Духовное чтение на 29 июня 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный на 29 июня 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть житие преподобного Моисея Оптинского, апостол и Евангелие дня, а также получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Преподобный Моисей Оптинский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 16-я: стихи 1-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13: стихи 3-9);
• Толкование Евангелия — Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Преподобный Моисей Оптинский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы познакомимся с житием преподобного Моисея Оптинского. Будущий подвижник в миру был известен как Тимофей Иванович Путилов и родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии. В семье было 10 детей, из которых Тимофей был третьим.  Двое его братьев впоследствии тоже стали монахами и игуменами.

Родители братьев были люди православные и благочестивые, купеческого звания: Иван Григорьевич и Анна Ивановна. Семейство Путиловых было довольно состоятельным, но в училище Иван Григорьевич ни одного сына не отдал, опасаясь, кабы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя. Потому отец детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. Мать, Анна Ивановна, была боголюбива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву.

Здесь, в Москве, было много духовных святынь, доступно больше духовной литературы. Со временем братья утвердились в желании монашеской жизни и  решили поехать в Саров. Тимофею было 22 года, Ионе 18 лет. Опасаясь, что отец не даст им согласия на монашество, братья написали ему письмо, в котором объясняли, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примете другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Уже из Сарова они написали отцу откровенно о своем намерении. Отец разгневался и приказал сыновьям немедленно возвращаться домой, но они не показывались ему два с половиной года.

За это время Иван Григорьевич разболелся и, когда Тимофей приехал к отцу просить прощения, отпустил сына в монастырь. А через год, после уговоров отпустил с ним Иону. Дети очень почитали своего отца и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике у алтаря церкви Всех Святых написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».

В Сарове братья встретились с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там преподобный Серафим Саровский. Брат Иона остался в Сарове и впоследствии стал Саровским игуменом. Тимофей же в 1811 году поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, было ему в ту пору 29 лет. Здесь он провел десять лет, здесь был пострижен старцем Афанасием, учеником великого Паисия Величковского, в монахи с именем Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина. Со временем отец Моисей поселился вместе другими пустынниками в лесу, на берегу лесной речки. В праздники к ним приходил священник, чтобы причастить их. В 1816 году к отцу Моисею приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь.

Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, приобрел сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений.

В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной пустыни и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество и хотел устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и еще двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке. С великим трудом новоприбывшие пустынники должны были очистить место от сосновых многовековых деревьев. Из срубленного леса построили небольшую келью, огородили забором, поставили церковь в честь Иоанна Предтечи. Отец Моисей поехал за сбором в Москву и вернулся в повозке, столь нагруженной, что ему самому места почти не оставалось.

В 1822 году храм был освящен. Преосвященный Филарет приехал в Оптину, и отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму. Владыка же предложил ему священство. Отец Моисей по смирению отказывался, но наконец был убежден и в 1822 году, в возрасте сорока лет был рукоположен в иеромонахи и определен духовником Оптиной пустыни, а через три года преподобного Моисея избрали ее настоятелем.

Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея Оптинского. За эти годы его трудами Оптина преобразилась. Число братии увеличилось в несколько раз. Была почти удвоена монастырская земля. При приеме в обитель преподобный Моисей не требовал денежного вклада, он любил принимать больных, слепых, бедных, которые ничем не могли воздать обители. Когда при его кончине открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стеною. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», – сказал его брат, преподобный Антоний.

При преподобном Моисее пришел в Оптину послушником будущий ее великий светильник – преподобный старец Амвросий. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Великий ангельский образ преподобный Моисей сподобился принять незадолго до своей кончины, которая последовала в 1862 году, на 81-м году его земной жизни.

Преподобне отче Моисее, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание к Римлянам (глава 16-я: стихи 1-16)

<Братия,> Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 1-8)

казал Господь притчу сию:> Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто имеет уши слышать, да слышит

Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: «Кто имеет уши слышать, да слышит.

 

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Человек создан трехсоставным: у него есть плоть, есть душа и дух. И все три эти состава способны на любовь: любовь может быть плотская, любовь может быть душевная, и любовь может быть духовная. И в каждом из нас какой-то из этих видов любви преобладает.

Если человек стремится только к чувственным удовольствиям, которые можно ощутить кожей, гортанью, еще чем-то, то это любовь плотская. Сюда относится любовь к еде или стремление полежать на диване, свое тело понежить, желание именно телесного покоя, телесных удовольствий, чисто физических.

А есть любовь душевная. Это когда человек любит душе своей доставить удовольствие, помечтать, пофантазировать, что-то вспомнить, что-то сентиментальное почитать, душу свою немножко почесать, и она начинает мурлыкать, и все забывается, начинаются какие-то грезы. Или музыку особенную послу­шать, от которой можно куда-то улететь в другие места.

Но Бог требует любви духовной. А так как главное в человеке — это его дух, то, чтобы дух наш воспрял, чтобы он окрылился, чтобы он воспарил, необходимо плотское и душевное угнетать. Для этого святая Церковь и устанавливает посты — чтобы мы воздерживались в пище, воздерживались от всяких удовольствий душевных и старались упражняться в молитве, в добрых делах.

Раз мы не можем постоянно быть в такой бодрости, ну хотя бы постараемся в среду и пятницу или в длительные посты церковные. А окончательная цель этих упражнений — чтобы все душевное и плотское в конечном итоге победить, потому что в Царствие Небесное оно войти не может.

Поэтому в течение нашей жизни, сколько нам отмерено, нам надо успеть это все с себя сбросить. Как змея кожу меняет, когда по камням ползает, так и человек, если он возжелал духовной жизни, должен не искать себе что-то повкуснее поесть, не выбирать себе жену покрасивее — не этим его душа должна заниматься. Если он хочет быть духовным человеком, то, наоборот, он должен стремиться к тому, чтобы это все в нем постепенно уступило место духовному. Иначе просто никак невозможно.

35

Духовное чтение на 28 июня 2018 года

На главную страницу сайта


Мир Вам!

В связи с летним отпуском сотрудников сайта «Семья и Вера», Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 31 июля.

Если Вы хотите испросить у духовника нашего сайта священника Димитрия Синявина благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить после 2 августа, и отец Димитрий Вас с радостью его преподаст!

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери