Духовное чтение на 12 июня 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 июня 2018 года. На его страницах Вы сможете прочесть житие священномученика Василия Смоленского, пресвитера, апостол и Евангелие дня, а также наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Священномученик Василий Смоленский, пресвитер;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (7: 14-25; 8: 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от от Матфея (10: 9-15);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Священномученик Василий Смоленский, пресвитер

Дорогие братья и сестры, сегодня через житие священномученика Василия Смоленского мы мысленно перенесемся в период Великой Отечественной войны и увидим, в какой сложной ситуации находилось в Советском Союзе немногочисленное, уцелевшее к сороковым годам духовенство, оказавшееся на оккупированной территории.

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии. В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и по признании его невиновным вернулся служить в Казанский храм.

Однако очередное гонение на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. 19 октября отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу. Отбыв срок, 14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села, дабы поселиться за 101-м километром от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области, где стал служить в Никольской церкви.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области, где его застала война. Когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, уходя от немцев, он вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Советские власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – протоиерею Василию исполнилось в то время 73 года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.

– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.

– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?

– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.

– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?

– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.

– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?

– Да, было известно.

– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?

– В селе Холмец я остался со всеми верующими.

– То есть остались дожидаться немцев?

– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.

– Где и кому служить?

– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.

– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?

– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.

– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?

– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.

– Что вы им в свою очередь говорили?

– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».

– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?

– Таких молебнов я не служил.

– А проповеди произносили?

– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.

– Вы говорите неправду.

– Я показываю так, как было.

– Покажите о своей предательской деятельности.

– Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником… ».

Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Однако рассмотрение его дела продолжалось, и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог: Господь уже призвал к Себе Своего верного служителя.

Святые священномучениче Василие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Римлянам (глава 7-я: стихи 14-25; глава 8-я: стихи 1,2)

<Братия,> Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха.Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Евангелие дня, 52

Св. Евангелие от Матфея (глава 10-я: стихи: 9-15)

<Сказал Господь Своим ученикам:> Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Понятно, что в нашей жизни иску­шения, испытания, болезни обя­зательно будут, без этого никак не спасешься. Почему? Потому что, если уйти в монастырь, утром и вечером мо­литься по полному кругу, ночью читать Священное Писание, а днем в монастыр­ской больнице ухаживать за больными — вот так всю жизнь до капли отдать, — то­гда есть опасность возгордиться. И чтобы человек не возгордился, или игумен ему станет досаждать, или какие-то начнутся болезни, то одно­го ему будет недоставать, то другого — постоянно. То есть жизнь совсем не будет легкой, нет, чем больше ты будешь благодать Божию воспринимать, тем больше будет всяких смиряющих и трудных обстоятельств, потому что иначе эту благодать не удержишь. Чтобы благодать обильную удержать, нужно иметь глубочайшее смирение. Это един­ственная возможность. Поэтому все люди, которые посвятили свою жизнь Богу, живут в непрестанных внутренних и внешних скорбях, непрестанных, они вообще не прерываются ни на мину­ту. У нас, людей мирских, грешных, бывают периоды то получше, то похуже, то отдыхаем, то, наоборот, какая-то трудность на нас нападает, как-то все волнами. А если уж отдать себя, всю жизнь без остатка, тогда, конечно, будут непрестанные болезни, непрестанные нападения и непрестанные скорби. И через них человек достигает духовного совершенства, он становится уже чуждым миру, но своим Богу, потому что этим же путем прошел Христос: ничего Себе, полное обнищание, самая крайняя степень уничижения, очень тяжелый крест и абсолютная беспощадность к Самому Себе как к человеку. И мы видим в Евангелии, чем Его телесная жизнь заканчивается. Вот это есть христианство.

32

← Духовное чтение на 11 июня 2018

Записки в Свято-Казанский храм >>

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: