Духовное чтение на 13 июня 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 13 июня 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Священномученик Философ Орнатский, пресвитер;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 8: стихи 2-13);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: стихи 16-22);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Священномученик Философ Орнатский, пресвитер, и сыновья его мученики Борис и Николай

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем жизненный путь удивительного человека с необычным именем Философ. Священномученик Философ Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Философ Николаевич окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию и в 1885 году со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 июля 1885 года Философ Николаевич обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского.

26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28 июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Сюда отец Философ был назначен законоучителем. Сразу же после рукоположения молодой деятельный священник стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь.

С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1893 году отец Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нес свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Сам батюшка, имея большую семью, а у него было десять детей, жил очень скромно. Все множество общественных званий и должностей, которые он нес во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово». Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Узы духовной дружбы связывали его и с патриархом Тихоном. Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна.

В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьей переехал в небольшое казенное помещение. Неоднократно и сам он выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорт с вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества. К тому же один его сын – Николай, военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии, а другой сын – Борис, штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на австро-венгерском фронте. Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова, и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма; понимая, что православие является основой русской жизни, батюшка призывал интеллигенцию не забывать этого.

На его глазах в январе 1918 года, вскоре после революции, был расстрелян его свояк, то есть муж сестры его жены, священномученик протоиерей Петр Скипетров, о котором мы говорили 20 января. При отпевании священномученика батюшка произнес проповедь, бесстрашно обличая большевиков. После убийства в лавре отца Петра он организовал защиту святынь Александро-Невской лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли.

9 августа 1918 года отца Философа вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в ЧК, требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадта. Также нам только предположительно известно, что около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключенными офицерами отца Философа повезли на расстрел. Сохранилось предание, что по дороге батюшка читал вслух отходную над приговоренными. Место казни находилось по одним предположениям в Кронштадте, по другим – неподалеку от Финского залива, между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Священномучениче Философе, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Послание к Римлянам (глава 8: стихи 2-13)

<Братия,> закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: стихи 16 -22)

казал Господь Своим ученикам:> Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов 2

Бог знает все наши грехи — и не потому, что священник их на исповеди выслушивает. А для чего же нужна исповедь? Дело в том, что, называя свои грехи, человек испытывает некий стыд, который оказывает на него лечебное воздействие. Но самое главное — то, что кающийся познает свою греховность. Избавиться от какой-то опасности можно, только эту опасность осознав. И исповедание наших грехов как раз и есть это осознание. Если человек, каясь в некоем проступке, осознает его именно как грех, как опасность, он с этого момента может вступить в борьбу с этим грехом.
Поэтому, казалось бы, чем чаще человек исповедуется, тем лучше, тем в большей чистоте он будет держать свою душу. Фор­мально это так. Но в любом деле, а тем более в духовной жизни важно не только что чело­век делает, а важно, как он это делает. Есть ли у нас действительно сокрушение в том, в чем мы каемся? Нет ли у нас в этом самооправдания? Нет ли у нас магического отношения к таинству покаяния? Не думаем ли мы, что если мы просто назвали грех, то он нам автоматически прощен? Это большое заблуждение.

Если человек, подходя к исповеди, осознал в себе некий грех, который в нем живет, и этот грех оплакивает, просит у Бога прощения и изо всех сил своей души желает от него избавиться, то, если это действительно так, приходит к человеку не­видимая благодать Божия — и грех исчезает. Если после того, как человек раскаялся, он в этот грех больше не впадает, значит, грех ему прощен. А если он опять и опять в этот грех впадает, значит, грех ему не прощен. Что такое прощен? Это, значит, изглажен, сделан не бывшим. А раз мы в одни и те же грехи впадаем, то это значит, что Господь их нам не прощает.

Почему мы часами готовы у священников одного, другого, третьего время отни­мать, но ничего с нами не происходит? Потому что на самом деле мы не хотим от свое­го греха избавиться: он нам сладок, он нам радостен, мы им услаждаемся, грех нам очень дорог, он нами любим. Поэтому хотя мы на исповеди говорим, что согреша­ем раздражением, но это не значит, что мы собираемся от этого раздражения избавляться, что мы сделаем какое-то усилие, чтобы оно ушло. Так же и с грехами осуждения, зависти, злобы и многими другими. Поэтому если мы не возьмемся за ум, не подойдем к этой проблеме серьезно, то мы во грехах умрем.

Заглавие, окончание 33

Записки в Храм к 17 июня 2018 >>

Духовное чтение на 12 июня 2018 года

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: