа назад ты был жадный, а сейчас стал щедрый. Вот и все. Конец — делу венец.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, в понедельники 4-й седмицы Великого поста давайте прочтем с Вами стихиры, посвященные Животворящему Кресту Господню:

Вынос Креста Господня

Стихиры понедельника 4-й седмицы Великого поста

Всечестному вернии поклонимся Древу, на немже Творец всех вознесеся. Предлежит освящая приступающия душею и телом, скверну очищая греха, постящихся верно, и воспевающих всегда Христа, единаго Благодетеля.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Преполовивше ныне воздержание, и на поклонение Христе предваривше живоноснаго Твоего Креста, припадающе вопием Ти: велий еси Человеколюбче, и велия дела Твоя, яко явил еси Крест Твой честный, емуже со страхом покланяющеся взываем: слава крайнему благоутробию Твоему.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Светоносное Креста поклонение всем явися, солнечную зарю спасения испущающее, и всех озаряющее страстей омрачением одержимых: стецемся сей чисте облобызати.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Поста очистившеся благодатию, чистым умом, Чистому единому, приидите, возопиим гласом благодарения: Ты кровь Твою Слове за ны вся дал еси, Ты и Крестом освящаеши ны.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Запенся прилоги змииными, падением ужасным всегда лежу, Спасе, падение первозданнаго страстию Твоею и Крестом исправивый, исправи, и настави к хотений Твоих исполнению.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Седмица святая сия и светоносная: Крест всечестный предлагает мирови: приидите, поклонимся, страхом же и любовию души просветивше, на нем пригвоздившагося Христа в песнех славяще.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Кресту Твоему вси покланяемся Христе, предпровождение творяще Воскресения Твоего: поем гвоздия Твоя, чтим и копие Твое, устнама и очима, душею же и телом сими очищаеми.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Троице во едином Существе певаемая, Отче, Сыне, со Духом Святым, безначальное, присносущное, несозданное Божество, света источниче и жизни: Тебе покланяемся вси человецы, все осуществившему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстоящи Кресту Твоему Господи, Неискусобрачная, и Твоя язвы зрящи Владыко, уязвляема глаголаше: увы Мне Чадо, болезни избегши в рождестве Твоем, ныне болезненно уязвляюся.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Четыредесяте постных стадий преполовляюще, приидите любовию со Христом идем к Божественней страсти, да сраспеншеся Ему, общницы будем Того Воскресeнию.

35

Молитвы в Понедельник 4-й седмицы Великого поста

← Духовное чтение на 11 марта 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери