Духовное чтение на 24 мая 2018


Духовное чтение на 24 мая 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 24 мая, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых –  Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский;
• Чтение Апостола – Деяние святых Апостолов (глава 25-я: стихи 13-19);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 16-я: стихи 23-33);
• Проповедь пастырей – Наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОСИФ, МИТРОПОЛИТ АСТРАХАНСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем священномученика Иосифа, первого митрополита Астраханского. Родился будущий святой в 1579 году в Астрахани в семье Климента и Варвары. Его отец был служивым человеком при Астраханском и Терском архиепископе Феодосии (Харитонове). Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.

Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже – в сане игумена и архимандрита. Часто отец Иосиф принимал в Свято-Троицком монастыре казаков, пользовался уважением в их среде. Благодаря трудам отца Иосифа Троицкая обитель стала одним из крупнейшим центров православного просвещения. Затем он был посвящен патриархом Никоном в архиепископа Астраханского.

Священномученик Иосиф, митрополит АстраханскийБыл он достойнейшим архипастырем. Владыка Иосиф принял участие в церковных Соборах, начавших богослужебную реформу в Русской Церкви. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет в 1663 году. Любовью привлек он к себе и святейших патриархов восточных – Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань для суда над патриархом Никоном. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли архиепископа Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же, в 1667 году, поставили Иосифа в митрополиты, причем патриархи в знак своего уважения подарили ему дорогое архиерейское облачение, тканное из шелка с золотом.

Астраханская епархия была одним из самых сложных и неспокойных регионов России. В 1670–1671 годах Поволжье оказалось охвачено восстанием под предводительством Степана Разина. В июне 1670 года из-за действий Разина в Астрахани было особенно тревожно. Местные служилые люди пришли на двор местного воеводы князя Прозоровского и просили у него жалованье за прошлый год. В казне денег не было, и владыка Иосиф дал воеводе 2 тысячи рублей из казны Троицкого монастыря и 600 рублей келейных денег для выплаты жалованья. Однако через несколько дней Астрахань из-за измены жителей была сдана разинцам без боя. Владыка Иосиф находился в городе в окружении мятежников, но остался верен царю и старался привести жителей к миру и покаянию. Он наотрез отказывался от соглашения с разинцами и от какого-либо участия в их делах. Дважды митрополит Иосиф получал грамоты от царя Алексея Михайловича, призывающие к прекращению мятежа, и публично зачитывал их казакам и горожанам. 11 мая 1672 года святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами: священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.

Когда казаки, взяв Астрахань, окружили Успенский собор, они потребовали, чтобы святитель явился на казачий круг. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив митрополита в сношениях с московским правительством и казаками, отделившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток на костре святителя Иосифа сбросили со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили во гроб. На следующий день, после совершения панихиды тело святителя было перенесено в придел свв. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.

18 апреля 1918 года Поместный Собор Российской Православной Церкви принял решение о канонизации священномученика Иосифа, о чем патриарх Московский и всея России святитель Тихон и Священный Синод 2 февраля 1919 года издали указ. Торжества прошли в астраханской Знаменской церкви 24 мая 1919 года. Однако праздник завершился трагедией: крестный ход жителей Астрахани к кремлю был расстрелян большевистскими властями. В мае 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святителя Иосифа были положены в раку, установленную в астраханском Успенском соборе. В народе святой владыка Иосиф считается небесным покровителем Астрахани.

Священномучениче Иосифе, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 54

Деяние святых Апостолов (глава 25-я: стихи 13-19)

 те дни> царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого‐нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека. Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком‐то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

Евангелие дня, 54

Святое Евангелие от Иоанна (глава 16-я: стихи 23-33)

Нагорная проповдедь, Иисус Христос, Евангелиеказал Господь Своим ученикам:> Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Человек, познавший Христа, не может против Него враждовать, ибо ничего прекраснее Христа вообразить себе нельзя. И восставать против Него воз­можно только по одной причине: когда душа полностью противоположна тому, что есть во Христе. Человек любит свое, а если встречает что-то не свое, он начинает это ненавидеть.

Когда Спаситель пришел в мир, Его, конечно, возненавидели. Это естественно для падшего мира. Христа распяли, потому что Он принес людям совершенно новое слово. Фарисеи, книжники и старейшины иудейские привыкли молиться напоказ, привыкли к почету, уважению, но вот появился Человек, Который все перевернул, перевернул их представле­ние о Боге — не попрал Божественное, ибо Он ничего в законе не нарушил, а их неверное человеческое представление. То есть пришел не свой — и сразу возникла ненависть. Так и в классе новенького мальчика обязательно начинают задирать, или в стае голубей, когда прилетит чужой голубь, осо­бенно если он немножко больной, его тут же начинают клевать. Это закон джунглей — закон не духовный, но греховный.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Христос пришел в мир, принес свет — а в человеке тьма, но он воспринимает ее как свет. Ведь каждый думает, что он хороший, что он живет правильно, а все остальные неправильно, и он может всех учить, всем указывать. Так и заявляет: сейчас такой народ пошел, ну прямо никуда негодный. То есть я-то, конечно, хороший, а все остальные — такое барахло, что не стоит о них и говорить. Точкой отсчета для человека является он сам. И если в нем тьма, он считает ее хорошей, потому что она принадлежит ему, а все остальное, даже добро, считает плохим. Именно поэтому и храмы рушат, и тех, кто Богу молится, называют мракобесами, хотя, совсем наоборот, они-то как раз и есть соль земли. Именно поэтому добро называют злом, а зло добром. И Господь учеников заранее предупреждал: «Придет время, когда всякий, кто будет вас убивать, будет думать, что служит этим Богу и делает добро».

В определенной степени с каждым христианином это обязательно происходит. По мере возрастания в благодати Божией человек все больше и больше внутренне отторгается от мира, становится иным, у него проя­вляется совершенно другая суть. И если этот процесс углубляется, мир начинает ненавидеть такого человека. Поэтому Господь и говорит: «Враги человеку домашние его». Тот, кто приобщается к благодатной жизни, первое нападение испытывает от своих домашних. И Сам Христос это претерпел, и все апостолы. Наверняка, когда апостол Петр бросил сеть и последовал за Христом, его жена возмущалась: куда же ты пошел, да на кого ты меня оставил? Потом она и сама уверовала, недаром ее назвали сестрой-женой — она крестилась и стала также членом Церкви, но сперва-то наверняка апостол Петр тоже потерпел. Это неизбежно, потому что тьма со светом пытается бороться. Ах, ты спастись думаешь? Святым хочешь быть? Ты что, лучше других, что ли? Почему все ругаются, а ты не ругаешься? Почему все пьют, а ты не пьешь? Давай поговорим, обсудим кого-нибудь, почему ты не участвуешь? Очень гордый стал, заносчивый!

Мир не терпит не своего. Поэтому человек, вступающий на Небо одной ногой, должен знать, что он противостоит всему миру и что если он усовершенствуется, то этот мир его может даже убить, как убил апостолов. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, погибли мученически; и многие святые погибли так же; и Серафиму Саровскому тоже топором досталось.

Самое большое количество святых — это святые мученики. Сейчас, конечно, немножко другие времена, но человек-христианин обязательно терпит гонения и страдания, и чем он ближе к Богу, тем эти страдания больше.

34

Записки в Храм >>

← Духовное чтение на 23 мая 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры, по причине некоторых кадровых изменений, произошедших на нашем сайте, Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 14 августа.

Если Вы хотите испросить у священника благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить также после 14 августа.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери