Духовное чтение на 1 июня 2018


Духовное чтение на 1 июня 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный на 1 июня 2018. На его страницах Вы можете прочесть житие благоверного великого князя Димитрого Донского, прочесть сегодняшний апостол и Евангелие дня, а также получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Благоверный великий князь Димитрий Донской;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 2-я: стихи 14-29);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 5-я: стихи 33-41);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем благоверного великого князя Димитрия Донского. Его преподобную супругу преподобную Евфросинию мы вспоминали несколькими днями раньше. Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего великого князя, сына Иоанна Красного, известно совсем немного. Знаем, что детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святителя митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия. Девятилетнему Димитрию после смерти отца святитель на долгое время заменил родителя. К тому же с самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывая рядом с преподобным Сергием Радонежским.

С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности.

Благоверный великий князь Димитрий ДонскойВ Орде тогда также царила междоусобица. Около 1360 года десятилетний Димитрий был вынужден в первый раз предпринять путешествие в Орду. Поездка отрока Димитрия была сопряжена со смертельной опасностью, но и была крайне полезна ему как будущему главе государства.

Из-за борьбы за власть среди князей на Руси уже в 13 лет Димитрия Иоанновича ждал первый военный поход против князя Суздальского. Великий князь-отрок под руководством митрополита постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, святой Димитрий начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, и святому князю практически на протяжении всей жизни приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси внешних держав: Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.

В 1368 году через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда Литовского, все уничтожая на своем пути. Москву он не взял, но его страшным нашествием Московская земля была опустошена. Однако, несмотря на трудности, Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики.

Дело возвышения Москвы требовало устроения и собственного дома. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, на который влияли и святитель Алексий и преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны двое сыновей были крещены игуменом земли Русской.

А в качестве основной личной черты великого князя летописец называет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных… Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался».

Более полутора века томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот преподобный Сергий благословил на подвиг освобождения главного вождя русского ополчения. В 1370-е годы включился великий князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся успешный поход на Волжскую Булгарию. Это была первая наступательная победа. В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар. Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.

Приближался грозный 1380 год. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Наступил грозный час битвы. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста и страшной наружности – Челубей. А со стороны русского войска выступил один из Сергиевых иноков – схимник Александр Пересвет. Богатыри устремились друг на друга и оба пали мертвыми на землю. Русское войско воспряло духом «И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец, – от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Бог хранил князя; несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. Однако много доблестных русских воинов полегло тогда на поле.

Последние годы жизни великого князя Димитрия Иоанновича были очень трудными и его ждали многие испытания: нашествие хана Тохтамыша, разорившего Москву, ее восстановление, болезни, двухлетнее заключение сына в Орде, вражда с Тверью, объединение княжеств.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его, последовавшая на 41-м году жизни, поразила всю Русь. Он был похоронен в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда. Теперь благоверный князь вместе с великим князем Александром Невским является усердным ходатаем перед Престолом Божиим о жизни всех христиан и особенно о судьбах нашей Родины.

Святый благоверный великий княже Димитрие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание к Римлянам (глава 2-я: стихи 14-29)

<Братия,> когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Матфея (глава 5-я: стихи 33-41)

казал Господь:> Слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

В любом человеке, который сознательно крестился, начинается духовная жизнь, в нем начинает жить Дух Христов. Зачаток этого Духа христианин получает в миропомазании. Дальнейшая его жизнь должна быть направлена к тому, чтобы очистить себя от всякия скверны. И когда он начинает свою жизнь исправлять, начинает трудиться над своей душой, тогда Дух Святый, Который человек получил в зачатке, постепенно наполняет все его суще­ство и его исцеляет, залечивает все греховные раны, все страсти, которые бушуют у него в сердце. Через креще­ние человек становится причастным Христу. Он входит в Церковь, которая является содружеством святых, любя­щих Бога; постепенно прирастает к ней, делается членом Тела Христова, потому что Церковь — это Тело Христово. Христос есть истинная виноградная лоза, как Он Сам про Себя сказал, а мы ветки дикие. И вот эти дикие ветки через крещение Протоиерей Димитрий Смирнов, священникпрививаются к лозе.

Как происходит прививка? Сначала веточка болеет. Чтобы она при­жилась, нужно обрезать все ненужные побеги. Поэтому каждый человек-христианин, который хочет привиться к лозе Христовой, к Церкви, должен обрезать все мирское, что есть в нем; все зло он должен оставить в той, старой жизни и начать жизнь новую. И тогда, наконец, живительный сок — Господь сравнивает его с водой жизни, благодать Святого Духа начинает истекать из лозы в душу человека. Лоза прививает к себе эту веточку, и на ней появляются новые листья, каких раньше не было, появляется терпение, молитвенность, благость, вера. А потом эта веточка начинает уже плодоно­сить. Она приносит любовь, радость, мир. Для чего садовник прививает на ствол ветвь, чтобы любоваться листьями? Нет, чтобы она принесла плоды. И нас всех крестили когда-то только с одной целью, чтобы наша духовная жизнь принесла плоды. Чтобы наша жизнь приумножалась любовью, кротостью и смирением — самыми главными христианскими добродетелями.

Духовная жизнь происходит в человеке таинственным образом. Царствие Божие, Дух Святый, приходит неприметно в сердце человека. Если мы будем глядеть на цветок с утра до вечера, то не увидим, как он растет. Это происходит очень медленно. Вот так же и благодать Святого Духа очень медленно, но заполняет душу человека, если он борется с грехом, если он постоянно выдергивает сорняки, которые постоянно вырастают на огороде его сердца. Но эта борьба с грехом может происходить только в одном случае: если человек имеет постоянную жажду общения с Богом, если он пренебрегает всем ради нее. Поэтому Господь и говорит, что должно быть не хотение, а именно жажда: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Бог есть источник нашей жизни. И если жажды этой нет, то никогда ника­кого Бога не познаешь и не увидишь как своих ушей.
Господь Иисус Христос ушел на Небеса, воссел во плоти одесную Бога и послал на маленькую Церковь, состоящую из 12-ти апостолов, благодать Святого Духа. Он ее оплодотворил, и с тех пор Дух Свят живет в Церкви. И мы, крестившись в Церковь, можем приобщиться к этой благо­дати, к этому источнику жизни, жизни подлинной. Потому что подлинная жизнь — это жизнь по закону Божию. А жизнь не по закону Божию есть тюрьма и смерть. Жизнь в тюрьме — это не жизнь. И жизнь по греху — это тоже не жизнь, потому что человек делает только то, что его заставляет делать грех, он является полностью рабом греха. Он полностью повинуется своим хотениям, своим страстям животным и демоническим.

А Господь хочет, чтобы у нас была только одна страсть, одна жажда — любовь к Богу, желание приобщиться к Святому Духу, потому что Дух есть жизнь. И чтобы нам приобщиться Святому Духу, в нас все скотское и все демоническое должно умереть, отодвинуться, дать возможность Духу Свя­тому поселиться в нашем сердце. Вот на это отодвижение, на это уничто­жение греха в нас и должна быть направлена наша воля — на жажду Бога и на ненависть ко греху. И если это действительно будет в нас, тогда мы по­знаем Бога, приобщимся к Святому Духу. Тогда мы узнаем, что испытывали апостолы в день Пятидесятницы. Из них хлынуло море такой радости, которую люди не могли даже осознать; они не могли понять, откуда эта ра­дость, хлещущая как Ниагарский водопад, и, глядя на апостолов, говорили: они напились сладкого вина, с ними что-то происходит. Источник этого веселья — Дух Святой. Когда человек сподобился Святого Духа, он имеет нескончаемую пасхальную радость, он уже в Царствии Небесном. И режь его на куски — блаженство его от этого не оскудеет ни на каплю. Именно поэтому святые мученики, которых мы прославляем и любим, на крови которых Церковь стоит, всегда на смерть шли с веселием. Не оттого, что на людях смерть красна, нет. За их любовь к Богу, за их жажду Господь им давал такую благодать, что они переносили жуткие мучения, которые ни один человек без благодати Божией не может выдержать.

Большинство из нас живет в скорбях: мы и от людей скорбим, и от собственного нездоровья, и от окружающей среды, и от микробов — от всего. Почему же нам так тяжело, почему радость не затмевает это страдание? Да потому, что у нас очень большая скудость в благодати Божией, а без нее терпеть скорби невозможно. Единственный путь к избавлению от страданий в том, чтобы приобщиться к Духу Святому. И если мы все-таки возревнуем о Боге, если у нас в сердце появится жажда, Господь напоит нас, потому что Он для того и пришел, и Кровь Свою пролил, чтобы нас напитать. Будем же благодарить Бога за то, что Он, по благодати Своей, дал нам удивительную, таинственную возможность начать новую жизнь в Святом Духе.

35

← Православный календарь на 31 мая 2018

← Духовное чтение на 31 мая 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери