Православный календарь — 5 апреля 2018. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ


Семейный православный календарь на 5 апреля

Православный ежедневный календарь — 5 апреля 2018
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Мир Вам, дорогие братья и сестры!

Мы вновь рады Вас видеть на светлых страницах сайта “Семья и Вера”!

Наступил Великий Четверг, день, когда Святая Церковь вспоминает установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии, на которой зиждется вера христианская! Литургия, которая совершается в сегодняшний день, является самой важной и великой в году, посему большинство верующих стремятся  в Великий Четверг причаститься Святых Христовых Тайн.

Нынешний 198 выпуск православного ежедневного мультимедийного календаря, посвящен Великому Четвергу, и состоит из следующего духовного материала:

• Картина дня – Событие Великого Четверга – Тайная Вечеря;
• Цветник духовный – Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Тайная Вечеря»;
• Песнопение – Стихира Страстной седмицы “Вечери Твоея тайныя”;
• Рассказ – Клавдия Владимировна Лукашевич: «Пасхальные приготволения»;
• Библейский рассказ – 36-я глава. Освящение новой скинии;
• Стихи для детей – К. Д. Бальмонт: «Одна есть в мире красота»;
• Жития святых – Священномученик Макарий Квиткин, пресвитер;
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 26-я: стихи 20-35);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.


С    Е    М     Е    Й    Н    Ы    Й       Р    А    З    Д    Е    Л

Картина дня, 34

С наступлением же вечера, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, Он сказал: истинно говорю вам; один из вас предаст Меня. И печалясь сильно, они начали говорить Ему, каждый в отдельности: не я ли, Господи? … И сказал Иуда, предающий Его: не я ли, Равви? (Мф. 26, 20-25).

Тайная Вечеря

Тайная Вечеря

И взяв хлеб, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: это есть тело Мое, за вас ломимое. Делайте это в воспоминание о Мне (Лк. 22.19).

Цветник духовный, 34

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Евхаристию.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что нашло отражение в богослужебной практике Церкви.

Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги 12 священнослужителям. В ХХ в. в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен в 2009 году Патриархом Кириллом.

Тайная Вечеря, иконаЛитургия — та же самая Тайная вечеря, которая была совершена Господом Иисусом Христом. Мы так же участвуем в Тайной вечере, как участвовали в ней апостолы. Нам кажется удивительным и странным то, что даже во время литургии нас искушают греховные помыслы.

Но вспомним, что говорит святой апостол Иоанн: когда Господь Иисус Христос дал Иуде Искариотскому хлеб, омоченный в солило, то в него вошел диавол. Он уже и до этого искушал Иуду, а здесь совершенно им овладел. Рядом со Спасителем и Его учениками во время совершения Им столь великого Таинства дерзает присутствовать диавол. И того, кто невнимателен к себе, неискренен, скрытен, искушает и губит. Другие же непостижимым образом освящаются, хотя понятно, что и они недостойны сего Таинства.

Кто дерзнет сказать, что он достоин принять в себя Сына Божия? Только безумный. Однако, ощущая свое недостоинство, сохраняя веру, благоговение, преданность Спасителю, все истинные христиане, как когда-то апостолы, освящаются настолько, что становятся христоподобными.

Песнопение

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день Великого Четверга предлагаем к молитвенному прослушиванию стихиру Страстной седмицы “Вечери Твоея тайныя…”, исполняемую хором Сретенского монастыря:

..

ВЕЧЕРИ ТВОЕЯ ТАЙНЫЯ

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем.


Д    Е    Т    С    К    И    Й        Р    А    З    Д    Е    Л

Стихи для детей, 44

ОДНА ЕСТЬ В МИРЕ КРАСОТА
Константин Дмитриевич Бальмонт

Крестный путь, Иисус ХристосОдна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюблённая мечта,
Не гор тяжёлые громады,

Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

Рассказ, 44

ПАСХАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Клавдия Владимировна Лукашевич

Начиная со среды у нас дома обыкновенно красили яйца. Это, конечно, бывало самое интересное из подготовки пасхального стола. Во главе этого дела стоял отец. Мама ему помогала. Мы ни на шаг не отходили от них, и каждая из нас имела право выкрасить для себя по нескольку яичек.

В то далёкое время таких красок, как теперь, не было. Яйца красили в сандале, в шелухе луковых перьев, в кофейной гуще и в разных нитках и обрезках шёлка.

Папа вырезал из сахарной синей бумаги разные рисунки и фигуры, прикладывал их к яйцам, обвертывал всё луковой шелухой, завязывал тряпкой и клал варить. Мы с мамой делали то же.

Яйца куличи, ПасхальныеКак, бывало, волнуешься, дрожишь, замираешь, когда развёртывают уже сваренное яичко. Что-то будет? Боже, какой восторг! Вот яичко вышло жёлтенькое с крапинками, а на нём синеватый якорь и буквы «Х» и «В».

В пятницу нянечка пекла кулич, месить который помогал ей отец, а вечером делали пасху. Особенно удавалась пасха. Она была традиционная «бабушкина» и делалась по её старому, собственному рецепту. Надо было строго положить всего по пропорции, долго мешать, тихо прогревать на огне и, храни Бог, не переварить.

Старинную медную кастрюлю с жидкой белой массой осторожно снимают с плиты, няня перекрестится и медленно выливает творожную массу в пасочницу, накрытую белой тряпкой…

— Попробуй, няня, довольно ли сахару? — спрашивает мама.

— Что с тобой, голубушка! Да разве стану я пробовать… Ты хочешь, чтобы я оскоромилась? Да разве это возможно!

Я вопросительно взглядываю на няню и тоже не решаюсь оскоромиться. Мне кажется это большим грехом. Хотя и хотелось бы попробовать вкусной пасхи!

Библейский рассказ, 44

Глава 36-я
ОСВЯЩЕНИЕ НОВОЙ СКИНИИ

На жертвоприношения Израильтян вскоре была построена новая скиния. Вокруг скинии находился двор, длинною приблизительно в 50 м и шириною в 25 м. Двор был окружен завесами, висевшими на столбах, обложенных медью. Сама же скиния имела форму прямоугольника, приблизительно 15 м длиной, 5 м шириной и 5 м вышиной. Вход был с восточной стороны.

СкинияВнутри скинии было два отделения. Первое помещение, называемое «Святилище», было больше размером, и в нем находился золотой жертвенник куревия. Возле жертвенника стоял золотой стол, на котором лежали двенадцать хлебов. Эти хлебы назывались «хлебами предложения» или священными хлебами. В этом же помещении находился золотой светильник с семью лампадами. Второе, внутреннее помещение, отделилось от первого завесой. Там находился золотой «ковчег завета» (или ковчег откровения), т.е. сундук с изображением двух золотых ангелов. В нем хранились скрижали завета, на которых было написано десять заповедей. Все второе помещение наполнила слава и присутствие Божие и поэтому оно называлось «Святое святых».

В «Святилище» позволялось входить только священникам а в «Святое-святых» только первосвященнику один раз в год.

Когда новую скинию собрания построили, Моисей освятил ее и священников, которые должны были служить в ней. После этого облако покрыло всю скинию собрания и слава Божия наполнила ее. В ночное время облако горело в скинии огнем, а днем стояло над ней. Иногда облако поднималось высоко над скинией. Это был знак от Бога. И по этому знаку народ отправлялся в путь в ту прекрасную землю Ханаанскую, куда Господь вел их из Египта.

Скиния называется в Библии также «скинией откровения» и «скинией собрания», так как народ собирался вокруг нее для богослужения.


Р   А   З   Д   Е   Л      Д   У   Х   О   В   Н   О   Г   О      Ч   Т   Е   Н   И   Я

Жития святых 54

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАКАРИЙ КВИТКИН, ПРЕСВИТЕР

Братья и сестры, сегодня мы уделим время воспоминанию об одном из священномучеников XX века. Будущий святой Макарий Квиткин родился в 1882 году в городе Орске Оренбургской губернии в семье крестьянина. Окончив учительскую семинарию, Макарий несколько лет работал учителем в сельских школах в Орском уезде. Рукоположен во священника он был в роковом 1917 году и служил сначала в селе Александровка Орского уезда, а затем в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Форштадте, пригороде Оренбурга. В двадцатых годах этот храм был закрыт, и архиерей благословил отца Макария перейти служить в Николаевскую церковь в Форштадте.

В 1925 году отец Макарий переехал с семьей в Оренбург; первое время они жили у трех сестер монахинь, затем сняли у некой вдовы квартиру и купили небольшой участок земли, на котором была выстроена баня, и собирались построить на нем дом. Но к вдове вскоре переехал ее сын-коммунист и потребовал, чтобы священник покинул их дом. Пришлось отцу Макарию приспосабливать под жилье баню. Маленькая комната служила семье священника и кухней, и столовой, и спальней. Их дом-баня находился в нескольких кварталах от храма, в котором служил отец Макарий, и когда священник шел с детьми на службу, на улице их встречали школьники-пионеры и бросали в них песком, а иногда и камнями. Но отец Макарий велел детям не отвечать на это. Несколько раз безбожники предлагали отцу Макарию отречься от Бога через газету, взамен обещая место учителя или директора школы, но священник категорически отверг эти предложения.

Священномученик Макарий Квиткин, пресвитерВ 1929 и 1930 годах сотрудники ОГПУ арестовали по всей стране тысячи верующих людей под предлогом непризнания ими политики митрополита Сергия и его декларации. Как мы читаем у игумена Дамаскина (Орловского): «После появления в печати интервью митрополита Сергия, в котором он утверждал, что в Советском Союзе нет гонений на Церковь, среди духовенства Оренбургской епархии возникло настроение резкого неприятия его политики, по существу отвергающей исповеднический подвиг тысяч людей, и духовенство в Оренбурге отшатнулось от митрополита; те священники, кто и поминал его за богослужениями, перестали поминать, оставив только возношение имени Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Однако, увидев бесперспективность оппозиции перед лицом все более беспощадных гонений, когда безбожники в лице сотрудников ОГПУ изощренно изыскивали возможности для создания все новых и новых расколов, они вернулись к возношению имени митрополита Сергия за богослужением и отказались от критики его действий, как не могущей привести в тот момент к практическому результату: выработать общецерковное суждение по этому вопросу в то время не представлялось ни малейшей возможности».

В январе 1931 года в Оренбургской области было арестовано 157 человек: девять священников, двадцать семь монахов и сто двадцать один мирянин. Среди других был арестован 21 января и священник Макарий Квиткин. Священника обвинили в том, что он не совершал венчаний тех, кто оформил развод у гражданской власти и вступил в новый брак, считая эти браки прелюбодейными, а также в том, что за богослужениями он возносил имя только Местоблюстителя митрополита Петра.

6 марта 1931 года следствие было закончено. Всех арестованных обвинили в том, что они будто бы создали единую контрреволюционную религиозную организацию с центром и филиалами. В обвинительном заключении значилось: «В филиалы входили в первую очередь церковники, фактически порвавшие общение с митрополитом Сергием на почве враждебного отношения к его “лояльной” политике по отношению к советской власти…», «к моменту ликвидации организация охватила своим влиянием шесть районов и города Самару и Оренбург […] Такого массового охвата организацией руководящий центр достиг путем широкого использования религиозных предрассудков фанатично настроенной массы верующих, при одновременном распространении пораженческих слухов…»

26 марта 1931 года тройка ОГПУ приговорила обвиняемых к различным срокам заключения и среди них тридцать шесть человек – к расстрелу, в том числе и отца Макария. Жена и дети отца Макария во все время нахождения его под следствием регулярно носили ему в тюрьму передачи и с десятками других родственников находящихся в тюрьме заключенных часами ждали, когда администрация тюрьмы примет продукты. Но когда 4 апреля они принесли очередную передачу, ее не приняли, ничего при этом не объяснив. Люди не разошлись, толпой сгрудившись у тюремных ворот, – и вот в три часа пополудни всех ожидающих отогнали от ворот тюрьмы и оттуда вывели группу заключенных – тридцать три человека: священников, монахов и монахинь и среди них отца Макария. Увидев жену и детей, он издали помахал им рукой. Заключенных довели до здания ОГПУ, а бегущим за ними родственникам приказали идти домой, сказав, чтобы они приходили на следующий день к девяти часам утра и тогда им все объяснят. Кто ушел, кто остался ждать около здания. Несколько сотрудников ОГПУ, выскочив из помещения охраны, арестовали всех, кто оказался поблизости, и, проведя через проходную, посадили на эту ночь в подвал. Среди арестованных были супруга и дочь отца Макария.

Священник Макарий Квиткин был расстрелян вместе с другими приговоренными 5 апреля 1931 года в половине пятого утра. Тела казненных были тогда же тайно вывезены из здания ОГПУ и погребены в общей безвестной могиле.

Братья и сестры, мы не должны забывать, что описываемые в житиях новомучеников события происходили менее века назад, это было совсем недавно, в нашей стране. Потому будем с усердием молиться Богу, чтобы он сохранил нас от повторения такой истории для нашей Родины.

Священномучениче Макарие, моли Бога о нас!

Евангелие дня, 54

Святое Евангелие от Матфея (глава 26-я: стихи 20-35)

Тайная ВечеряКогда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Проповедь Пастырей, 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

 … Евангелие поучает нас, что мы должны сделать, чтобы со Христом вознестись. В Евангелии сказано: «Тогда отверз им ум к уразу­мению Писаний». Чтобы разуметь Священное Писание, нужно иметь отверстым ум. Нет такого языка на земле, на которое не было бы переведено Священное Писание. Нет ни одного писателя, поэта, ученого, философа, нет ни одной книги, которая бы издавалась столько раз, сколько Священное Писание. За границей даже в гостиницу любую приезжаешь — и в каж­дом номере лежит Библия. Пожалуйста. Священное Писание читают на земле миллиарды людей. Но читать — это одно, а разуметь — совсем другое.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Писание возможно уразуметь, только начав выполнять то, что оно требует от человека. Допустим, он прочел страничку и понял только что-то одно, например: кто меньше всех, тот будет велик. И человек начинает перед всеми умаляться, старается не возвеличивать себя, а, наоборот, сми­ряться. Вот когда он начнет это в своей жизни исполнять, тогда ему сразу станет понятно еще и нечто другое. А когда он начнет и это исполнять, тогда станет понятно третье. В противном случае ему покажется, что он что-то понял, на самом же деле его чтение будет бесплодным и не даст понимания Священного Писания.

Священное Писание — это ру­ководство в жизни: как жить, как думать, что говорить. Оно исправляет ум человека, поврежденный грехом. А куда же ему свой грех деть? Вот он кого-то убил, допустим. Что теперь делать? Человек-то убит, и, сколько лбом пол ни расшибай, его уже не воскресишь. Или кого-то обидел. Уже обида нанесена, ее назад не возьмешь. Или, допустим, украл у кого-то. Ну можно это вернуть, но человек-то уже страдал, потерявши эту вещь, ему уже боль душевная нанесена. Как изгладить совершенное нами зло? Только одним способом: попросить прощения. Отец Небесный дал Сыну Своему власть прощать грехи, так как Он ходил в плоти человеческой и был Человеком. И Христос основал Церковь, которая есть продолжение Его жизни на земле. Он присутствует в Церкви невидимо, в каждом ее таинстве.

… Стоит человек, о чем-то мечтает: вот огурцы должны подешеветь, вот то, вот это. Записку надо написать, кому-то объяснить, где тут Казанская, где Никола — все вроде человек при деле. Запоют Символ веры — встанет, грудь вперед и орет. Ну, вот ты орешь на весь храм, а ум-то у тебя в этом присутствует? Нет, одна глупость, одно тщеславие, одно превозношение, одна суета. А от каждого посещения храма мы могли бы приобретать такую благодать Божию, которой просто даже невозможно уму вообразить.

Звездочки 34

На этом, дорогие братья  и сестры, мы с Вами прощаемся до завтрашней Великой Пятницы, и желаем Вам провести сегодняшний день Великого Четверга в духовном созерцании!..

Храни Вас Господи!

34

Великий Четверг. Духовное чтение

Великий Четверг. Чтение для детей

← Православный календарь – 4 апреля 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери