Духовное чтение на 11 июня 2018


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 июня 2018 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам 7:1-13
• Евангелие дня – Св. Евангелие от Матфея (глава 9:36-38; глава 10:1-8)
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОИН-ЯСЕНЕЦКИЙ) ИСПОВЕДНИК, АРХИЕПИСКОП КРЫМСКИЙ

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь творит память Святителя Луки, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, он решил посвятить себя тому, что полезно для страдающих людей, и избрал стезю врача, хотя имел прекрасные художественные дарования. По окончании университета будущий святитель посвятил себя практике и теоретическим исследованиям в области медицины.

В конце 1904 года он обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она родила ему четверых детей, но скончалась от туберкулеза в 1919 году.  В 20-х годах Валентин Феликсович возглавлял кафедру оперативной хирургии в Ташкенте, где активно участвовал и в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» он воспринял как Божий призыв.

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем святого апостола, евангелиста и врача Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был тайно рукоположен во епископа. С того времени начался его крестный исповеднический путь. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не сломили святителя в исполнении его архипастырского долга и во врачебном служении людям. Сосланного властями в далекий Туруханск святого врача утешал всемирно известный ученый  Иван Петрович Павлов: «Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве», писал он.

Владыка был не только великим молитвенником, но и настоящим профессионалом. Так, например, в Сибири ему пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом.

Между первой ссылкой в Туруханск и второй ссылкой в Архангельск владыка жил в Ташкенте. Там он продолжал вести прием больных у себя на дому. Однажды владыка Лука заметил на ступеньках городской больницы девочку-подростка и маленького мальчика. Выяснилось, что их отец умер, а мать в больнице. Лука повел детей к себе в дом и нанял женщину, которая ухаживала за ними, пока не выздоровела их мать. Девочка-подросток Шура стала помогать владыке Луке на врачебных приемах. Она быстро освоила основы медицины и уже через год стала хорошей медицинской сестрой. Владыка Лука постоянно посылал Шуру по городу искать больных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке.

Будучи в третьей ссылке под Красноярском, в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности.

Многие врачи с радостью учились у православного епископа. Он требовал от них делать все возможное для спасения больных, говорил, что они не имеют права даже думать о неудаче. Владыка Лука не терпел равнодушия к медицинскому долгу. С каждым раненым он вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Ныне стали широко известными слова владыки Луки: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек».

Помимо того, что владыка Лука много оперировал, он должен был консультировать в разных госпиталях. В 1942 году за три недели профессор побывал в семи госпиталях, осмотрел более восьмидесяти человек. Он просил разыскивать раненых с гнойными, осложненными поражениями тазобедренного сустава, тех, кого большинство хирургов считали обреченными. Многие раненые из безнадежных были вылечены. Работать приходилось в невыносимых условиях. Здоровье владыки иссякало. Во время операций он все чаще опускался на стул, потому как не держали ноги. Трудно было подниматься по лестницам: давало себя знать хроническое заболевание легких, эмфизема. Молиться святителю приходилось дома: перед войной в Красноярске закрыли последнюю церковь. Радости богослужения были лишены в городе тысячи людей. Рассказывают, что верующие приносили владыке много икон, так что одна стена его комнаты вся блестела от окладов и лампадного света.

Срок последней ссылки закончился в середине 1942 года. Той же осенью святителя возвели в сан архиепископа на Красноярскую кафедру. Возглавляя ее, он продолжал хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.

В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, а с 1946 по 1961 год был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии.

Владыка Лука сделал ряд открытий, ввел в употребление регионарную анестезию. Перу выдающегося хирурга принадлежат знаменитые «Очерки гнойной хирургии», которые вышли в свет в ноябре 1944 года. До сих пор эта книга является настольной для многих хирургов. В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». За выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот. В 1958 году Господь послал ему новое испытание — слепоту на оба глаза. Уже будучи совсем слепым, он продиктовал своему помощнику свою самую известную книгу автобиографию «Я полюбил страдание». Скончался владыка Лука 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, а ныне его мощи покоятся в Свято-Троицком Соборе Симферополя.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Послание к Римлянам 7:1-13

ратия,> Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодеицею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодеицею, выйдя за другого мужа.
Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Евангелие дня, 51

Св. Евангелие от Матфея (глава 9:36-38; глава 10:1-8)

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

По свидетельству святых отцов, когда Дух Святой пребывает в сердце человека, на душе у него возникает удивительная тишина, мир и покой. Господь так и говорил: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». И когда мы молимся об усопших наших братьях, мы тоже просим, чтобы Господь упокоил их, чтобы дал им Царствие Небес­ное, этот покой, мир в душе.
Вся наша жизнь состоит из того, что мы все время чем-то возму­щены — вот как вода на море возмущается, теряется гладь, и идут волны. Если мы наклонимся над спокойной водой, то можем, как в зеркале, увидеть свое отражение, свой образ, а когда вода возмущена, образ этот стирается. И в нашей душе: когда в ней мир, когда в ней Святой Дух, душа покойна и мирна, а когда душа возмущена страстями, она волнуется. Поэтому каждый из нас, если он хочет стяжать Святаго Духа, должен за собой следить очень внимательно.

«Плод Духа, — пишет апостол Павел к ефесянам, — состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоутодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы». То есть человек, желающий Богу угодить, желающий соединить свою душу со Святым Духом, должен постоянно над своей душой бдеть, постоянно внимательно следить, не возмущается ли чем душа: какими-то мыслями, какими-то чувствами, желаниями, — чтобы все время гладь была в душе, чтобы в этой глади отражался образ Божий. А как только душа возмущается, значит, благость ушла из нас, значит, мы отошли от истины. Потому что плод духовной жизни именно в благости, в истине и праведности. И если этого нет, значит, мы чем-то согрешили, какая-то нечистота в нас вошла: либо гнев, либо зависть, либо обида, либо словопрение, либо осуждение, либо блудность. Что-то такое душу возмутило — и сразу исчезла память о Боге.

И отрывок из Евангелия от Матфея, учит, как важно для того, чтобы сохранить благодать Божию, не презирать ни одного из малых сих. Если мы превозносимся над своим собратом, пусть даже он и не очень разумный, и не очень ученый, и, может быть, в нем дей­ствительно есть что-то смешное, — но если мы относимся к нему с презре­нием, мы согрешаем, ибо, говорит Господь, «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». У каждого человека, праведник он или грешник, есть ангел. И если мы относимся с презрением, высокомерием к любому человеку, то этим оскорбляем и ангела его.

Что бывает причиной изгнания из души Святаго Духа? Все смертные грехи, конечно, но самый распространенный — это гнев, который чаще всего проявляется в раздражительности и доходит до того, что человек готов и зло какое-то учинить. Поэтому Господь и призывает: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Вот он против тебя какое-то зло сотворил, а ты скажи ему: знаешь, ты неправ. Не надо кричать, не надо бить, не надо мстить. «…Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». То есть если он тебя не воспринимает, как мы теперь говорим, в упор не видит, не хочет с тобой дело иметь, то позови еще кого-то, кто для него авторитет, может быть, он вразумится, если и другой человек ему скажет: ты все-таки неправ, не надо, уймись, нехорошо ты поступаешь.
«…Если же не послушает их, скажи церкви». Когда апостол Павел жил, Церковь была единой семьей. Жизнь была общая и все было общее: и деньги, и дети, и имущество, и была общая любовь. Поэтому сейчас мы не можем сказать Церкви. Кто из нас есть Церковь? Но если человек пойдет против учения Церкви, то тогда «да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Язычник — это значит человек некрещеный, а мытарь — грешник. Что же с ним сделать? Убить его, наплевать ему в лицо, отомстить, в милицию сдать? Нет, об этом ничего не сказано. Что же требуется? А не общайся с ним, отойди, Бог с ним. Раз он не хочет мириться, раз он не хочет признать свою вину, для всех очевидную, раз он нарушает заповедь Божию, идет против всего строя церковной жизни, не надо его обличать, не надо его ругать. «Будет он тебе, как язычник и мытарь», отойди «от зла и сотвори благо».

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Спрашивается: почему? Каким образом это происходит? Дело в том, что человек может молиться как фарисей: сам собой быть доволен, сам себя очень любить, с большим почтением к себе относиться. Но такая молитва Богом не принимается. А когда двое или трое просят о ком-то или о чем-то у Бога, то этим они выполняют самую главную заповедь Божию, они едины в любви. И когда это единство в людях возникает, тогда Господь к ним приходит и они становятся неприступными.

Поэтому мы должны стремиться к этому единству, стремиться по воз­можности быть со всеми в мире, стараться братьям своим прощать немощи их, стараться все время, чтобы любовь не покидала наше собрание. Тогда Господь будет с нами. Дух Святой всех объединяет, это Дух собирающий, это Дух, объединяющий в любви. А дух сатанинский, дьявольский, наоборот, разделяет. И мы должны, особенно в день Святаго Духа, об этом вспомнить: объединить нас всех в любви может только Дух Святой по благодати Божией. Будем к Нему стремиться, а то, что нас разъединяет, будем из нашего сердца и из нашего общения изгонять.

35

← Духовное чтение на 10 июня 2018

На главную страницу сайта


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соборные молитвы
Молитвы по соглашению Акафисты по соглашению Домашний сорокоуст, усердная молитва
Записки в Храм

Записки О здравии

О упокоении, записки в храм

Молебны святым, Господу, Богородице

Молебен святителю Николаю

Молебен святой Матроне

Святая Матрона

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями

Молебен пред мощами мученика Виктора 2

Молебен пред Гробницей Божией Матери