Духовное чтение на 31 мая 2018


Духовное чтение на 31 мая 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 31 мая, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых –  Преподобный Макарий Алтайский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 1-я: 28-32; глава 2-я: 1-9);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 5-я: стихи 27-32);
• Проповедь пастырей – Наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОСИФ, МИТРОПОЛИТ АСТРАХАНСКИЙ

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить о преподобном Макарии Алтайском. Не стоит его путать со святителем Макарием Алтайским, который был преемником преподобного и память которого мы совершали 29 февраля. Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) был первым миссионером Русской Православной Церкви в Горном Алтае.

Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника города Вязьмы Смоленской губернии. Первоначальное и очень хорошее образование Михаил получил от отца. При такой подготовке его сразу определили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре Вязьмы.

За отличные успехи Михаил Глухарев из Вяземского духовного училища был переведен в Смоленскую духовную семинарию, после успешного окончания которой в 1813 году определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его как лучшего воспитанника семинарии направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой был святитель Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский.

Михаил Глухарев был принят сразу на второй курс академии. Его глубокие знания резко отличали его среди сокурсников. Был он замечен и ректором академии, так что святитель всю жизнь был духовным наставником и покровителем о. Макария.

Преподобный Макарий АлтайскийНа 27 году жизни – 24 июня 1818 Михаил был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макарий. Затем, практически сразу рукоположен в иеромонахи. В 1821 году отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Но уже в конце 1825 года был уволен на покой в Киевскую Лавру с магистерским окладом. На тот момент здоровье отца архимандрита было подорвано так, что он уже не мог продолжать деятельность на своем прежнем поприще. В 1826 году он по своему желанию переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии.

В Глинской пустыни архимандрит Макарий перевел на русский язык «Лествицу», беседы святителя Григория Двоеслова и «Исповедь» Блаженного Августина. По благословению митрополита Московского Филарета архимандрит Макарий подал прошение в Священный Синод о желании быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Как Синод, так и светские власти удовлетворили эту просьбу и 27 мая 1829 года предписали отцу Макарию ехать миссионером в Сибирь.

В Тобольске преподобный и два его помощника получили миссионерские паспорта. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию». Для участия в миссионерской деятельности требования к подвижникам были очень высокие: они должны были владеть глубокими знаниями основ христианского вероучения, свободно говорить на инородческом языке, быть знакомыми с медициной, педагогикой, разбираться в естественных и сельскохозяйственных науках.

Архимандрит Макарий был назначен в Бийский округ, населенный язычниками телеутами. В августе 1830 года, получив походную церковь, 990 рублей ассигнациями на проезд и содержание, с двумя семинаристами отец Макарий отправился из Тобольска в Бийск, где остановился в доме бийского священника Петра Синкина. До прибытия преподобного на Алтай приходскими священниками было крещено не более 300 язычников, поэтому почти все жители Бийского и Кузнецкого округов были язычниками. Проповедь преподобного Макария для кочевых татар, калмыков и телеутов Кузнецкого округа продолжалась 13 лет и 8 месяцев. Всего преподобный окрестил около 700 взрослых и столько же детей.

Поражает, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. А мысли его были заняты тем, как обучить грамоте коренные народы Алтая. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности, разговорника и словаря объемом в 3000 слов. Основой этой письменности был русский алфавит. Грамоте и письму алтайцы обучались в миссионерской школе в селе Улала при главном стане миссии.

Первый период миссионерской деятельности отца Макария был самым трудным: он понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Эту идею он и стал проводить в жизнь в миссии. Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом, все, что было необходимо для оседлого образа жизни. На эти нужды он расходовал свой магистерский оклад, кроме того, преподобный первым из сибирских миссионеров стал применять Положение Государственного Совета от 17 июня 1836 года «О льготах инородцам, принимающим Святое Крещение». Согласно ему новокрещеные освобождались от всяких податей и повинностей на три года после крещения.

При Улалинском стане была учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.

Таким образом, за годы служения на Алтае – со дня основания Алтайской Духовной Миссии по 4 июля 1844 года были заложены основы деятельности миссии на полвека вперед.

В 1844 году архимандрит Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря, куда и отбыл 4 июля. Скончался преподобный 18 мая 1847 года в Болховском монастыре и был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону от алтаря.

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 54

Послание к Римлянам (глава 1-я: 28-32; глава 2-я: 1-9)

ратия,> как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во‐первых, Иудея, потом и Еллина!

Евангелие дня, 54

Святое Евангелие от Матфея (глава 5-я: стихи 27-32)

казал Господь:> Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Каждый человек в силу своей греховности эгоист и поэтому всегда себе желает блага, причем блага, к сожалению, не духовного, а телесного или, что более пагубно, душевного. Человек хочет, чтобы на душе у него был покой, но покой, который дается не Святым Духом, а покой душевно-телесный. И к этому он устремляется и пытается так свою жизнь устроить, чтобы ничто его не трогало, не волновало. Все время каждый человек как бы борется с собственной жизнью, пытается каким-то образом ее наладить, и от этого возникает множество попечений, а жизнь ускользает из рук, и все идет само по себе, как скоростная езда на льду: можешь крутить руль в любую сторону, но машина едет туда, куда ее несет. Так же и здесь, собственно, происходит. Человек пытается как-то увернуться от воли Божией, пытается сам устроить свою жизнь, забывая о том, что Господь печется о каждом. Причем иногда Богу угод­но, чтобы в одно прекрасное время своей жизни человек принял скорбь. Почему? Потому что эта скорбь нужна ему для его спасения.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2… Господь каждому человеку хочет спа­сения. Господь хо­чет, чтобы человек пришел к познанию истины. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда.

Часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет. А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.

И нам нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Мы должны каждый день делать шаг навстречу Богу. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.

Нам надо обязательно жаждать Духа Божия, нам надо обязательно учиться жаждать этой живой воды. А если мы довольны своим усредненным христианством, то можем в этом фарисействе еще некоторое время побыть, но это ненадолго: когда будет какое-то искушение или когда действительно от нас потребуется оказать любовь Христу, мы окажемся несостоятельны, не сможем, не имея Духа Божия, совершать духовные дела. У нас не хватит ни сил, ни энергии любви для того, чтобы посетить больного, прийти в тюрьму, отдать себя детям.

Мы должны ежедневно плакать о том, что у нас нет Духа Божия, и мы совершенно этим удовлетворены. Мы с этим как-то смирились и даже не хотим иного, мы даже забываем, что подлинное христианство — это приятие в себя Духа Божия.

34

Записки в Храм >>

← Духовное чтение на 23 мая 2018

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: