Духовное чтение на 3 июня 2018


Духовное чтение на 3 июня 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Равноапостольный царь Константин;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 11-я, стихи 33-40; глава 12-я, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: 32,33, 37,38; глава 19-я: 27-30);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ЦАРЬ КОНСТАНТИН

Равноапостольный царь КонстантинДорогие братья и сестры, сегодня мы мысленно вернемся к переломному моменту в истории становления христианства – эпохе правления святого равноапостольного царя Константина Великого. Святой император Константин родился в провинции Верхняя Мезия в городе Наисс (ныне это город Ниш в Сербии) около 272 года. Отцом святого Константина был Констанций I Хлор, впоследствии провозглашенный цезарем Галлии и Британии, а матерью его – будущая святая и равноапостольная Елена, происходившая из простой семьи.

Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и святая Елена. Так как Елена была из простого народа, то впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице Августа Максимиана Геркулия Феодоре. Согласно законам того времени, из-за происхождения ни святая Елена, ни его сын Константин автоматически не имели никаких прав, но благодаря Констанцию Хлору Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате второго брака Констанция у Константина оказалось три сводных брата и три сводных сестры, однако Константин был воспринят наравне с прочими.

В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе каждой из которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из них в Западной половине и был отец императора Константина.

Будущий правитель всей Римской империи Константин был воспитан в уважении к христианской религии, в то время как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана и его соправителя Максимиана Галерия – на Востоке и императора Максимиана Геркула – на Западе.

После смерти отца святой Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил на небе сияющее знамение Креста, после чего для войска были сделаны штандарты с изображением креста и надписью «Сим побеждай».

Когда царь Константин сделался полновластным правителем Западной части Римской империи, то в 313 году он издал Миланский эдикт, дававший свободу вероисповедания христианам. А в 323 году, когда в результате ряда победоносных сражений он как единственный император воцарился над всей Римской империей, Константин распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

К IV веку Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. Отказавшись от язычества, святой Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружен неприступными крепостными стенами. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет – 11 мая 330 года Константин официально перенес столицу Римской империи в Византий и нарек его Новым Римом, однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Равноапостольный Константин и ЕленаКонстантин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и тот самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Промыслом Божиим Животворящий Крест был обретен в 326 году.

Однако мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, отвергавшего Божественную сущность Иисуса Христа и учившего о тварности ипостаси Сына Божия. По повелению императора в 325 году был созван Первый Вселенский собор в городе Никее. Император присутствовал на заседаниях собора, на котором ересь Ария была осуждена и был составлен Символ веры.

После Никейского собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. Однако лишь в самом конце жизни он принял святое Крещение, хотя готовился к его принятию всю свою жизнь. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы, 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.

Святый равноапостольный царю Константине, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Евреям (глава 11-я, стихи 33-40; глава 12-я, стихи 1,2)

ратия! Все святые> верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: 32,33, 37,38; глава 19-я: 27-30)

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня мы празднуем память римского импера­тора Константина и его матери императрицы Елены. Промысл Божий уготовал Константину особую роль — победить всех противников христианства. Он издал Миланский эдикт, дающий христианству равные пра­ва со всеми другими религиями. Раньше римские законы предписывали хватать христиан, заставлять их отречься от веры и, если они не отрекались, применять пытки, а тех, кто оставался верен Христу, умерщвлять любым способом: можно было распять их на кресте, отдать на съедение зверям или рыбам-муренам, утопить, содрать кожу — как сочтет нужным правитель той области, в чьи руки они попали. А Константин дал христианам хотя и не полную пока свободу, но прекратил гонения, и сразу Церковь стала бурно расти, новые и новые люди обращались ко Христу.

Когда Константин стал полновластным хозяином империи, сердце его все больше склонялось к христи­анству, и он вступил в чин оглашенных, то есть людей, еще не принявших святое крещение, а пока обучающихся вере. В этом чине равно­апостольный Константин Великий пробыл почти до конца жизни. Он крестился только за несколько месяцев до смерти, потому что считал себя недостойным этого великого дара Божия — святого крещения.

Император жил и действовал очень мудро. Он был председателем на церковных соборах, умирителем Церкви, построил очень много храмов, его мать Елена по его просьбе в Иерусалиме нашла Крест Господень. Он был человеком образованным, весьма начитанным, хорошо знал Священное Писание, глубоко вник в православное учение, упражнялся и в молитве, и в посте. Его царствование для христиан было весь­ма и весьма благоприятно, поэтому его называют равноапостольным. Апостолы Христовы просветили всю вселенную. А Константин, хотя и не ходил с проповедью, но обратил сотни тысяч людей своим примером. Он разрушил множество языческих храмов, многие превратил в православные. И то, что император уверовал во Христа, произвело такое колоссальное впечатление на его подданных, что вся империя ста­ла обращаться ко Христу, сотни и сотни тысяч, миллионы людей пришли к Церкви, и Церковь из гонимой стала торжествующей.

… двух замечательных святых — римского императора Константина и его матери императрицы Елены. Константина называют Великим, поскольку он как государственный муж сотворил воистину вели­кие дела. В области, где царствовал Константин, отношение к христианству было мягкое, преследований никаких не совершалось. В другой части империи быть христианином значило рисковать жизнью. И в такой меж­доусобице промысел Божий уготовал Константину особую роль — победить всех противников христианства. Перед решающей битвой со своим про­тивником он помолился Богу, чтобы Господь открыл ему Свою волю и укрепил его на борьбу. И на небе явился крест и надпись: «Сим победиши». Тогда император велел на всех знаменах вышить и на всех доспехах начер­тать изображения креста и пошел в битву. Он разбил наголову своего врага и стал императором всей Римской империи, объединил ее под свое начало. Когда Константин стал полновластным хозяином империи, сердце его все больше склонялось к христианству, и он вступил в чин оглашенных, то есть обучающихся вере. В этом чине равноапостольный Константин Великий пробыл почти до конца жизни. Он крестился только за несколько месяцев до смерти, потому что считал себя недостойным этого великого дара Божия — святого крещения.

Император жил и действовал очень мудро. Он был председателем на церковных соборах, умирителем Церкви, построил очень много храмов, его мать Елена по его просьбе в Иерусалиме нашла Крест Господень. Он был человеком образованным, хорошо знал Священное Писание, глубоко вник в православное учение, упражнялся и в молитве, и в посте. Его царствование для христиан было весьма и весьма благоприятно, поэтому его называют равноапостольным. Апостол — это тот, кто проповедует Христа и призывает в Церковь множество людей. Константин, хотя и не ходил с проповедью, но обратил сотни тысяч людей своим примером. И то, что император уверовал во Христа, произвело такое колоссальное впечатление на его подданных, что вся империя стала обращаться ко Христу, сотни тысяч, миллионы людей пришли к Церкви, и Церковь из гонимой стала торжествующей. Он совершил целый поворот, конечно, по особому избранию Божию.

Чему нам можно поучиться у Константина, ведь нам царский венец и скипетр, как говорится, не угрожают? Хотя кто знает, всякое случается, бы­вают такие на свете чудеса: играет какой-то мальчишка в футбол, проходит лет пятьдесят, смотришь — он уже царь. В чем же достоинство Константина Великого как христианина? В том, что он очень внимательно относился к воле Божией. Как ему Господь указал, так он и действовал.

Константин получил величайший и страшный дар. Люди все по природе своей властолюбивы. Вот дай человеку маленькую власть — билетер в кинотеатре, и все, он уже эту власть будет использовать на четыреста процентов. А уж когда человек из грязи да в князи — вообще страшное дело. Есть даже современная поговорка: хочешь поссориться с приятелем — сделай его себе начальником. Действительно, как только человек стал начальником, вдруг он меняется. Человек встал на какую-то другую ступень общественной лест­ницы и думает, что он что-то уже из себя представляет, хотя два дня назад он был никем; забывает о том, что не место красит человека, а человек место, что главное — соответствовать своему предназначению. Властолюбие свойственно нашей падшей природе, это родная дочь гордости, поэтому в молитве Ефрема Сирина мы и просим: любоначалия, Господи, избави.

Но Константин искал не того, чтобы упрочить свое «я», свою власть, а стремился к миру в империи и к тому, чтобы его подданные воцерковлялись, чтобы они возлюбили Христа. Господь поставил его на этот под­свечник — быть императором. Он был первым человеком в поднебесной, и, несмотря на это, голова у него не закружилась, он относился к этому как к своему служению. Любая власть от Бога, и Богу было угодно, чтобы Кон­стантин победил. А не было бы на это воли Божией, и он бы проиграл битву: никакие войска, никакое военное искусство, никакая храбрость не помогли бы. Возьмем Александра Невского: народу у него в десять раз меньше, во­оружение в двадцать раз хуже, а он взял и разбил немецких рыцарей, потому что с ним был Бог. И так всегда: с кем Бог, тот и побеждает. Вот и с Кон­стантином был Бог. Поэтому он так и относился к своей власти: не я ее за­хватил, не моя это власть, не для того дана, чтоб меня возвеличить, а дана мне власть Богом, чтобы я с ее помощью прославил Бога. И он всю свою жизнь посвятил прославлению Бога, используя то, что ему дано.

У Константина Великого нам надо поучиться жить там, где Господь нас поставил; делать то дело, которое нам вручено Богом, никуда не бежать, не стремиться к суетному, не искать земного. Константин ничего не искал, он только делал то, на что поставил его Бог, — и вот мы его прославляем как Великого. Многие выдумывают: кто в горы уедет куда-нибудь на Кавказ и там пропадет; кто поклоны начинает бить тысячами и вместо того, чтобы пользу получать, душе повредит; кто еще какой-нибудь на себя подвиг возь­мет, а потом начинает жалеть, потому что не справился с тем, что наложил на себя. Сейчас время внешнего подвига прошло, совершать его в наше время невозможно, не нужно и бессмысленно, потому что у нас не хватит на это духовных сил. Все силы наши должны уходить на то, чтобы, живя в полностью безбожном и отторгнутом от Церкви мире, оставаться хри­стианином, человеком церковным и являть свою церковность миру. И если мы устоим, если не поддадимся духу времени, если мы будем все равно жить по закону Церкви, по которому жили наши предки, равноапостольные Константин и Елена, все святые, апостолы, по тому закону, который Христос на землю принес, — то, даже не совершая коленопреклонений или особых каких-то подвигов ради Христа, мы внидем в Царствие Божие. Жизнь и спа­сение наше рядом, в каждой встрече с человеком, в каждом деле, в нашей обыденной жизни. И каждый из нас должен не стремиться к чему-то внеш­нему, а стремиться использовать то, что дает ему Бог.

37, красный

Записки в Храм >>

← Духовное чтение на 2 июня 2018

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры, по причине некоторых кадровых изменений, произошедших на нашем сайте, Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 14 августа.

Если Вы хотите испросить у священника благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить также после 14 августа.

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери