Нагорная проповедь, Иисус Христос

Евангельские заповеди

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами духовная статья, посвященная важности исполнения Евангельских заповедей, на которых зиждется вера православная.

Заглавие для иконы. Спаситель

Бог – есть чистейший Дух, образ и подобие Божие – в свойствах души человека: бессмертие, свободная воля, разум, способность к истинной любви. Если человек хочет после своей земной жизни попасть в Царство Небесное, Бог дал ему для соблюдения Свои заповеди.

Заповеди десятисловия (ветхозаветные) сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. В новом завете для наследия Царства Небесного соблюдение ветхозаветных заповедей недостаточно, нужно соблюдение заповедей Евангелия.

Евангельские заповеди по отношению к Богу

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь перед Отцом Моим (Мк. 8:38). Молчание при чьих-то богопротивных речах – тоже предательство Бога.

Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Это относится к любым привязанностям мира сего.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Только молитва со страхом и вниманием слышана Богом, а не механическая языком.

Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:17).

Кто любит Меня, тот исполняет заповеди Мои (Ин. 14:21).

Евангельские заповеди по отношению к ближним

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:12-13).

Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:34). Один из братьев Моих меньших – наш ближний – это всякий человек, с которым мы встречаемся в жизни: дома, на работе, улице и проч. Т.е. Христос судит о том, как мы относимся к Нему, по тому, как мы относимся к нашим ближним.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:2).

До седмижды семидесяти раз (до бесконечности) прощай брату твоему, согрешающему против тебя (Мф. 18:21-22).

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (пока ты в этой земной жизни), чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5:25).

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).

Прощайте и вам простится (Мф. 6:14).

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (Ин. 3:15). Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто скажет: «безумный» (будет ругать другого человека), подлежит геенне огненной (Мф. 5:22).

Ложь – от дьявола и отец лжи – дьявол (Ин. 8:44). Любая, даже самая мелкая ложь – есть служение сатане.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6:26).

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем; кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:28). Это касается женатых и замужних, юношей и дев, всех людей.

Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:2).

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30).

Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20:26).

Не клянись вовсе. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34).

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк.12:17). Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога (Рим. 13:1).

Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5:39). Не воздавайте злом за зло (Рим. 12:17).

Любите врагов ваших, да будете сынами Отца вашего Небесного. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5:45).

Евангельские заповеди по отношению к себе

Научитесь от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 3:2). Постоянное нахождение в состоянии покаяния рождает смирение.

Непрестанно молитесь (1Сол. 5:17). Постоянная устремленность к Богу.

Кто не ест Тело Мое и не пьет Кровь Мою не имеет жизни в себе (Ин. 6:53).

Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Блаженны плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:4). Единственно спасительный плач для человека – о грехах своих.

Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11).

Горе вам, богатые! Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Лк. 6:24-25). Не можете служить Богу и мамоне (богатству) (Мф. 6:24). Искание чего-то большего, чем необходимо (пища, одежда, кров над головой).

Не любите мира, ни того, что в мире (1Ин. 2:15). Мир весь во зле лежит (1Ин. 5:19). Любовь к миру есть вражда на Бога (Иак. 4:4). Мир – жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, он живет по противоположным Евангелию законам и ищет своего.

Ищите прежде Царство Божие и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6:33).

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28).

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5:19). Наречется малейшим – значит такого человека не будет в Царствии Небесном. – Так Бог будет судить нас после нашей земной жизни, по заповедям Христовым, как Иисус Христос Сам про Себя сказал: “Аз есмь путь, и истина, и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною” (Ин. 14:6).

Три условия прощения Богом греха на исповеди:

  1. признать, что совершил грех – признать грех за грех;
  2. искренне раскаяться в совершении этого греха;
  3. не желать совершать этого греха в дальнейшем (отвращаться от греха).

Если человек не хочет расставаться с какой-то своей страстью или даже любит ее, говоря, что ему по работе нужно так вести себя или так выглядеть или что ему без этой страсти будет скучно жить и проч., Христос при Причастии не может зайти в сердце, где спокойно живет хотя бы одна страсть, как змея, где ее подкармливают и не пытаются ее выгнать. Вместо Христа туда входит сатана. Причастие получается недостойным. По аналогии с Иудой, который на Тайной Вечере принял Тело и Кровь Христовы, и тут же сатана вошел в него. И Иуда побежал, и привел воинов, и предал Господа, а потом и повесился. Так и на человека при недостойном Причастии или нападает какое-то мрачное уныние, или сильно тянет к какой-то страсти, греху, или человек заболевает и др.

Другой человек в основном не видит своих грехов и проявления страстей в своем сердце, но он искренне раскаивается в тех грехах, что видит. Сердце такого человека как дырявый сосуд – благодать Причастия Тела и Крови Христовой из него быстро проливается, если вообще не стекает как по желобу. Происходит то же самое и при невнимании к своим «мелким» грехам (немедленного раскаивания в них и вынесения их на исповедь), ведь мешок с песком этих грехов утягивает на дно так же, как и камень тяжкого греха.

Признаком присутствия принятого в Причастии Христа в сердце человека является легкое совершение человеком добрых дел по евангельским заповедям (радость, мир, милосердие, кротость, воздержание, благость, долготерпение, любовь). Это состояние сердца является также залогом наследования Царствия Небесного после смерти человека. Грех – это отлучение от Бога, служение сатане. Но несовершение греха – недостаточное условие для спасения души, нужны добрые дела. Этим христиане отличаются от прочих людей, некоторые из которых по естеству (совести) законное творят. Другим признаком достойного Причастия является обнаружение человеком в себе способности устоять от греха, ослабление действия всех страстей.

Мы ходим в церковь, молимся, постимся, регулярно исповедуемся, вспоминая в основном 10 ветхозаветных заповедей, даже после Причастия можем чувствовать некоторое спокойствие – мы самоуспокоены своей христианской жизнью – и в этом всем может помогать сатана, подпитывая страсть тщеславия, и в таком состоянии довести нас до самой нашей смерти. В этом – тайна сатаны.

После грехопадения первых людей благодать Святого Духа покинула сердце человека, и тут же в его сердце вошел сатана. При нашем невнимательном отношении к своим грехам после Крещения и Причастия Божия благодать быстро покидает наше сердце. Мы остаемся удобопреклонны ко греху, евангельские заповеди кажутся трудноисполнимы. Грех стал нашей второй природой. Страсти настолько глубоко проникли в нас, что отречение от греха стало отречением от себя, поэтому Господь говорит: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” и еще: “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее” (Мф. 16:24-25).

Сокрушение сердца (разбитие каменной скорлупы сердца – гордости) – это первый шаг на пути спасения, без которого Божия благодать не может зайти в сердце человека. Бог не нарушает свободы человека и не исправляет его насильно.

Ум – царь в душе христианина. Сначала научается ум – вере; видению своих грехов и проявления страстей в себе (при содействии Божией благодати и сокрушении сердца). Потом ум, сидя на троне, отсекает все поднимающиеся из сердца себялюбивые и греховные чувства, желания, эмоции, принимая в себя только спасительные для своей души. Ум научает сердце правильно чувствовать, и рано или поздно сердце отзывается ответным чувством. Ум также отметает все приходящие извне бесовские помыслы. Он пускает мысли, если нужно, на язык для облечения их в слова. При этом ум непрестанно занят памятью о Боге – призывает Его.

Христианин борется со своими страстями, совершая противоположные им добродетели: с осуждением – смирением; с завистью – любовью; с мирским стяжанием – щедростью; с гневом – кротостью; с печалью (огорчения в жизни) – упованием на Бога; с унынием (желание развлечений мира сего) – усердием и трудолюбием; с тщеславием – позором. Он знает, что особенно умилостивляет Бога добродушное терпение незаслуженных обид. Он потому  считает себя хуже всех, что смотрит только в себя и видит множество своих грехов. И если увидит или услышит о ком-то согрешающем, не судит его, т.к. у себя грехов намного больше.

Крест христианина – цепь жизненных обстоятельств, где он борется со страстями внутри себя, борется с самим собой. Христианин безропотно принимает все скорби, искушения, неприятности, болезни как необходимые для спасения его души средства, говоря: “Слава Тебе, Господи”, “Правы суды Твои, Господи”. Принятие и терпеливое перенесение скорбей, болезней с исправлением себя – необходимые условия для того, чтобы свой крест сделать спасительным (скорбят и болеют все люди, но немногие спасаются даже из христиан). Христианин постоянно подчиняет свою волю воле Божией (по которой все в мире происходит), полностью доверяет Промыслу Божьему во всех жизненных ситуациях (нет такого зла, которого Бог не обратил нам на пользу).

Этот крест ему нести легко по слову Спасителя: “Иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11:30), т.к. он несет его с благодарностью Богу за искупление своих грехов и не хулит Бога ропотом и непокорством.

по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова)

Окончание третье

Схиархимандрит Иоаким (Парр) – о любви

Афоризмы свт. Феофана в поэзии. Страница 8-я

На главную страницу сайта