Православный календарь — 2.04.2018


Семейный православный календарь на 2 апреля

Православный ежедневный календарь — 2 апреля 2018
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня – 2 апреля, наступил Великий Понедельник Страстной седмицы.

До Пасхи Христовой осталось 6 дней!

Перед Вами 195-й выпуск православного ежедневного мультимедийного календаря, который содержит публикации следующих рубрик:

• Картина дня – Синицы на весенней вербе;
• Поучительная притча
 – О правильном утешении;
• Цветник духовный – Бесплодная смоковница;
• Воспитание детей – Свт. Лука: «Примером Вашим воспитывайте детей»;
• Духовные зёрна – Софья Сергеевна Куломзина: «Страстная седмица»;
• Библейский рассказ – 33-я глава. «Десять заповедей»;
• Жития святых – Преподобный Евфросин Синозерский, Новгородский;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.


С    Е    М     Е    Й    Н    Ы    Й       О    Т    Д    Е    Л

Картина дня 31

Дорогие братья и сестры, каждую весну нас духовно веселит и вдохновляет верба, которая раньше всех распускает свои пушистые почки:

Верба, синицы

Именно со связкой верб мы идём в храм на праздник Входа Господня в Иерусалим, где встречаем Господа нашего Иисуса Христа! Затем верба находится у нас дома и вдохновляет на благочестивое препровождение Страстной седмицы. Ну и, конечно же, верба, как символ воскресающей природы, занимает свое достойное место рядом с Пасхальными куличами и яйцами, украшая собой Светлый Праздник Пасхи Христовой!

Поучительная притча 31

ИСПОЛЬЗУЙ ПРЯМО СЕЙЧАС

ПритчиЧасто бывает так, что когда нас кто-то утешает в наших горестях и проблемных ситуациях, то мы вместо благодарности, упрекаем этого человека. И таким человеком чаще бывает супруг (супруга) или родители.

Мудрый старец пришел к своим плачущим и сетующим друзьям и стал с безмятежным видом облегчать их горе добрыми словами. И в ответ на недоумение сокрушенных духом – почему он так спокоен и бесстрастен, говорил:

― И я в сердце своем скорблю о вашей потере, но я пришел не для того, чтобы горевать вместе с вами, а чтобы утешить вас и утолить ваши печали. Радость и боль ходят рядом, и никто из людей не может избегнуть страданий, но мудрость уменьшает жалобы.

Поэтому нам нужно больше ценить соучастие родных людей в наших проблемах, а не упрекать их в том, что они не всегда горюют вместе с нами…

Цветник духовный, 31

БЕСПЛОДНАЯ СМОКОВНИЦА

Дорогие братья и сестры, седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения, вот почему и называется эта неделя – Страстной.

Она называется также Великой, по значению совершившихся на ней событий: (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота).

О событиях Великого понедельника рассказывают евангелисты Матфей и Марк: «На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал», «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал, и увидев… смоковницу, имеющую только листья (ибо еще не время было собирания смокв), подошел к ней и… не найдя на ней плода, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мк.11,12; Мф.21.18-19).

Иисус Христос и смоковницаКак говорит святой Исидор Пелусиот, смоковница — это дерево преслушания, листьями которого покрылись согрешившие. Потому оно и проклято Христом по человеколюбию Его, поскольку сразу не подверглось этому, чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха. А то, что грех подобен смокве, это очевидно, ибо имеет свойство услаждать как страсть, прилипать как грех, а потом ожесточаться и производить горечь, как совесть.

Впрочем, повествование о смоковнице поставлено здесь отцами ради сокрушения, а об Иосифе — потому, что он — прообраз Христа.

Смоковница — это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, т. е. после сей жизни, не найдя у нее покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит она, как некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей.

За что же тогда смоковница подверглась проклятию? Как поясняет архиепископ Аверкий (Таушев): «за то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья обычно являются после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было».

Случай со смоковницей – это грозное напоминание каждому из нас. Ведь как часто мы, вместо плодов духа, приносим лишь листву тщеславия и самомнения, забывая, что о таких Своих мнимых последователях Господь сказал: «Отнимется от них Царствие Божие и отдано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21,43).

Воспитание детей, 31

ПРИМЕРОМ ВАШИМ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ
Святитель Лука Крымский

Как же должны вы воспитывать детей своих? Прежде всего, вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое педагогическое искусство – ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих.

Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете им пример прелюбодеяний? Будут ли чисты, не способны к воровству дети ваши, если вы не будете учить их честности с самых юных лет?

Мама и сын, воспитаниеКогда сыновья опустошают чужие огороды, не оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: «Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?» Господь спросит с них! Спросит грозно, зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили Заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству?

Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших?

Великий вселенский учитель, величайший из церковных проповедников святитель Иоанн Златоуст так сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие: «Вы доброе хулите, называя скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием. Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем».

Так говорил святой Иоанн Златоуст в древние времена, полторы тысячи лет тому назад, но эти слова полезно услышать вам и ныне, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям своим обеспечить лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно?

Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.

Детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все: и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример.


Д    Е    Т    С    К    И    Й        О    Т    Д    Е    Л

Духовные зерна, 41

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Софья Сергеевна Куломзина

Последняя неделя (седмица) перед праздником Пасхи называется Страстной, потому что в эти дни мы вспоминаем, как страдал и отдал за нас жизнь Господь наш Иисус Христос. Каждый день Страстной недели в церкви бывают такие службы, каких не бывает в другое время года. И молитвы на них поют особенные. Вот одна из них. Сначала она рассказана простыми словами:

Спаситель мой! Я вижу дом Твой украшенным, и нет у меня праздничной одежды, чтобы войти в него! Ты, Который даёшь нам свет, сделай светлой одежду души моей и спаси меня.

А в церкви её поют так:

«Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

По величию и важности воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.

Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

Библейский рассказ, 41

Глава 33-я
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Моисей был очень кротким человеком. Он был избранным сосудом Божиим, верным и послушным Ему. Поэтому Господь говорил к народу через Моисея. Однажды, когда израильский народ расположился станом возле горы Синай, Моисей взошел на гору. Там Господь дал ему каменные скрижали. На них были написаны десять заповедей, которые должен был соблюдать народ:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Гора Синай, Десять Заповедей2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 


О   Т   Д   Е   Л      Д   У   Х   О   В   Н   О   Г   О      Ч   Т   Е   Н   И   Я

Жития святых, 51

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФРОСИН НОВГОРОДСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы поговорим об эпохе Смутного времени на Руси и об одном из подвижников и страдальцев этого времени. Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области. Его отец Симеон и неизвестная по имени мать жили около Ладожского озера. Близость Валаамского монастыря оказала влияние на религиозное настроение Ефрема. Он оставил родительский дом и поселился на некоторое время при монастыре. Там он приобрел знание богослужебного устава и сроднился с суровыми условиями иноческой жизни. Но иноком Ефрем пока не стал. Затем он переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал служить чтецом в селе Долосском в двадцати верстах от города Устюжны Железопольской, что ныне в Вологодской области.

Ефрем успел достигнуть зрелого возраста, когда благодать Божия коснулась его сердца и зажгла в нем непреоборимое желание принять иноческий подвиг. Приведя свой дом в полный порядок и распорядившись своим имуществом, Ефрем пошел в путь, не имея с собой ничего, кроме единственно бывшей на нем одежды. В твердом решении стать иноком Ефрем приходит в Тихвинский Успенский монастырь и умоляет настоятеля и братию удостоить его пострижения. Зрелый возраст просителя, его рассказ о юности, проведенной под кровом Валаамской обители, о продолжительных годах службы Церкви Божией в должности чтеца снискали ему общее доверие, и его просьба вскоре же была исполнена. Прожив некоторое время в Тихвинской обители, преподобный почувствовал великое, неудержимое желание уйти в пустыню, уединение, и там потрудиться Богу суровой постнической жизнью и безмолвием. Он пошел к игумену, рассказал ему о своем желании и испросил благословения на задуманное дело. Настоятель благословил его, дал наставление о пустыннической жизни и отпустил с миром из монастыря, сказав: «Иди, чадо, Бог с тобою!».

Преподобный Евфросин СинеезерскийТак в 1600 году святой начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера, в пятидесяти верстах от Устюжны. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только грибами, ягодами да дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить, так образовалась обитель.

В смутном 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в пу́стыни святого подвижника спасалось от разбоя множество людей. Обитель святого Евфросина казалась удобным и безопасным убежищем, будучи удалена от жилых мест и окружена реками, озерами и зыбучими мхами. Но обители суждено было потерпеть поругание. Преподобный Евфросин прозрел надвигавшееся бедствие и предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты. 19 марта 1612 года преподобный открыл им, что приближаются вооруженные поляки, предложил позаботиться о своей безопасности и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. «Почему же ты не уходишь от этого святого места?» – спрашивали они. Старец отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался святого и ушел из обители, спасся, а все оставшиеся погибли жестокой смертью.

Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. «Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им нужно беречь себя для детей». После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве.

На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: «Старец, отдай нам имение монастыря». «Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы», – ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина.

Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года мощи преподобного Евфросина Синозерского были перенесены под колокольню. После революции, в 1936 году мощи были вскрыты безбожниками, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, а затем хранились в фондах. Но 14 июня 1991 года мощи преподобного Евфросина были переданы Русской Православной Церкви и теперь почивают в приделе во имя священномученика Антипы в Казанской церкви города Устюжны.

Преподобне отче Евфросине, моли Бога о нас!

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий СмирновОсновная причина всех наших грехов, основная причина того, что мы Бога не видим, что мы плохо переносим скорби, что мы привязаны к миру, привязаны к плоти, к еде, к одежде и прочей чепухе и только иногда и как-то не в полную силу у нас возникает желание Царствия Небесного, — основная причина этого наша гордость и отсутствие в нас смирения. И преуспеяние в смирении, собственно, и есть спасение души, потому что смирение — основное свойство Христовой души. А то, что в нашей жизни идет против смирения, то есть шествие против Христа. Если мы смиряемся, то это путь на Голгофу, это путь к совознесению нашему на небо и путь совоскресения со Христом. Вот это нам нуж­но усвоить глубоко и прочно: что нет друго­го пути на небо, кроме смирения и добро­вольного принятия страданий. Но как достичь вожделенного смирения, как вообще понять, что это такое? Путь ко смирению, учит нас Священное Писание, идет через терпение. И особый промысл Божий, особая любовь Бога к нам выражается в том, что хотя мы все любим комфорт, любим безмятежную, сытую, спокойную жизнь, любим хорошее к нам отношение всех вокруг, любим вежливость, похвалу, чистоту, порядок, всяческое вообще благое внеш­нее устроение, — несмотря на это каждому из нас постоянно приходится скорбеть. Скорбеть телесно, скорбеть душевно, скорбеть духовно — всеми составами нашего естества; скорбеть от непонимания, от предательства, от непослушания детей, от бо­лезней, от жизненных обстоятельств, от погоды, от всяких катаклизмов. И если мы хотим воспитать в себе смирение, привлечь эту царицу христианских добродетелей, необходимую для нашего спасения, нам надо все это терпеть.

Поэтому когда с нами случается нечто, как нам кажется, страшное, мы должны благодарить Бога от всего сердца за то, что Он Сам дает нам возможность по­терпеть, потому что, претерпя это, мы получим еще маленькую крупицу смирения, которое будет очередным нашим шагом на Голгофу, а через нее — к воскресению вместе со Христом. А каждый раз, когда мы уклоняемся, когда мы ропщем, когда мы отвергаем терпение, тем самым мы отвергаем наше спасение. Вот эта блаженная мысль должна засесть в нашем уме, а через ум войти и в наше сердце, чтобы мы не только чисто теоретически, умом, но и сердцем своим приняли всю спасительную силу страдания.

Зеленые звездочки

Дорогие друзья, на этом мы с Вами прощаемся до завтрашнего выпуска и желаем крепости духа и телесных сил на предстоящую Страстную седмицу!

Храни Вас Господи!

35

Великий Понедельник. Духовное чтение

Великий Понедельник. Чтение для детей

← Православный календарь — 25 марта 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери