Духовное чтение на 21 апреля 2018


Духовное чтение на 21 апреля 2018

Духовное чтение на 21 апреля 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Святитель Келестин, папа Римский;
• Чтение Апостола – Деяние святых Апостолов (глава 5-я, стихи: 21-33);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 6-я: 14-27);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

СВЯТИТЕЛЬ КЕЛЕСТИН, ПАПА РИМСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы будем вспоминать одного из святителей эпохи Церкви первых веков христианства. Святитель Келестин, папа Римский (или в латинском произношении Целестин) родился в IV веке, а архипастырское его служение выпало на 20-е годы V века. Он был ревностным поборником православия. Получив хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Священное Писание и размышлял над богословскими вопросами. Добродетельная жизнь святого и его авторитет как богослова завоевали ему всеобщее уважение и любовь среди духовенства и мирян. После смерти папы Бонифация I святой Келестин был избран на епископскую кафедру Рима.

В то время на востоке бушевала ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 году святитель Келестин изобличил эту ересь и еретик Несторий был осужден. После Собора святитель Келестин написал святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, послание, в котором указал, что если Несторий через десять дней не откажется от своего лжеучения, то будет низложен и отлучен. Святитель Келестин направил ряд посланий и другим Церквям – Константинопольской и Антиохийской, в которых разоблачал несторианскую ересь. Последующие два года после Собора святитель Келестин неустанно проповедовал истинное учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 года.

Жития святых - на каждый деньБратья и сестры, мы привыкли к тому, что в житиях диалог с еретиками часто изображается в достаточно жесткой, изобличительной манере. Это можно понять, потому что многие жития писались века спустя, и в них нужно было подчеркнуть превосходство православного вероучения над учением еретическим. Но благодаря сохранившемуся письму святителя Келестина к еретику Несторию мы можем увидеть, насколько иначе проходили споры, по крайней мере со стороны святых угодников Божиих.

Во-первых, святитель адресует свое послание еретику таким образом «Возлюбленному брату Несторию, Целестин». В самом начале святитель с любовью хвалит Нестория, вспоминая то время, когда он стал епископом: «…тогда обрадовала нашу душу весть прибывших к нам послов об избрании тебя, которая вскоре была подтверждена донесениями наших сослужителей, находившихся при избрании. Они в одобрении тебя столько говорили, сколько можно говорить о человеке, избранном из другой Церкви. Ведь прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города». Но постепенно святой учитель Церкви начинает переходить к обличению своего собрата: «На твои письма, которые мы недавно получили, мы не могли ответить в скором времени, ведь их нужно было перевести на латинский язык. Когда это производилось, мы получили с сыном моим, диаконом Посидонием, послания от святого брата и соепископа Кирилла, всеми одобряемого иерея Божия, в которых он пишет о тебе такое, что, к нашему сожалению, уничтожает одобрительный отзыв о тебе. Хорошее начало твое сменилось плохим, как видим, концом: хорошим началом я называю те отзывы о тебе, которые были так одобрительны, что мы в ответе на сообщение братьев засвидетельствовали, насколько разделяем общую радость. А ныне, обдумывая и жалобу на тебя вышеименованного брата и переведенные на язык наш твои послания, содержащие явное богохульство, видим, что нам следует сказать вместе с апостолом: Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

Святитель дал понять еретику, что он не презирает его как человека, что уважает его прежние заслуги и качества, любит его как брата во Христе. Но постепенно слова святого Келестина становятся все жестче и радикальнее. «Оказалось неверным мнение тех, которые хорошо о тебе думали. Но кто мог предположить, что под шкурой овцы скрывается хищный волк? Есть у апостола слова: “Ибо надлежит быть и ересям, чтобы открылись испытанные”. Преклони ухо твое и выслушай слова, сказанные им Тимофею и Титу. Разве он не наставляет их отвращаться от новизны мирского суесловия?»

Однако и здесь святитель надеется на обращение Нестория: «Если же, зная [слова Писания], пренебрегаешь ими, то осознай, что тебе нечем будет оправдаться тогда, когда спросит у тебя отчета давший тебе талант и ожидающий всегда прибыли от Своей святой ссуды. Всмотрись же внимательно, какая кара постигла того, кто в целости вернул полученное, и пойми, как велика опасность вообще не вернуть принятое. Сможешь ли ты тогда сказать Господу нашему: “тех, которых Ты дал мне, я сохранил”, когда, как мы слышим, ты разрываешь на части Его Церковь? С какой совестью живешь ты, почти всеми оставленный в этом городе?».

Даже обличение еретика строится святителем Келестином с такой любовью, с такой надеждой на покаяние заблудшего человека, в первую очередь – христианина. Он пишет: «Как бы ни было горько, но прямо к тебе подходят слова апостола Павла из «Деяний Апостольских»: Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30). Как бы нам хотелось, чтобы эти слова ты говорил о других, а не другие говорили о тебе. Ими бы следовало тебе поучать кого-нибудь еще, а не нам тебя. Разве следует учить епископа, каким должно быть христианину? Взгляни же наконец, в какое положение ты поставил себя. Тебя порицают, осуждают, обвиняют. Разве подобает это человеку, облеченному священным саном?» В завершение послания святитель, как мы уже говорили ранее, ставит Несторию срок для покаяния – десять дней после получения им послания. Однако прощается святитель с еретиком все с той же любовью: «Да сохранит тебя Бог десницею Своею невредимым, возлюбленный брат».

Братья и сестры, в этом послании святого Келестина мы видим, как выглядит настоящая любовь к врагам Церкви. Это и не потакательство, но и не лютая ненависть. Это вразумляющая любовь.

Святителю отче Келестине, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Деяние святых Апостолов (глава 5-я, стихи: 21-33)

<В те дни Апостолы> вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему. Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Иоанна (глава 6-я, стихи: 14-27)

Иисус Христос идет по волнам, по морю, по водеТогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Почему в Русской Православной Церкви возник обычай перед при­частием обязательно исповедоваться? Потому что когда мы каемся, из своей души грех выносим, исповедуем — то есть из себя до конца поведаем, — то благодать Божия вне нашей души этот грех уничтожает. А если мы грех просто называем, то он так и остается с нами. А если грех остается у нас в душе, если мы не отторгаемся от него, тогда Божественный огонь попаляет нашу душу. Поэтому апостол Павел говорит: «Оттого многие из вас не­мощны и больны и немало умирает». Потому что причащаемся недостойно, без покаяния.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2А некоторые так говорят: ну в общем во всем грешен, а в общем-то — ни в чем. И идут к чаше. И что в результате? Польза от этого для души бывает? Нет, бывает вред, потому что сгорает совесть человека. Если человек начинает причащаться без покаяния, просто потому, что воскресенье или праздник, то он даже теряет понимание, а зачем он, собственно, причаща­ется. Зачем? Лишь бы причаститься? А если его священник не причастит, то он обижается — и это уже является свидетельством, что у человека нет ни смирения, ни понимания того, к чему он собирается приступить. Про­сто завел себе такую привычку причащаться, а никакого духовного роста не происходит, наоборот, он все глубже и глубже погружается в бездну ада. Симеон Новый Богослов говорит таким: на земле-то ты причаща­ешься, а на Небе — нет. Не происходит у человека соединения с Богом. А если душа не может благодать Божию воспринять — значит, она исполнена грехом, а покаяния нет. Ведь только покаяние может дать нам возможность приблизиться к Богу. А покаяние — это не есть перечисление своих грехов. Покаяние — это изменение всего строя своей жизни, мыслей, сердца. Это значит дать Богу обещание с этого самого момента в том, в чем ты покаялся, исправить свою жизнь. Вот тогда причастие служит той животворящей силой, которая дает нам возможность грех победить.

36, желтый 2

← Духовное чтение на 20 апреля 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры! На нашем сайте изменены правила чтения Молитв по соглашению, Акафистов по соглашению и Домашнего сорокоуста. Если ранее мы рекомендовали нашим посетителям брать благословение на чтение молитв и акафистов у священника Димитрия Синявина, то теперь благословение брать не требуется. Русская Православная Церковь дает общее разрешительное благословение на многодневное чтение молитв и акафистов. Посему, если Вы пожелаете присоединится к молитвам по соглашению и Домашнему сорокоусту, то Вам нужно просто начать чтение выбранного Вами правила в указанное время – вместе с нами.

Также доводим до Вашего сведения, что отец Димитрий Синявин, в связи с большой занятостью (а он является настоятелем двух храмов, Казанского и Троицкого), к сожалению, больше не трудится на нашем сайте. На вопросы отвечает священник Никифор Захаров.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери