Качели. История

Большие деревенские качели (качеля, кочуля, катило, арель, арели, рели) обновляли или сооружали заново каждый год накануне Пасхи или в первые дни Пасхальной недели. Качались на них дети и молодежь потом всё лето. Обычно их устанавливали в каждой деревне на строго определенном месте: в саду, на берегу реки или озера, у большой дороги, за деревней на холме, на гумне и т.д.

Когда на качелях раскачивались по одному, устраивалась очередь, которая определялась так. Играющие бросали веник-голик или специально сшитый тряпичный мяч в ноги тому, кто сидел на качелях. Тот старался оттолкнуть его как можно дальше, чтобы никто не смог его поймать. Когда кому-нибудь удавалось схватить веник или мяч, он занимал место качающегося.

Во многих местах ставили не только качели, но и «скакухи». «Скакуха» — это широкая длинная доска, положенная на чурбан. Один из скакавших становился на один конец доски, другой прыгал на противоположный конец, подкидывая первого, при этом играющие выделывали в воздухе разные фигуры. На «скакухах» дети и подростки прыгали и летом, и зимой.

Кое-где устраивали «бегунки». В центре деревенской площади ставили высоченный столб, на его вершину надевали крестовину. Она свободно вращалась. К концам перекладин привязывали веревки. Катающиеся, схватившись за веревку, разбегались и отрывались от земли.

В указе Петра Первого от 1722 года читаем: «Подобные общие забавы в свободные от работы праздничные дни служат для народного просвещения и развлечения».

Качели. История