Духовное чтение на 19 марта 2018


Духовное чтение на 19 марта 2018 2

Духовное чтение на 19 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 19 марта 2018. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 13-я: стихи 12-18);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры понедельника 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 51

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ, В СХИМЕ ИИСУС, АНЗЕРСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о святом угоднике Божием, носившем в схиме очень непривычное для нашего слуха имя. Преподобный Иов Анзерский был наречен в схиме Иисусом в честь Иисуса Навина, предводителя еврейского народа, преемника Моисея. В русской традиции эти имена не отличаются, но если мы обратимся к еврейскому языку, то увидим, что хотя это и одно имя, но разные его формы. Иисуса Навина звали полным именем: Йехошу́а, а Господа нашего Иисуса Христа звали краткой формой этого имени Йешу́а. В частности в английских переводах Библии эти имена различаются: Иисус Навин — Joshua и Господь Иисус Христос — Jesus. Так или иначе, пострижен преподобный Иисус был в честь сына Навина.

Родился преподобный в Москве в 1635 году и во святом Крещении был назван Иоанном. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из московских приходских церквей и проходил свое служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А после беседы при прощании он одаривал каждого, чем мог.

Преподобный Иов, в схиме Иисус, АнзерскийВесть о добром пастыре вскоре дошла до самого императора Петра I. Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Отец Иоанн с изменением положения стал еще больше благотворить ближним, ни в чем остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни. Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.

Через некоторое время случилась со святым тяжкая болезнь, однако через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. Когда началось дело проповедника Григория Талицкого, небезосновательно провозглашавшего императора Петра I антихристом, отец Иоанн был оклеветан и на него донесли государю. Тот счел обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.

Безропотно отправился старец в 1701 году в далекий Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий, и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов в главном Преображенском соборе обители. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых суровых послушаниях.

Братия, увидев в старце Иове мужа совершенна, освободила его от послушаний, дабы он все время посвящал молитве, посту и поучению в слове Божием. Слава о старце снова стала расти и дошла до царя. Царь, убедившись в невиновности своего духовника, снова звал его к себе, но, изнуренный летами и подвигами, старец отказался от такого предложения и просил у настоятеля разрешения удалиться на безмолвие в Анзерский скит. Просьба его была одобрена, а вскоре, по кончине прежнего строителя скита, отец Иов был назначен на должность строителя, которую исполнял восемь лет. При нем сильно возросло число насельников. Особым подвигом, который принял на себя отец Иов, был уход за больными. В 1710 году отец Иов, по его желанию, был пострижен в схиму с именем Иисус, как мы уже говорили, в честь праведного Иисуса, сына Навина.

Однажды после продолжительного богомыслия на Секирной горе в тонком сне преподобному явилась Пресвятая Дева и повелела устроить там новый скит. Вскоре, в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня. Устроились келии, и собралось даже 20 человек братии. Царствующий дом внес немало пожертвований в обустройство нового скита.

В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, кои были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Старец сам носил на вершину горы воду, рубил дрова. По его молитве после явления ему Пресвятой Богородицы с первоверховными апостолами на вершине горы открылся родник.

Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ нее проводил время в молитве. Перед смертью он заболел горячкой и три дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужить литургию. После литургии старец снова вернулся в постель, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария и в ночь на 6 марта 1720 года – в Неделю Православия – свято почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло. Преподобный был погребен в уготованной им самим могиле, над которой был выстроен храм.

Преподобне отче Иове, моли Бога о нас!

Священное Писание, 51

Книга Бытия (глава 13-я: стихи 12-18)

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Толкование св. Писания, 51

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом

Говоря сие, Моисей осуждает сделанный Лотом выбор местопребывания. В самом деле, Лот поступил бы благоразумнее, когда бы, несмотря на скромное и бескорыстное предложение Аврама о избрании себе страны (Быт. 13:9), предоставил ему, яко старейшему, назначить оную; и когда бы при избрании себе жилища имел в виду не наружные только выгоды, но паче сохранение внутреннего сокровища веры и благочестия. Но привязанность к земному ослепила его и доведет впоследствии до края бездны.

Авраму, после того как Лот отделился от него, Господь сказал. Сие откровение не без причины следует за разлучением Аврама от Лота. Бог являет первому новое знамение своего благоволения за новый опыт его доверенности к Промыслу, с каковою он землю, принадлежащую ему по обетованию, предложил на избрание другому. Аврам думал получить ее от Бога и потому не искал на ее обладание согласия человеческого, так же как не опасался и противоречия. Бог хочет также показать Авраму сим новым откровением, что обетование принадлежит собственно ему, без участия Лота.

Призвание Богом Авраама, Ветхий ЗаветВсю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навсегда. Событие обетования сего известно; кроме, может быть, того, каким образом земля обетованная принадлежит потомству Аврама навсегда, или вовек. В изъяснение сего полагают иные, что обладание значит только потомственное и долговременное обладание и что время обладания сего считать должно до первого только пришествия Христова. В самом деле, слово עלם век означает иногда только некоторое неопределенное продолжение времени. Так, Пасха ветхозаветная названа вечною (Исх. 12:14). Так даже в приветствиях говорили: во веки живи(Дан. 2:4). Другие — что словом вовек гадательно указуется на возобновление и продолжение обетования Аврамова в духовном его знаменовании, после того как оно сперва исполнится или уже исполнилось чувственным образом. По сему обширному разумению обетования пределы земли обетованной могут быть измеряемы только духовным зрением, подобно как и Авраму в откровении повелено было измерять оную глазами; а сия мера бесконечна.

Потомство как прах земной. Дабы увериться в точности сего напряженного изображения потомства Аврамова, нужно только принять в соображение долговременное существование народа еврейского, по которому он, приемлемый во всем своем продолжении, может быть многочисленнее других народов, занимавших обширные страны; неизвестность пребывания десяти колен Израилевых, переселенных царем ассирийским, которые, изменяясь более или менее, конечно, доселе продолжаются в одном или многих народах, известных или неизвестных; наконец, то, что все сущие от веры, все Христовы, суть Аврамово потомство и по обетованию наследники (Гал. 3:7, 29).

Не назначив пределов земли обетованной, Бог повелевает пройти ее в долготу и широту. Сие можно разуметь так, что он повелевает Авраму проходить и обходить предлежащую ему страну по произволению с таким уверением, что всякое место, где он поставит свою ногу, будет принадлежать к земле обетованной. Бог внушает чрез сие Авраму, что мера обетования есть мера веры и что пределы земли обетованной суть колико подвижны, толико обширны и даже невидимы.

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу

У дубравы Мамре. Имя сие произошло от аморреянина Малфе, союзника Аврамова (Быт. 14:13).

В Хевроне. Как Хеврон получил сие имя Хеврона, внука Халевова; во времена Моисея и даже Иисуса Навина еще назывался древним именем Кириаф-Арба (Нав. 15:13; Суд. 1:10; 1 Пар. 2:42-43), то справедливо догадываются, что слова: что в Хевроне, внесены в текст Моисея Ездрою или кем‑либо другим для объяснения местоположения дубравы Мамре, когда сие последнее имя сделалось уже незнакомо.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Самое святое на свете дело может оказаться грехом, и потом человек будет нести за него ответ­ственность. Можно и среди добрых и хороших дел незаметно погубить свою душу. Как же нам жить, чтобы все наши дела приносили пользу душе? Для этого нужно непрестанно думать о спасении своей души и о том, полезно ли это дело для нее или не­полезно. Теоретически это очень просто определить, а практически каждый из нас будет впадать в мил­лион заблуждений до тех пор, пока методом проб и ошибок не поймет, что же полезно для души, а что вредно.

Протоиерей Димитрий СмирновОбщее правило таково: то, что мы делаем против любой своей страсти, полезно для нашей души, а если мы каким-нибудь образом служим своей страсти, то это для нашей души вредно. Есть и правило святых отцов: из двух добродетелей надо выбирать большую, а из двух зол — меньшее. Вот, например, что лучше, в храм пойти или больного посетить? Как раз в таких вопросах, которые нам жизнь задает, и проявляется, насколько мы преуспели в христианстве, потому что здесь важна рассудительность. Нельзя ли отложить посещение больного на завтра? насколько он тяжело болен? зачем идти в храм именно сегодня? и так далее. Только оценив весь комплекс этой проблемы, помолясь Богу, чтоб Господь нас вразумил, мы можем выбрать правиль­ное решение и тогда уже ничтоже сумняшеся поступим так, как Бог вразумил.

Вот, например, подходит ко мне человек и просит милостыню. Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь — это моя святая обязанность. Другое дело, когда у человека здоровые руки и ноги, и он может работать, но не хочет и пользуется слабостью и неразумием людей. Тогда, давая ему деньги, я не пользу ему приношу, а развращаю его. Так же и не всякое удовлетворение просьбы ребенка есть добро, чаще всего это бывает зло. Мама должна трезво рассуждать: зачем это ему надо? не прихоть ли это? нужно ли это? Мало ли что захочется! Ни в коем случае нельзя потакать всем желаниям. Или мы у апосто­ла Павла читали, что жена должна слушаться мужа. Но вот муж говорит: дай мне денег, я пойду водку себе куплю. Как же должна поступить жена, давать или не да­вать? В каждом конкретном случае надо решать эту проблему целиком: дать деньги на водку — это зло, но иногда не дать — зло еще большее. Поэтому надо поступать не по страсти: хочу давать, не хочу, — а рассуждать, все время думать, все время молиться, все время трезво оценивать ситуацию.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, в понедельники 5-й седмицы Великого поста давайте прочтем с Вами стихиры, читаемые в церкви в этот день:

2, заглавие, свеча, пост 2

Стихиры понедельника 5-й седмицы Великого поста

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Краснейшее время наста, достохвальный день возсия воздержания братие, потщимся очиститися, яко да явимся чисти Сотворшему, и красоту Его получим, молитвами Того родившия, единыя Чистыя Богоматере.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазарево от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим преити поприще пощения все совершающия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Наша помышления божественным ралом возделавше божественнаго пощения, добродетелей клас плодопринесем, яко да не взалчем во веки, наслаждающеся сладостию неиждиваемою радующеся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Многолетныя страсти внутрь ношу, омрачающия окаянную душу мою, к Твоей безлетне Слове, безначальнаго Отца силе непобедимей, сокрушенным сердцем припадаю и молюся: ущедри, и спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Доброе пощение питает сердца, умащающее помышления богоугодная, и страстей бездну изсушающее, тучами умиления очищает, верою хвалу приносящих Вседержителю.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Впадшему в разбойники уподобихся аз, Владыко всех прегрешеньми моими упад, и от них немилостивно уязвихся: но не остави мене неисцельна, не от Самарии, но от Пречистыя Девы пришедый, Иисусе спасительное имя, помилуй мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многоименитая Отроковице, радуйся святая Дево, Богородительнице Марие, верных похвало, клятвы избавление, лествице небесная, недомысленное чудо, купино неопалимая, земле неделанная.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Что вы наречем святии? херувимы ли? яко на вас почил есть Христос. Серафимы ли? яко непрестанно прослависте его. Ангелы ли? тела бо отвратистеся. Силы ли? действуете бо чудесы. Многая ваша имена, и большая дарования: молите спастися душам нашим.

35

Молитвы в Понедельник 5-й седмицы Великого поста

Духовное чтение на 18 марта 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры! На нашем сайте изменены правила чтения Молитв по соглашению, Акафистов по соглашению и Домашнего сорокоуста. Если ранее мы рекомендовали нашим посетителям брать благословение на чтение молитв и акафистов у священника Димитрия Синявина, то теперь благословение брать не требуется. Русская Православная Церковь дает общее разрешительное благословение на многодневное чтение молитв и акафистов. Посему, если Вы пожелаете присоединится к молитвам по соглашению и Домашнему сорокоусту, то Вам нужно просто начать чтение выбранного Вами правила в указанное время – вместе с нами.

Также доводим до Вашего сведения, что отец Димитрий Синявин, в связи с большой занятостью (а он является настоятелем двух храмов, Казанского и Троицкого), к сожалению, больше не трудится на нашем сайте. На вопросы отвечает священник Никифор Захаров.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери