Духовное чтение на 14 марта 2018


Духовное чтение на 14 марта 2018

Духовное чтение на 14 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 14 марта 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобномученица Дария Зайцева;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 9-я: 18-29; глава 10-я: 1);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в храмах в среду 4-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ДАРИЯ ЗАЙЦЕВА

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о мужественной женщине преподобномученице Дарье Зайцевой. О ней нам повествует Игумен Дамаскин (Орловский). Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. Когда Дарье исполнилось девятнадцать лет, она поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии. В 1928 году обитель была закрыта, и она переехала в село Холмы Истринского района Московской области, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. В селе Холмы она поселилась в сторожке при Знаменской церкви и помогала в храме; в 1934 году Дарья Петровна была избрана старостой храма.

Преподобномученица Дария Зайцева - фотографияВо время гонений на Русскую Православную Церковь, в 1937 году в Истринский отдел НКВД поступил донос, что в селе Холмы проживает насельница одного из закрытых монастырей, которая продает на железнодорожной станции лампадное масло и Богоявленскую воду; доносивший требовал обратить внимание сотрудников НКВД на такое, как он выразился, безобразие. В феврале 1938 года были допрошены дежурные свидетели, которые показали, что послушница Дарья ведет среди населения разговоры о том, что нужно больше молиться Богу, что Господь покарает большевиков за то, что они разрушают веру.

3 марта 1938 года послушница Дарья была арестована и поначалу находилась в камере предварительного заключения при милиции города Истры, где и состоялся первый допрос. За неимением необходимого числа сотрудников НКВД для широкомасштабной операции по аресту сотен тысяч людей, Дарью Петровну допросил сотрудник уголовного розыска, который потребовал рассказать о проводимой ею среди населения села Холмы контрреволюционной агитации.

Дарья Петровна ответила, что советской властью она недовольна, что при царском правительстве жилось несравненно лучше, а после прихода к власти коммунистов стало жить хуже: православных притесняют, сажают в тюрьмы священников, диаконов, монахинь. На этот случай она уже приготовила себе вещи и ожидала, когда ее арестуют. Зимой 1937 года к ней в церковную сторожку действительно приходили женщины, и она вела разговор, но без всякой злобы, о том, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Господь помог избавиться от этой власти и послал другую. Власть гонит крестьян и православных, и она готова умереть за веру и за батюшку-царя, а кроме того, не отрицает, что был разговор о войне: что придут другие государства и избавят от этой власти. Она подтвердила следователю, что недовольна существующим строем, но единственно потому, что закрываются храмы и устраиваются гонения на православных, по этой причине смириться с существующим строем она не может и если это контрреволюционная деятельность, то ее она за собой признаёт.

8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу, и она была переведена в Таганскую тюрьму в Москве. Послушница Дарья Зайцева была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Дария ЗайцеваБратья и сестры, чаще всего в житиях новомучеников мы встречаем полный отказ арестованных от обвинений в контрреволюционной деятельности, и их можно понять. Для них было неясно, какое отношение имеет вера в Бога к контрреволюции. А вот для простой женщины из крестьянской семьи все было понятно. Эта власть, что пришла в страну благодаря преступной революции, ценой крови сотен тысяч, а потом и десятков миллионов людей, была богоборческой, сатанинской по своей сути. Сама возможность веры в Бога для советской власти была подрывом ее принципиальных устоев – желания устроить на земле райское Царство без Бога и Его заповедей. Святая Дарья уже была готова к мученическому исходу, даже вещи держала собранными. А ведь она не была в духовном сане и могла в любой момент отказаться от веры или хотя бы спрятаться, скрыть свою веру. Но мужество не спрячешь за хрупкими женскими плечами. Сердце радуется о такой чести и достоинстве простой крестьянской женщины, святая Дарья воистину засвидетельствовала свою веру и жизнью и смертью.

Преподобномученице Дарие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 9-я: 18-29; глава 10-я: 1)

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННЫМ АВГУСТИНОМ

Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа?

Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана.

От сих населилась вся земля. Вот разрешение и цель настоящего сказания о сынах Ноевых. Весь нынешний род человеческий от них происходит.

Поелику природа после потопа не вдруг могла обогатиться как плодами, так и животными, употребляемыми в пищу, то неудивительно, что Ной преимущественно обращается к земледелию. В особенности же к насаждению виноградника и употреблению вина могли его побудить воды, может быть, надолго поврежденные в источниках водами морскими, несовершенство снедных веществ на растленной потопом земле и собственная его старость, требующая пития подкрепляющего и ободряющего.

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

Ной, нагота, ХамОпьянел. Отцы церкви: Златоуст (Hom. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Arca, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира (Мф. 24:38).

Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне.

…Ной упившийся, обнаженный, подверженный поруганию (Быт. 9:22), покрываемый (Быт. 9:23), проклинающий (Быт. 9:25), благословляющий (Быт. 9:26-27) не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнаженного на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего. Только сей образ не указан ясно словом Божиим, а обретен созерцанием отцов Церкви, каковы Иероним (Contra Lucifer), Августин (de civ. Dei. L. XVI, c. 2), Киприан (Epise. LXI).

Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытою для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаруживало в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю.

Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые не видали наготы отца своего.

После падения Ноя, невидимого, надлежало ждать покаяния; но мы видим только его гнев на сына, поругавшегося его падению. Не будем, однако, винить в сем праведника, который, конечно, признал и стократно загладил свою погрешность, но познаем из сего намерение повествователя, который желал здесь открыть не столько добродетель Ноя, уже не подверженную сомнению после Божественного о ней свидетельства, сколько пророчественный его путь и судьбу его потомства.

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Слова Ноя хотя обращены к трем сынам его, но делятся на две части, то есть на проклятие и благословение. Содержание их и последовавший опыт показывают, что в них заключается суд не столько человеческий, сколько Божий; и не простые желания, но силою Духа Божия облеченные предсказания.

…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему (Bereschith rabba, 37); другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды.

Когда Ханаан называется рабом рабов, то есть рабом презреннейшим, сие показывает, что рабы произойдут и от других племен, но рабство племени Ханаанова будет самое тягостное и постыдное. Таково было рабство хананеев, сперва греховное и потом гражданское (Быт. 15:16, 18-21).

Следуя еврейскому летосчислению Патриархов, некоторые удивляются многочисленным превратностям, которые Ной видел в продолжение своей жизни, так как, по сему счислению, он жил еще несколько лет с Авраамом.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Господь сказал: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Иудеи были верующие, но во Христе не признавали Сына Божия, не хотели покоряться Его словам. Вот так и мы с вами: мы люди верующие, а словам Сына Божия покоряться не хотим. Отчего это происходит? Господь Иисус Христос поясняет: человек не хочет покоряться, потому что на самом деле он является не сыном Божиим, а сыном дьявола и поэтому хочет творить дела дьявольские; а кто от Бога, тот хочет творить дела Божии.

Протоиерей Димитрий СмирновЧеловечество именно по этому признаку и разделяется. На словах вроде все верующие, однако, не каждый от Бога. У многих людей вера не христианская, а бесовская, потому что она совсем не в того Бога, а в какого-то иного. Но в воскресном песнопении поется: «Разве Тебе иного не знаем» — значит, кроме Христа нет Бога. Кто верует Христу и Его словам, тот верует и Отцу Небесному, потому что слова, которые Христос принес на землю, Он слышал от Отца. И тот, кто от Бога рожден, слушает слова Божий, а тот, кто является сыном дьявола, все равно будет делать свое — ему хоть говори, хоть не говори.

Эта речь Христова обращена к нам, чтобы нам ужаснуться, потому что многие не чувствуют слов Господних, не воспринимают их в себя, живут по своим похотям, которые возбуждаются от геенны. И в результате своей жизнью мы служим не Богу, а дьяволу. Нас тянет на излишнюю болтливость, на осуждение, на злобу, злоречие, злопамятность, зависть, клевету, блуд, многостяжание, отчуждение от людей, подозрительность, многоспание, себяжаление, эгоизм, поиски своего, желание ублажить себя всячески. И че­рез эти наши похоти, желания мы покоряемся дьяволу. Кто чей сын, тот тому и служит. А ведь жизнь нам дана на то, чтобы все эти похоти, все греховные желания, стремления в себе угасить, чтобы нас даже не тянуло на грех.

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 4-й седмицы Великого поста предлагаем к молитвенному прочтению следующее краткое молитвословие:

Молитва, чтение, храм

СТИХИРЫ СРЕДЫ 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Воздержания время, освящающий божественный и всечестный Крест в поклонение лежит, приступим совестию чистою, почерпем освящение, и просвещение, и со страхом возопиим: Человеколюбче Спасе наш, слава благоутробию Твоему.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Просветившеся добродетельми, приступим воздержания чистоту стяжавше, и Кресту честному вопиюще поклонимся: освяти наша души и телеса, сподоби нас и пречистей страсти Твоей поклонитися, едине Боже всех, даруй нам и милости твоя.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Видится предлежимь, освящение подаваяй, Крест спасительный, к сему приступим, очистивше и тело и сердце, и почерпем благодать спасительную.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Огнем мя очисти заповедей Твоих, Человеколюбче, и Твоя спасительная подаждь ми страсти ныне видети, и любовию поклонитися, Крестом ограждаему, и соблюдаему.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Поста водою сердца очистивше, древо Крестное верно обымем, на немже Христос вися, воду нам оставления яко Благодетель источи.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Крестным ветрилом окрилившеся, корабль спасительный се поста преполовивше, Мессиа Иисусе Боже, имже нас страсти Твоея к пристанищу окорми.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Образоваше Моисей тя на горе врагов на убиение, Кресте: мы же воображаем тя сердцем, и зряще тя, и покланяющеся, побеждаем враги безплотныя силою твоею.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Господь сый всех, и Зиждитель Бог, посреде земли на Кресте вознеслся еси, к Себе вознося человеческое существо, падшее злым врага советом. Темже Тя верно славим, страстию Твоею утверждаеми.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Месту, на немже стоясте нозе Христовы, поклонимся божественному Кресту, на камени Божиих заповедей утвердитися ногам просяще души нашея, направитися сея стопам на путь мирный, Божественною благодатию.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстоящи Кресту Неискусобрачная Мати, от Нея безсеменно Рождшагося, взываше: меч сердце Мое пройде, о Сыне! не терпящи повешена на Древе Тя зрети, Егоже трепещут всяческая, яко Создателя и Бога, долготерпеливе, слава Тебе.

Заглавие, окончание 33

Молитвы в Среду 4-й седмицы Великого поста

← Духовное чтение на 13 марта 2018

На главную страницу сайта


Обсуждение: 2 комментария
  1. Спаси Господи!:

    Спаси Господи!

    Ответить
    1. Команда сайта "Семья и Вера":

      Во славу Божию!
      Храни Господь!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери