Духовное чтение 3 июля 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 3 июля 2018 года. На его страницах Вы сможете прочесть житие праведного Николая Кавасилы, апостол и Евангелие дня, а также наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Праведный Николай Кавасила;
• Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам глава 1, стихи 1-9);
• Евангелие дня – Св. Евангелие от Матфея (глава 13: стихи: 24-30);
• Толкование Евангелия – Свт. Хроматий Аквилейский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Праведный Николай Кавасила

Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим об удивительном святом, который, не будучи облечен в священный сан, был прославлен как православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ, писатель и представитель византийской традиции исихазма – это святой праведный Николай Кавасила.

Два солунских святых XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению управлял солунской паствой до 1340 года, при императоре Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335–1340 годах Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита — будущий Константинопольский патриарх Исидор Бухир.

Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать его партии, посольство в 1346 году отправилось к его сыну Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, путем этих самых отношений Николай приобрел благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. В результате святой Николай был другом и советником императора Иоанна Кантакузина на протяжении многих лет, поддерживал его во время гражданской войны и с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года. В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на Святую Гору, где пробыли год.

Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, император Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Николай Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.

Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения, ради принятия монашеского пострига призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были мирянин Николай Кавасила и еще двое архиереев: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. Но этот случай показывает высокий авторитет Кавасилы среди современников, раз его предлагали возвести прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

В то же время Николаю Кавасиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником православия и строгой аскетической жизни.

Один только краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из его комментария на Птоломея; ко времени его занятий делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из его богословских произведений известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма. Однако слава Николая Кавасилы как богослова-мистика главным образом основана на его сочинении «О жизни во Христе». В семи главах этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни.

Также известным творением Николая Кавасилы является его «Изъяснение Божественной литургии». Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана. Вероятной датой кончины праведного Николая Кавасилы является 1397 год.

Святый праведный Николае, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Первое послание к Коринфянам глава 1, стихи 1-9)

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Евангелие дня, 52

Св. Евангелие от Матфея (глава 13: стихи: 24-30)

казал Господь притчу сию:> Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Свт. Хроматий Аквилейский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Но когда рабы отца семейства, то есть апостолы, сказали Господу, что отделят плевелы от пшеницы, Он оставил расти то и другое до поры, то есть до скончания мира. Он очевидно указывает, что в это время пошлет жнецов, то есть ангелов, чтобы они отделили пшеницу от плевел, то есть выбрали святых из среды неправедных и поместили праведников в Царство Небесное, как пшеницу в амбары, а неправедных и грешников предали огню геенны, как плевелы. Господь указывает, что там постоянно будет плач и зубовный скрежет: Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:42). Когда же Господь говорит, что там плач и скрежет зубов, то, несомненно, указывает на будущее воскресение не только души, как хотели бы некоторые еретики, но и тела. Ибо плакать глазами и скрежетать зубами — это наказание, присущее именно телу. Поэтому из этих слов Господа можно понять, сколь велико заблуждение разных еретиков, не верящих в будущее телесное воскресение.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Единственное условие исправления, просто необходи­мое, — нужно обязательно увидеть, в чем надо испра­виться. Господь не может человека изменить, не может ему помочь, если человек не знает, в чем ему исправляться. Автоматически это не происходит, тут должна участвовать человеческая воля. Если человек позна­ет, что он грешник вот в том-то и том-то, это и есть залог исправления. Для это­го Господь и установил в Церкви вели­кое таинство покаяния, и уже с самой древности одной из составных частей его является исповедь. Но на исповеди человек не механически перечисляет свои грехи и получает отпущение гре­хов. Так думать неправильно: вот сейчас все грехи скажу, и тогда мне простится, а если я какой-то грех забуду, тогда он не простится. На самом деле это совер­шенно истине не соответствует, потому что никакое механическое отношение к Богу невозможно, оно даже кощун­ственно.
Бог живой, а всякое механическое действие, если в нем не участвует воля человека и нет взаимоотношения двух живых существ, Бога и человека, — это магия. Если взять и механически прочесть правило, это будет кощунство, потому что нет живого старания превратить чтение в молитву, пусть даже ничего и не получится. На самом деле, чтобы получилось, зависит только от Бога. Молиться человек может только Святым Духом, и если Святый Дух не пришел к нему, то он и не может молиться, он может только стараться. Вот старание — это от человека, старание — это живое, ста­рание — это настоящее, старание — это подлинное, а ре­зультат — от Бога.32

← Духовное чтение на 2 июля 2018

Записки в Свято-Казанский храм >>

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: